Гражданское дело № 2-894/2021 (публиковать)
УИД: 18RS0002-01-2020-006976-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 04 июня 2021 года
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Созонова А.А.,
при секретаре Александровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поздеевой (Загидуллиной) Л.Р. к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения», Российской Федерации в лице ФССП, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, о понуждении выплатить пособие по безработице со дня признания безработной, взыскание компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Поздеева (Загидуллина) Л.Р. обратился в суд с административным иском к филиалу Первомайского отделения ГКУ УР «Центр занятости населения», ГКУ Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения», директору ГКУ УР «Республиканский центр занятости населения» Мухаметзяновой Л.А., Управлению службы судебных приставов РФ по Удмуртской Республике, Российской Федерации в лице ФССП России о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработной, понуждение к совершению действий, понуждении выплатить пособие по безработице со дня признания безработной, взыскание компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что <дата> истец обратилась в Первомайское отделение ГКУ УР «Центр занятости населения гор.Ижевска» («Республиканский центр занятости населения») с заявлением о постановке ее на учет в качестве безработной, оказании помощи в трудоустройстве. В эту же дату она зарегистрировала свое заявление онлайн через сайт Госуслуг, после чего была приглашена на личный прием в Первомайское отделение ГКУ УР «РЦЗН» <дата>, на котором ей сообщили об отказе в регистрации в качестве безработной, в связи с тем, что у нее отсутствует постоянная регистрация по месту ее жительства.
В связи с отказом Первомайского отделения ГКУ УР «ЦЗН» <дата> она обратилась в вышестоящую организацию Центра занятости с письменным заявлением на имя директора ГКУ УР «Центр занятости населения гор.Ижевска» Мухамедзяновой Л.А.
На ее заявление от <дата> был предоставлен ответ от <дата> за №, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.
Из этого же письма ей стало известно, что <дата> она поставлена на учет в Первомайском отделении ГКУ УР «РЦЗН» в качестве ищущего работу гражданина.
Полагает, что отказ Республиканского центра занятости населения признать ее безработной нарушает ее гражданские права на труд, является дискриминацией по признаку отсутствия жилья, ставит ее в неравное положение с иными гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации из-за отсутствия работы, лишившимися материального вознаграждения за свой труд.
Отказ ответчика в регистрации ее в качестве безработной неправомерен, противоречит нормам ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
С <дата> года она постоянно проживает и зарегистрирована в маневренном фонде Администрации города Ижевска по адресу: <адрес> комната 5, 6 по договору найма жилого помещения маневренного фонда №/м от <дата>. Место жительства является для нее постоянным, поскольку иного жилья она не имеет, но регистрация носит временный характер, поскольку согласно требованиям Администрации города Ижевска-собственника маневренного фонда- регистрация по месту жительства оформляется свидетельством о регистрации по месту пребывания. Иной регистрации - ни постоянной, ни временной- у нее не имеется.
Факт ее постоянного проживания на территории гор. Ижевска подтверждается Отделом Пенсионного фонда России по Первомайскому району города Ижевска УР, который назначил и ежемесячно выплачивает ей пенсию по инвалидности.
Администрацией Первомайского района гор. Ижевска в <дата> году она признана малоимущей и поставлена на учет на получение жилья в связи с его отсутствием.
В диализном центре ООО «Фрезениус Нефрокеа» гор. Ижевск она проходит процедуру гемодиализа с <дата>, получает иные медицинские услуги в гор. Ижевске.
Вышеуказанное доказывает ее постоянное проживание на территории гор. Ижевска УР. Документов, подтверждающих ее постоянное место жительства по иному адресу, она не может предоставить ввиду их физического отсутствия.
Законом РФ № 1032-1 от 19.04.1991 года «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить. Она не признана нетрудоспособной. Постановка Первомайским отделом Центра занятости ее на учет в качестве ищущей подходящую работу подтверждает, что ею предоставлены все необходимые документы.
Поскольку она зарегистрирована в целях поиска подходящей работы, в течение 11 дней её были обязаны в Первомайском отделе ЦЗН признать безработной.
