Дело № 2 – 1663 / 2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2017 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
с участием прокурора Зубковой О.В.,
при секретаре Осиповой А.Г.,
с участием представителей ответчиков Г., Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свободненского района, поданного в интересах неопределённого круга лиц
о возложении на администрацию Черновского сельсовета Свободненского района Амурской области обязанности определить обслуживающую организацию в отношении бесхозяйного имущества – тепловых сетей от тепловой камеры -- ООО Санаторий Бузули, соединенных с многоквартирным домом --, расположенным по -- в --,
о возложении на администрацию Черновского сельсовета Свободненского района Амурской области обязанности совершить действия, направленные на постановку на учёт данного объекта недвижимости как бесхозяйного,
У С Т А Н О В И Л:
-- прокурор Свободненского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Свободненский городской суд Амурской области с вышеуказанным иском.
-- определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены:
- ООО Санаторий Бузули;
- ООО «Амуркурорт»;
- ГБУЗ АО «Свободненская больница»;
- Управление Росреестра по Амурской области.
В ходе рассмотрения дела в обоснование заявленных требований прокурор указал, что в 2016 году прокуратурой Свободненского района проводилась проверка исполнения законодательства в сфере организации теплоснабжения на территории района, в ходе которой было выявлено, что многоквартирный жилой -- в -- (ранее в --) -- не готовится к отопительному периоду 2016-2017 годов.
Дом двухэтажный, деревянный, 1952 года постройки. Изначально строился для работников санатория и в нём было печное отопление. В середине 1980-х годов в дом провели центральное отопление от котельной, отапливающей санаторий.
До августа 2011 года дом принадлежал ООО «Пансионат с лечением «Бузули»».
В августе 2011 года дом был передан в муниципальную собственность администрации Черновского сельсовета и включён в реестр муниципального имущества сельсовета.
До настоящего времени отопление в дом подаёт котельная, расположенная на территории санатория. Но сети от тепловой камеры -- до ввода в дом бесхозяйные, никем не обслуживаются, надлежащим образом не содержатся, не ремонтируются, не промываются.
В случае создания аварийной ситуации – никто не будет обязан её устранить и не понесёт ответственность. Жильцы дома, сотрудники и посетители ФАП останутся без тепла. Может быть причинён вред как здоровью, так и имуществу неопределённого круга лиц.
ООО «Амуркурорт», является собственником котельной и тепловых сетей, расположенных на территории ООО Санатория Бузули, но не является организацией, обслуживающей эти сети.
В ходе проверки также установили, что администрация Черновского сельсовета бездействует, в течение многих лет не обращается в компетентные органы с заявлением о том, чтобы поставить имущество (сети от тепловой камеры -- до ввода в дом) на учёт, как бесхозяйное. И не определяет ресурсоснабжающую организацию для этих сетей.
По результатам проверки --, прокурор внёс представление в адрес Главы сельсовета, на которое получил ответ, что сделаны запросы в различные органы для установления собственника сетей и привлечено к дисциплинарной ответственности должностное лицо, виновное в нарушениях.
Но до настоящего времени указанные нарушения закона не устранены. Обслуживающая организация не назначена. Заявление о признании имущества бесхозяйным в соответствующие органы не подано.
При этом осенью 2017 года жители села самовольно раскопали данный участок тепловых сетей. Данный факт был обнаружен работниками санатория, проводилась проверка.
До настоящего времени сети никем не охраняются и не обслуживаются.
По данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области, в указанном доме квартиры являются муниципальной собственностью Черновского сельсовета, собственностью администрации Свободненского района, часть квартир принадлежит физическим лицам, на часть квартир право собственности не зарегистрировано. В этом де доме расположен фельдшерско-акушерский пункт - единственное медицинское учреждение, обслуживающее население близлежащих сёл.
Администрация Черновского сельсовета является единственным органом, обладающим правом обращения в соответствующие органы с заявлением о постановке сетей на учёт, как бесхозяйного имущества. И единственным органом, обладающим правом определения обслуживающей организации для бесхозяйных сетей.
Прокурор просит суд:
возложить на администрацию Черновского сельсовета определить обслуживающую организацию в отношении бесхозяйного имущества – тепловых сетей от тепловой камеры -- ООО Санаторий Бузули, соединенных с многоквартирным домом -- по -- в --. В данной части решение обратить к немедленному исполнению,
возложить на администрацию Черновского сельсовета в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия, направленные на постановку указанных сетей на учёт, как бесхозяйного имущества, т.е. обратиться в органы Росреестра по Амурской области о признании сетей бесхозяйными.