Из-за отказа признать ее безработной, ей не назначено пособие по безработице. Учитывая, что согласно ст.31 Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным, начисляется пособие по безработице с первого дня признания безработным и выплачивается ежемесячно.
Отказ зарегистрировать ее в качестве безработной по признаку отсутствия постоянного места регистрации был признан незаконным Апелляционным определением Верховного суда УР по делу N33а-2048/2019. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. В соответствии со ст.61 ГПК РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Первомайским районным судом гор. Ижевска по делу № (во исполнение апелляционного определения ВС УР по делу №) был изготовлен исполнительный лист ФС № от <дата> об обязании ГКУ «Центр занятости населения» поставить ее на учет в качестве безработной, который она предъявила для исполнения в Октябрьский РОСП гор.Ижевска.
<дата> судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП гор.Ижевска было возбуждено исполнительное производство №ПИП, однако <дата> оно окончено без исполнения с формулировкой «требования исполнительного документа выложены в полном объеме» без всяких на то оснований. Решение суда обязательно для исполнения.
Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя ею не оспорены в отдельном судебном производстве. Не признание действия (бездействия) судебного пристава незаконным не является основанием для оставления ее заявления без рассмотрения.
Она инвалид детства по заболеванию почек. Однако у нее хорошее образование, она педагог. Из-за невостребованности своих знаний она теряет квалификацию. Самостоятельно она не может трудоустроиться из-за наличия инвалидности. Обязанность Республиканского центра занятости населения оказать содействие инвалидам трудоустроиться на квотируемые для инвалидов места.
Федеральный закон «О занятости населения в РФ» гарантирует инвалидам дополнительные права при поиске работы и во время трудовой деятельности. Законодательно введено понятие сопровождения инвалида при его трудоустройстве.
Просит:
1. Признать незаконным отказ ГКУ УР «Республиканский центр занятости населения» в регистрации административного истца в качестве безработной.
2. Обязать ГКУ УР «Республиканский центр занятости населения» зарегистрировать административного истца в качестве безработной с <дата>.
3. Обязать ГКУ УР «Республиканский центр занятости населения» выплатить административному истцу пособие по безработице со дня признания административного истца безработной, а также компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.
4. Взыскать с Российской Федерации в лице УФССП России, в пользу административного истца, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Определением суда от <дата> административные исковые требования Поздеевой (Загидуллиной) Л.Р. к филиалу Первомайского отделения ГКУ УР «Центр занятости населения», Государственному казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения», директору ГКУ УР «Республиканский центр занятости населения» Мухаметзяновой Л.А., Управлению службы судебных приставов РФ по Удмуртской Республике, Российской Федерации в лице ФССП России о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработной, понуждение к совершению действий, понуждении выплатить пособие по безработице со дня признания безработной, взыскание компенсации морального вреда, разделены.
В отдельное производство выделены требования:
Обязать ГКУ УР «Республиканский центр занятости населения» выплатить административному истцу пособие по безработице со дня признания административного истца безработной, а также компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей
Взыскать с Российской Федерации в лице УФССП России, в пользу административного истца, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, по ним принято решение в порядке главы 12 ГПК РФ.
В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования и просила:
Взыскать с ГКУ УР «Республиканский центр занятости населения» ежемесячное пособие по безработице за период с <дата> по <дата> в размере 13 800 рублей (1725*8 месяцев).
Взыскать с Российской Федерации в лице УФССП России компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования, привлечено Министерство социальной политики и труда УР.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, уведомленного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании:
- представитель истца Загидуллина Г.Х., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддерживает, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что до настоящего времени права Поздеевой Л.Р. не восстановлены, не смотря на вступившее в законную силу решение Первомайского районного суда от <дата>. Обратилась с заявлением <дата>, была в Отделе один раз <дата>, обещали пригласить, но больше не вызывали. Моральный вред истец обосновывает нарушением имущественных прав (истец имеет первую группу инвалидности, заперт в четырех стенах, деградирует, целыми днями сидит в компьютере в поисках работы, получает отказ).
- представитель ответчика (ГКУ УР ЦЗН г. Ижевска) и третьего лица (Министерство социальной политики и труда УР) - Дубовцев П.А., действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал письменные возражения, из которых следует, что <дата> Поздеева Л.Р. обратилась в филиал Республиканского ЦЗН «ЦЗН Первомайского района г. Ижевска» через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, в месте с заявлением была представлена копия паспорта Поздеевой Л.Р. без отметки о регистрации по месту жительства. Также <дата> Поздеевой Л.Р. было представлено в Республиканский ЦЗН заявление на получение пособия по безработице. Впоследствии Поздеева Л.Р. лично представила в Республиканский ЦЗН трудовую книжку, индивидуальную программу реабилитации, свидетельство о браке, документ об образовании, пенсионное удостоверение, а также свидетельство о регистрации по месту пребывания.
В соответствии с Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 (далее - Временные правила), на основании Заявления и предъявленных к нему документов, Поздеева Л.Р, была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы.
При этом, при принятии решения о регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы и предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, специалист центра занятости населения производит постановку на учет путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданином документах, а также даты обращения гражданина в Республиканский ЦЗИ, являющейся датой постановки на регистрационный учет.
Поздеевой Л.Р. до настоящего времени предоставляется государственная услуга: подбор вариантов трудоустройства. Поздеева Л.Р. получила перечень вариантов оплачиваемой работы, содержащейся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, для самостоятельного посещения работодателей.
В соответствии с п. 8 Временных правил решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.
Порядок принятия решения о признании гражданина безработным установлен п.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о занятости решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Согласно ст.ст. 2, 6 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства может являться дом маневренного фонда. Основанием, для признания гражданина проживающим постоянно в определенном месте жительства является его регистрация по месту жительства (от места жительства следует отличать место пребывания).
Согласно ст.95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания. В силу п.2.3 ст.106 ЖК РФ договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на определенный период. Истечение периода, на который заключен договор найма, жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора. Таким образом, проживание Поздеевой Л.Р. в помещении маневренного фонда носит временный характер, а значит, не является постоянным местом жительства.
Согласно Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713 (далее Правила № 713), документом, подтверждающим факт регистрации гражданина по месту жительства, является паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства (п. 18 Правил №»713), а документом по месту пребывания - свидетельство о регистрации по месту пребывания (п. 12 Правил № 713).
В отличие от места жительства, регистрация граждан по месту пребывания, согласно пункту 15 указанных Правил, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.
По месту пребывания гражданин может быть зарегистрирован в нескольких населенных пунктах, в том и состоит отличие места пребывания от места жительства.
Из смысла Правил № 713 следует, что одномоментно гражданин может быть зарегистрирован как по месту жительства, так и по месту пребывания.
Чтобы исключить возможность злоупотребления правами граждан на получение пособия по безработице в нескольких центрах занятости одновременно, Законом о занятости населения был установлен порядок признания гражданина безработным (п.2 ст.3), условия и сроки выплаты пособия по безработице (ст.31).
В силу п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина, которое указано в паспорте гражданина в отметке о регистрации по месту жительства. При этом гражданину следует подать Заявление о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы обязательно с предъявлением полного пакета документов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом о занятости определено, назначение и выплата этого пособия, производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту жительства.
На основании предоставленных Поздеевой Л.Р. документов, специалист центра занятости не имел возможности установить факт проживания Поздеевой Л.Р. по месту пребывания постоянно (является ли оно постоянным местом жительства) в силу отсутствия на то полномочий.
Па письменное обращение Поздеевой Л.Р. от <дата> с просьбой о признании ее безработной Республиканский ЦЗН в письме от <дата> № указал, что поскольку по адресу: (<адрес>.6 Поздеева Л.Р. зарегистрирована по месту пребывания, решение о признании ее безработной быть не может.
В силу п.2 ст.3 Закона о занятости населения решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина, которое указано в паспорте гражданина в отметке о регистрации по месту жительства, либо в решении суда общей юрисдикции. До настоящего момента Поздеевой Л.Р. ни один из указанных документов не предъявлен.