Представитель ответчика – Глава администрации Черновского сельсовета -- Г. с иском не согласна, т.к. -- строился в 1950-х годах санаторием для своих работников. В 1980-х годах санаторий провёл в дом систему центрального отопления от своей котельной.
В 2010 году в адрес администрации Черновского сельсовета поступило заявление ООО «Пансионат с лечением «Бузули»» об отказе от права собственности на указанный жилой дом.
Тогда же между администрацией сельсовета и пансионатом было заключено соглашение о передаче дома в муниципальную собственность, в котором стороны оговорили, что пансионат продолжит отапливать дом в течение отопительного сезона 2010-2011 года без возмещения сельсоветом затрат, понесённых пансионатом на это отопление.
-- распоряжением Главы администрации Черновского сельсовета -- дом был принят в муниципальную собственность сельсовета.
При передаче дома вопрос о передаче в муниципальную собственность котельной и тепловой сети, принадлежащих пансионату и обеспечивающих теплом дом – не ставился.
В 2011 году имущество ООО «Пансионат с лечением «Бузули»» было передано ООО «Амуркурорту». После составления акта приёма-передачи, спорный участок сетей фактически остался бесхозным, что администрация сельсовета не оспаривала.
До настоящего времени отопление в указанный дом по спорному участку теплосетей так и подаёт котельная санатория.
Не считает сети бесхозяйными. Считает, что они по-прежнему принадлежат ООО «Амуркурорт», которое и обязано их обслуживать, готовить к отопительному сезону.
Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель соответчика - администрации Свободненского района Р. с иском не согласна.
Круг лиц, в интересах которых выступает прокурор – определён. Подав настоящий иск, прокурор фактически выступает в защиту интересов коммерческих предприятий – ОАО «Амуркурорт» и ООО Санаторий Бузули, которые оказывают услуги отопления потребителям, находящимся в единственном восьмиквартирном --.
Услуги оказывают по спорным сетям, от тепловой камеры -- до ввода в дом.
За подачу отопления ООО «Амуркурорт» берёт плату с собственников помещений в доме. Иск прокурором заявлен с превышением его конституционных полномочий.
Кроме того, существует вступившее в законную силу определение Свободненского городского суда Амурской области от --, принятое по делу -- о прекращении производства по аналогичному иску прокурора к тем же ответчикам с теми же требованиями.
Не считает сети бесхозяйными. Считает, что спорный участок сетей по-прежнему принадлежит ООО «Амуркурорт», которое и обязано их обслуживать, готовить к отопительному сезону.
Кроме того, прокурором не указаны требования к администрации Свободненского района. Администрация Черновского сельсовета является самостоятельным юридическим лицом.
Просит суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Росреестра по Амурской области в судебное заседание не явился. Просил дело рассматривать в его отсутствие. Не возражает против удовлетворения судом заявленных требований (письмо от -- исх. --).
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО Санаторий Бузули, ООО «Амуркурорт» - К. поддерживает иск прокурора, т.к. спорные сети представляемым им организациям не принадлежат с 2011 года. А администрация Черновского сельсовета своим бездействием способствует созданию аварийной ситуации. В доме не живут работники санатория. Квартиры принадлежат разным собственникам.
До настоящего времени отопление в дом подаёт котельная, расположенная на территории санатория. Но сети от тепловой камеры -- до ввода в дом бесхозяйные, никем не обслуживаются, надлежащим образом не содержатся, не ремонтируются, не промываются.
В случае создания аварийной ситуации на указанном участке сетей ООО «Амуркурорт» будет вынуждено прекратить подачу тепла в дом, чтобы не нести потери теплоносителя и не заморозить все объекты санатория. Жильцы дома, сотрудники и посетители ФАП останутся без тепла. Может быть причинён вред как здоровью, так и имуществу неопределённого круга лиц.
ООО «Амуркурорт», является собственником котельной и тепловых сетей, расположенных на территории ООО Санатория Бузули, но не является организацией, обслуживающей эти или какие-либо другие сети, т.к. обслуживание тепловых сетей не входит в перечень разрешённых видов работ. Для обслуживания сетей санатория ООО «Амуркурорт» привлекает сторонние организации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ГБУЗ АО «Свободненская больница» в судебное заседание не явился. Своего отношения к заявленным требованиям не выразил.