На основании изложенного у Республиканского ЦЗН отсутствуют правовые основании для принятии решения о признании Поздеевой Л.Р. в качестве безработной.
Что касается ссылок Поздеевой Л.Р., на апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от <дата> по делу №, то данное решение было приято по конкретному делу, в ходе которого рассматривались конкретные юридические факты, имевшиеся на момент обращения гр. Загидуллиной Л.Р. с заявлением о признании ее безработной от <дата>. Данным решением не признано зарегистрированное место пребывания Загидуллиной Л.Р. в помещении маневренного фонда в качестве ее места жительства.
Кроме того, с момента принятия данного решения произошли события, которые возможно привели к изменению установленных судом юридических фактов, а имени произошло изменение семейного положения административного истца, смена ее фамилии.
Учитывая, что при отказе в признании Поздеевой Л.Р. в качестве безработной работники Республиканского ЦЗН действовали в строгом соответствии с действующим законодательств, считает, что в действиях Республиканского ЦЗН отсутствует вина в причинении Поздеевой JI.P. морального вреда.
Кроме того, истцом в своем заявлении указано, что отказом в признании его безработным, Республиканский ЦЗН отказал ей в помощи в трудоустройстве в течение длительного периода времени, чем причинил неимоверные нравственные страдания, невостребованность его знаний, влечет потерю его квалификации.
Однако данные доводы истца не соответствую действительности.
В соответствии с Законом о занятости признание безработным ни как не связано с поиском подходящей работы для гражданина. После обращения в Республиканский ЦЗН Поздеева Л.Р. была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы. После чего ей были предоставлена услуги по поиску подходящей работы.
Данной точки зрения придерживается также и Конституционный суд РФ, который в своем определении от 21.11.2013 № 1868-0 указал: « Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства».
В своем заявлении административный истец утверждает, что по вине государственных служащих он лишен свободы выбора места пребывания и жительства. Данное утверждение истца не соответствует действительности, так как работники центра занятости ни как не могли лишить ее данных прав. У работников службы занятости отсутствуют какие - либо возможности по воздействию на гражданина при выборе им места жительства или пребывания гражданина, оказанию воздействия при изменении им места жительства и пребывания.
В связи с чем, Республиканский ЦЗН ни как не нарушил личные неимущественные права административного истца и не осуществлял посягательство на принадлежащие ему другие нематериальные блага.
Как указал Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 20.12.1994 № 10, ст. 151 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, установлена ответственность за причинение гражданину морального вреда лишь в случаях причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
Поскольку как было указано выше личные неимущественные права административного истца небыли нарушены, посягательство на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага со стороны Республиканского ЦЗН отсутствовало, требования административного истца касаются только имущественных прав граждан на получение пособия по безработице. В связи с чем, требования, о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов службы занятости, к такой ответственности, не имеется. В иске просит отказать.
- представитель ответчиков (ФССП, УФССП России по УР) Баталова М.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, представила письменные возражения, согласно которым решением Первомайского районного суда г. Ижевска от <дата> отказано в удовлетворении административного искового заявления Загидуллиной Л.Р. о признании незаконным отказа ГКУ УР «Центр занятости населения» в постановке Загидуллиной Л.Р. на учет в качестве безработной.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики от <дата> решение Первомайского районного суда г. Ижевска от <дата> отменено в части, признан незаконным отказ ГКУ УР «Центр занятости населения» в постановке Загидуллиной Л.Р. на учет в качестве безработной.
<дата> Загидуллина Л.Р. зарегистрирована в качестве безработного, ей назначено и выплачено пособие по безработице в размере 575 рублей.
<дата> Загидуллина Л.Р. снята с учета в качестве безработного по причине длительной (более месяца) неявке гражданина в органы службы занятости без уважительных причин.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 35 Закона РФ от <дата> №1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее-Закон №1032-1) длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости населения без уважительных причин является основанием для прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона №1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 №891 регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы (далее - регистрационный учет), ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 1032-1 решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их за - меняющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Таким образом, на момент предъявления исполнительного документа к исполнению, заявление Загидуллиной Л.Р. о постановке ее на учет в качестве безработного было рассмотрено ГКУ «Центр занятости населения».
<дата> Поздеевой (Загидуллиной) Л.Р. на исполнение в Октябрьский РОСП г. Ижевска предъявлен исполнительный лист серии ФС № выданный Первомайским районным судом г. Ижевска по делу №.
<дата> судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ижевска возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ГКУ УР «Центр занятости населения», предмет исполнения: возложить на ГКУ УР «Центр занятости населения» обязанность рассмотреть заявление Загидуллиной Л.Р. о постановке ее на учет в качестве безработной, в пользу взыскателя Загидуллиной Л.Р.
<дата> исполнительное производство окончено на основании п. 1 ч. 1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные права, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда; согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.12.1994 года №10 под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина; моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.; согласно ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом; статья 1069 ГК РФ, регулирующая гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный публичной властью, прямо не предусматривает компенсацию морального вреда гражданину или юридическому лицу; Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.09.2007 года №229-ФЗ не содержит прямого указания на взыскание морального вреда при защите прав взыскателя, должника и других лиц путем применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя; каких-либо достоверных доказательств того, что в результате бездействия службы судебных приставов истцу причинены какие-либо физические или нравственные страдания, не представлено. В иске просит отказать.
Суд, изучив доводы искового заявления, пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что <дата> Поздеева Л.Р. обратилась в филиал Казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» - «ЦЗН Первомайского района г. Ижевска» через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, вместе с заявлением была представлена копия паспорта Поздеевой Л.Р.
<дата> Поздеевой Л.Р. было представлено в Республиканский ЦЗН заявление на получение пособия по безработице. Впоследствии Поздеева Л.Р. лично представила в Казенное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» трудовую книжку, индивидуальную программу реабилитации, свидетельство о браке, документ об образовании, пенсионное удостоверение, а также свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: УР, <адрес>.
<дата> Поздеева Л.Р. поставлена на учет в качестве ищущего работу гражданина в филиале Республиканского ЦЗН «ЦЗН Первомайского района г. Ижевска».
Письмом № директора Казенного учреждения УР «Республиканский центр занятости населения» Мухамедзяновой Л.А. от <дата> в ответ на обращение от <дата> сообщено, что согласно п. 2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Проживание по указанному адресу: <адрес> носит временный характер, а значит, не является постоянным местом жительства, если не установлено иное. <дата> Поздеева Л.Р. поставлена на учет в качестве ищущего работу гражданина в филиале Республиканского ЦЗН «ЦЗН Первомайского района г. Ижевска». Право на защиту от безработицы не нарушено.
Несогласия истца с указанным ответом и послужило основанием к подаче указанного иска.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Ижевска от <дата> по административному иску Поздеевой (Загидуллиной) Л.Р. к Филиалу Первомайского отделения ГКУ УР «Центр занятости населения», Государственному казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения», директору ГКУ УР «Республиканский центр занятости населения» Мухамедзяновой Л.А. о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработной, понуждении к совершению действий установлены следующие обстоятельства:
- <дата> Поздеева Л.Р. обратилась в филиал Республиканского ЦЗН «ЦЗН Первомайского района г. Ижевска» через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, в месте с заявлением была представлена копия паспорта Поздеевой Л.Р.
- <дата> Поздеевой Л.Р. было представлено в Республиканский ЦЗН заявление на получение пособия по безработице. Впоследствии Поздеева Л.Р. лично представила в Республиканский ЦЗН трудовую книжку, индивидуальную программу реабилитации, свидетельство о браке, документ об образовании, пенсионное удостоверение, а также свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: УР, <адрес>
- <дата> Поздеева Л.Р. поставлена на учет в качестве ищущего работу гражданина в филиале Республиканского ЦЗН «ЦЗН Первомайского района г. Ижевска».