Свидетель З. пояснила, что работала в санатории в 2002-2012 годах. Последние четыре года – директором. В ООО «Пансионат с лечением «Бузули» не работала. Как проходила передача спорных сетей и кому они сейчас принадлежат – не знает. -- до передачи в собственность сельсовета принадлежал санаторию и использовался им для своих работников. В 2011 году дом был передан в собственность сельсовета, и квартиры были распределены не работникам санатория.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Суд распределял между сторонами бремя доказывания, предлагал сторонам представлять любые дополнительные доказательства, которые, по их мнению, будут достаточными для отстаивания своих позиций. В настоящем судебном заседании суд рассмотрел дело по имеющимся в нём доказательствам.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на территории Черновского сельсовета Свободненского района имеется бесхозяйное недвижимое имущество - тепловые сети, идущие от тепловой камеры -- к многоквартирному дому -- по -- в --.
Данные сети никем не обслуживаются, надлежащим образом не содержатся, не ремонтируются, не промываются. В случае создания аварийной ситуации – жильцы дома, сотрудники и посетители ФАП останутся без тепла. Может быть причинён вред как здоровью, так и имуществу неопределённого круга лиц.
Рассматривая требования истца о возложении на администрацию Черновского сельсовета Свободненского района Амурской области обязанности определить обслуживающую организацию в отношении бесхозяйного имущества – тепловых сетей от тепловой камеры -- ООО Санаторий Бузули, соединенных с многоквартирным домом --, расположенным по -- в -- – суд полагает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации от -- № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 ст. 14. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст. 14 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Амурской области от 03.10.2014 г. № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», принятого Законодательным Собранием Амурской области 23.09.2014 г., вступившего в законную силу с 01.01.2015 г., за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельских поселений, в числе прочих, был отнесён и вопрос, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 14 этого же Федерального закона – т.е. организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Прокурор, уточнив свои требования, просит в данной части решение суда обратить к немедленному исполнению, т.к. бесхозные сети были выявлены ещё в 2016 году, сейчас начат новый отопительный сезон, и сети были раскопаны посторонними лицами, что зафиксировано в акте.
Данное требование прокурора суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению, т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В данном случае, бесхозяйные сети были выявлены администрацией Черновского сельсовета в 2016 году, сейчас начат новый отопительный сезон, сети никем не обслуживаются, и может возникнуть аварийная ситуация в доме.
Рассматривая требования истца о возложении на администрацию Черновского сельсовета Свободненского района Амурской области обязанности совершить действия, направленные на постановку на учёт объекта как бесхозяйного – суд полагает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3).
Приказом Министерства Экономического развития РФ от -- --, вступившим в законную силу с --, установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с п. 2 Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).
В соответствии с п. 3 Порядка, на учёт принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учёт.
В соответствии с п. 5 Порядка, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Т.к. орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного – администрация Черновского сельсовета обязана совершить действия по подаче такого заявления в силу полномочий, возложенных на неё законом.
Рассматривая возражения ответчиков о том, что прокурором предъявлен иск в защиту определённого круга лиц – суд полагает их необоснованными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае, круг лиц не определён – на часть квартир в доме право собственности не зарегистрировано, и кто ими пользуется или будет пользоваться в ближайшее время – неизвестно. Кроме того, в доме расположен ФАП – единственное медицинское учреждение, обслуживающее жителей нескольких близлежащих сёл.
Учитывая, что бюджет Черновского сельсовета на 2017 год уже утверждён, а для обращения с соответствующим заявлением необходимы денежные средства, суд полагает возможным обязать ответчика обратиться в Управление Росреестра по Амурской области в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Учитывая, что исковые требования прокурора к администрации Свободненского района не были сформулированы никоим образом – иск к данному ответчику не может быть удовлетворён.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Черновского сельсовета Свободненского района Амурской области обязанность определить обслуживающую организацию в отношении бесхозяйного имущества – тепловых сетей от тепловой камеры -- ООО Санаторий Бузули, соединенных с многоквартирным домом -- по -- в --.
В данной части решение обратить к немедленному исполнению.
Возложить на администрацию Черновского сельсовета Свободненского района Амурской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (Управление Росреестра по Амурской области) с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей, расположенных от тепловой камеры ТК-4 ООО Санаторий Бузули до стены многоквартирного жилого -- --.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд -- в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись
Решение принято судом в окончательной форме 11 октября 2017 г.
Копия верна:
Судья Свободненского
городского суда Амурской области О.Ю. Осокина