- в соответствии с письмом № директора Казенного учреждения УР «Республиканский центр занятости населения» Мухамедзяновой Л.А. от <дата> в ответ на обращение от <дата> сообщено, что согласно п.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Проживание по указанному адресу: <адрес> носит временный характер, а значит, не является постоянным местом жительства, если не установлено иное. <дата> Поздеева Л.Р. поставлена на учет в качестве ищущего работу гражданина в филиале Республиканского ЦЗН «ЦЗН Первомайского района г.Ижевска». Право на защиту от безработицы не нарушено.
- в соответствии с договором найма жилого помещения маневренного фонда №/м от <дата>, заключенным между Управлением муниципального жилья Администрации г. Ижевска (наймодатель) и ФИО9 (наниматель) наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> 18 АА №, состоящее из жилого помещения № общей площадью <данные скрыты> кв.м. и на основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата> 18 АА №, состоящее из жилого помещения № общей площадью <данные скрыты> кв.м., в квартире, состоящей из шести жилых помещений общей площадью <данные скрыты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные скрыты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем (п.1 договора).
Жилое помещение предоставлено в связи с утратой жилья по решению Ленинского районного суда от <дата> на срок до <дата> (п.2 договора).
Жилое помещение отнесено к маневренному фонду на основании Распоряжения Администрации г. Ижевска от <дата> № (п.3 договора). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: Загидуллина Л.Р. – дочь, ФИО17. – дочь. Срок действия договора в дальнейшем продлевался соглашениями об изменении договора найма жилого помещения маневренного фонда.
- Свидетельством № о регистрации по месту пребывания подтверждается регистрация Поздеевой Л.Р. по месту пребывания по адресу: <адрес> период с <дата> по <дата>.
- Свидетельством № о регистрации по месту пребывания от <дата> подтверждается регистрация Поздеевой Л.Р. по месту пребывания по адресу: <адрес> период с <дата> по <дата>.
- ранее Поздеева (Загидуллина) Л.Р. уже состояла на учете в качестве безработной, была поставлена на учет на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам ВС УР от <дата>, которым был признан незаконным отказ ГКУ УР «Центр занятости населения г. Ижевска» в постановке на учет Загидуллиной Л.Р. на учет в качестве безработной, в дальнейшем снята с учета.
Так, <дата> Загидуллина Л.Р. была зарегистрирована в качестве безработного, ей назначено и выплачено пособие по безработице в размере 575 рублей.
<дата> Загидуллина Л.Р. снята с учета в качестве безработного по причине длительной (более месяца) неявке гражданина в органы службы занятости без уважительных причин.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, представленными доказательствами и сторонами в судебном заседании не оспаривались.
В силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу ч. 2 ст. 209 этого же кодекса после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Аналогичные разъяснения даны в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении".
Приведенные положения процессуального закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.
Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Ижевска УР от <дата> судом признан незаконным отказ Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» в постановке Поздеевой Л.Р. на учет в качестве безработной по заявлению истца от <дата>, на Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» возложена обязанность рассмотреть заявление Поздеевой Л.Р. о постановке ее на учет в качестве безработной.
Как следует из текста искового заявления, истец просит взыскать с ГКУ УР «Республиканский центр занятости населения» ежемесячное пособие по безработице за период с <дата> по <дата> в размере 13 800 рублей (1725*8 месяцев), которого истец была лишена в результате незаконных действий ответчика.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту также - Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
В ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьёй 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
Пунктом 3 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными.
К ним относятся граждане:
-не достигшие 16-летнего возраста;
-которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости ( в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 данного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
-отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
-не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
-осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
-представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
-перечисленные в статье 2 настоящего Закона (то есть занятые граждане).
Судом из материалов дела, в том числе факта регистрации Поздеевой Л.Р. в качестве лица, ищущего работу, следует, что все необходимые документы для решения вопроса о признании безработной, ею были представлены.
При этом, суд приходит к выводу о том, что Поздеева Л.Р. правильно обратилась в филиал Республиканского ЦЗН «ЦЗН Первомайского района г. Ижевска» то есть по месту своего жительства.
Истцу было отказано в признании её безработной по причине отсутствия постоянного места жительства о чем свидетельствует письмо от <дата> № директора Казенного учреждения УР «Республиканский центр занятости населения» Мухамедзяновой Л.А. в ответ на обращение истца от <дата>.
Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Ижевска от <дата> по административному иску Поздеевой (Загидуллиной) Л.Р. к Филиалу Первомайского отделения ГКУ УР «Центр занятости населения», Государственному казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения», директору ГКУ УР «Республиканский центр занятости населения» Мухамедзяновой Л.А. о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработной, указанный выше отказ Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» в постановке Поздеевой Л.Р. на учет в качестве безработной, признан незаконным.
При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании невыплаченного пособия является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Главой III Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»),
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (пункт 2 статьи 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьёй 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в пункте 2 статьи 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.
В силу ст.31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1).
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (пункт 2).
Пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.
Размеры пособия по безработице установлены статьями 33, 34 названного закона.
Согласно пункту 2 статьи 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» размер минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 (ред. от 08.09.2020) «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» минимальная величина пособия по безработице была установлена в размере 1500 рублей. При этом минимальная величина пособия по безработице в мае - августе устанавливается в размере 4500 рублей.
Поскольку истец в спорный период трудоустроена не была (последний раз истец не работала больше года - <дата> снята с учета в качестве безработного), что сторонами не оспаривается, в соответствии со ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в пользу Поздеевой Л.Р. подлежит взысканию пособие по безработице согласно расчету представителя ответчика, который судом проверен и признан верным, в размере 9 070, 16 рублей, в том числе:
- за <дата> года в размере 667, 74 рублей (5175/31*4);
- за <дата> года в размере 5 175 рублей (5175/31*31);
- за <дата> года в размере 1 725 рублей (1725/30*30);
- за октябрь 2020 года в размере 1 502, 42 рублей (1725/31*27), итого за период с <дата> по <дата> в размере 9 070, 16 рублей (667,74+5175+1725+1502).
В этой связи суд не соглашается с приведенным истцом расчетом задолженности, произведенным исходя из максимальной величины пособия, поскольку он противоречит вышеприведенным нормам закона, определяющим порядок расчета пособия и сроки его выплаты.
Таким образом, с ответчика Казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» в пользу Поздеевой (Загидуллиной) Л.Р. следует взыскать пособие по безработице в размере 9070 (девять тысяч семьдесят) рублей 16 коп.
Требования истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 ГК РФ).
Требования истца о взыскании компенсации морального вреда основаны на том, что отказом в признании её безработной, Республиканский ЦЗН отказал ей в помощи в трудоустройстве в течение длительного периода времени, истец ощущала невостребованность её знаний, что влечет потерю её квалификации. Действиями центра занятости истец была лишена социальной поддержки в виде выплаты пособия.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что в соответствии с Законом о занятости признание безработным ни как не связано с поиском подходящей работы для гражданина.
После обращения в Республиканский ЦЗН Поздеева Л.Р. была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы. После чего ей были предоставлена услуги по поиску подходящей работы.
Данной точки зрения придерживается также и Конституционный суд РФ, который в своем определении от 21.11.2013 № 1868-0 указал: «Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства».
Из текста заявления следует, что по вине государственных служащих истец лишена свободы выбора места пребывания и жительства. Данное утверждение истца не соответствует действительности, так как работники центра занятости ни как не могли лишить ее данных прав. У работников службы занятости отсутствуют какие - либо возможности по воздействию на гражданина при выборе им места жительства или пребывания гражданина, оказанию воздействия при изменении им места жительства и пребывания.
В связи с чем, Республиканский ЦЗН ни как не нарушил личные неимущественные права истца и не осуществлял посягательство на принадлежащие ему другие нематериальные блага.
Как указал Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 20.12.1994 № 10, ст. 151 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, установлена ответственность за причинение гражданину морального вреда лишь в случаях причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
Поскольку как было указано выше личные неимущественные права истца небыли нарушены, посягательство на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага со стороны Республиканского ЦЗН отсутствовало, требования истца касаются только имущественных прав граждан на получение пособия по безработице.
Вместе с тем, в соответствии с вышеприведенной нормой, моральный вред компенсируется в случаях нарушения имущественных прав гражданина, если это прямо предусмотрено законом.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не предусматривает возможность взыскания компенсации морального вреда в случае не назначения и невыплаты гражданину пособия по безработице, в связи с чем, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.
При таких обстоятельствах, поскольку заявленный истцом вред причинен последней нарушением её (истца) имущественных прав (в виде невыплаты пособия) требования истца к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.
Требование истца к Российской Федерации в лице ФССП, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, о взыскание компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В обоснование заявленного требования истцом в исковом заявлении указано на то, что <дата> судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ижевска было возбуждено исполнительное производство №-ИП, однако, по мнению истца <дата> оно окончено без исполнения с формулировкой требования исполнительного документа выполнены в полном объёме» без всяких на то основания (по мнению истца).
Вместе с тем, по мнению суда, истцом не учтено следующее.
Ррешением Первомайского районного суда г. Ижевска от <дата> отказано в удовлетворении административного искового заявления Загидуллиной Л.Р. о признании незаконным отказа ГКУ УР «Центр занятости населения» в постановке Загидуллиной Л.Р. на учет в качестве безработной.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики от <дата> решение Первомайского районного суда г. Ижевска от <дата> отменено в части, признан незаконным отказ ГКУ УР «Центр занятости населения» в постановке Загидуллиной Л.Р. на учет в качестве безработной.
<дата> Загидуллина Л.Р. зарегистрирована в качестве безработного, ей назначено и выплачено пособие по безработице в размере 575 рублей.
<дата> Загидуллина Л.Р. снята с учета в качестве безработного по причине длительной (более месяца) неявке гражданина в органы службы занятости без уважительных причин.
Данное решение ГКУ УР «Центр занятости населения» истцом не оспаривалось.
Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 35 Закона РФ от <дата> №1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее-Закон №1032-1) длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости населения без уважительных причин является основанием для прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона №1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 №891 регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы (далее - регистрационный учет), ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 1032-1 решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их за - меняющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Таким образом, на момент предъявления исполнительного документа к исполнению, заявление Загидуллиной Л.Р. о постановке ее на учет в качестве безработного было рассмотрено ГКУ «Центр занятости населения» и фактически исполнено, что представителем истца в судебном заседании не оспаривалось.
<дата> Поздеевой (Загидуллиной) Л.Р. на исполнение в Октябрьский РОСП г. Ижевска предъявлен исполнительный лист серии ФС № выданный Первомайским районным судом г. Ижевска по делу №.
<дата> судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ижевска возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ГКУ УР «Центр занятости населения», предмет исполнения: возложить на ГКУ УР «Центр занятости населения» обязанность рассмотреть заявление Загидуллиной Л.Р. о постановке ее на учет в качестве безработной, в пользу взыскателя Загидуллиной Л.Р.
<дата> исполнительное производство окончено на основании п. 1 ч. 1 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Указанное решение судебного пристава-исполнителя истцом не оспаривалось.
При установленных обстоятельствах требование истца к Российской Федерации в лице ФССП, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, о взыскание компенсации морального вреда, не основано на законе в виду чего удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Поздеевой (Загидуллиной) Л.Р. к Казенному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» о понуждении выплатить пособие по безработице со дня признания безработной, взыскание компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» в пользу Поздеевой (Загидуллиной) Л.Р. пособие по безработице в размере 9070 (девять тысяч семьдесят) рублей 16 коп.
Во взыскании с Казенного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский центр занятости населения» пособия по безработице в ином размере, а также компенсации морального вреда, отказать.
Исковые требования Поздеевой (Загидуллиной) Л.Р. к Российской Федерации в лице ФССП, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, о взыскание компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 02 июля 2021 года.
Судья - ПОДПИСЬ
КОПИЯ ВЕРНА
Судья - А.А. Созонов