дело № 5-299/2021
66RS0001-01-2021-003431-17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 апреля 2021 года гор. Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда гор. Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А., при секретаре Несытых Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Зыкова Сергея Арленовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, имеющего паспорт гражданина Российской Федерации 0914 №, выдан ОУФМС России по Свердловской области в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес>, не работающего, женатого, имеющего на иждивении двоих несовершеннолетних детей, ранее привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ около 15:00 Зыков С.А. в общедоступной Информационно-телекоммуникационной системе Интернет с использованием социальной сети «Facebook» на своей персональной странице под именем Sergey Zykov электронный адрес: https://m.facebook.com/sergey.zykov.12?tsid=0.№&source=result, доступной для обозрения неопределенному кругу лиц, осуществил распространение агитации в виде текста, призывающего неопределенный круг лиц к принятию участия в несогласованном массовом публичном мероприятии, в поддержку А. Навального со следующим содержанием: «Да, я сочувствую Навальному и считаю очень несправедливым, как его медленно убивают. Но что будет со мной, если я пойду на митинг/шествие 21 апреля (в среду) к Пассажу вечером к 19 часам, нет ли в этом риска – задержат, осудят?» – спрашивают многие. Ну, риск, конечно есть (если вы зарегистрировались через бот ОВД-Инфо в телеграмме Правовой бот ОВД-Инфо, установили приложение «красная кнопка» и помните тел. ОВД-Инфо 8800-7070-528, то вероятность незаконных действий по отношению к вам намного меньше). Однако если вы никуда не пойдёте, а будете сидеть дома, то это вовсе не гарантирует, что на вас не составят протокол и не будут судить. Доказательство тому ниже, в посте Дарья Беляева (см. комментарии). И если об этом молчать, несправедливость будет только шириться», имеющий на момент выявления правонарушений 6 одобрений (лайков) и 1 комментарий, в нарушение требований ч. 1 ст. 10 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», осуществил незаконную агитацию и привлечение граждан для участия в вышеуказанном несанкционированном массовом публичном мероприятии в виде шествия, то есть выступил в роли организатора указанного публичного массового мероприятия в нарушение требований ч. 1 ст. 7, п. 1 ч. 4, 5 ст. 5 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», выразившееся в неподаче надлежащим образом уведомления о проведении данного мероприятия в Министерство общественной безопасности Свердловской области, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Зыков С.А. вину в совершении административного правонарушения не признал, указал, что был задержан на перекрестке <адрес> и <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в 19:00 неустановленными мужчинами, применившими к нему необоснованную физическую силу. Указанная страница ему не принадлежит. В предъявляем тексте сообщения, не может усмотреть призыв к несанкционированному массовому публичному мероприятию в виде шествия. Его задержали, когда он осуществлял правозащитные функции.
Защитники Качанов Р.Е., Щукин А.Е., Хазиев А.В., Рафикова Е.Ф. в судебном заседании просили производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, т.к. не представлено доказательств вины Зыкова С.А. в указанном правонарушении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении старший инспектор отдела ОИАЗ УМВД России по <адрес> майор полиции Гуляева Г.С. пояснила, что она осуществляла мониторинг сети Интернет, ею была обнаружена страница с адресом https://m.facebook.com/sergey.zykov.12?tsid=0.№&source=result. Данная страница принадлежит Зыкову С.А., т.к. в ней имеется другая информация, которая относится к нему, в том числе его личные фотографии, другие посты. Актом документирования от ДД.ММ.ГГГГ было зафиксировано распространение текстового комментария, в котором содержится призыв к неопределенному кругу лиц для участия в несогласованном публичном мероприятии ДД.ММ.ГГГГ в 19:00. После чего на Зыкова С.А. был составлен протокол по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитников, должностное лицо, изучив материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Частью 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в городе Риме ДД.ММ.ГГГГ).
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно п. 1 ст. 2 названного закона публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
К организации публичного мероприятия относится процедура оповещения возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона, а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункты 1 и 2).
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом, исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать, в том числе, определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Факт совершения Зыковым С.А. указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных судьей доказательств, в том числе:
- протоколом об административном правонарушении 6604 № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнением к протоколу 6604 № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- рапортом помощника оперативного дежурного ДЧ УМВД России по <адрес> сержанта полиции Лобановой А.С., согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 19:38 от старшего инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Екатеринбургу Назарова поступило сообщение о том, что Зыков С.А. в общедоступной Информационно-телекоммуникационной системе Интернет с использованием социальной сети «Facebook» на своей персональной странице осуществил призыв граждан для участия в несанкционированном массовом публичном мероприятии в виде шествия 21 апреля в 19 час. 00 мин. При доставлении оказал сопротивление сотрудникам полиции;
- письмом Министерства общественной безопасности Свердловской области о принятии мер № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в общедоступной Информационно-телекоммуникационной системе Интернет на сайтах «Штаб Навального» в Екатеринбурге, а также «Свободу Навальному!» размещена информация, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> планируется проведение несогласованного публичного мероприятия в форме митинга по адресу: пересечение улиц Вайнера и Попова, начало митинга в 19 час. 00 мин. На основании изложенного и с целью предупреждения возможного правонарушения при организации публичного мероприятия Министр общественной безопасности Свердловской области Кудрявцев А.Н. просил принять меры по охране общественного порядка и недопущению проведения несогласованных мероприятий и провокаций.;
- письмом Министерства общественной безопасности Свердловской области о нарушении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное Волкову Л.М., из которого следует, что уведомление Волкова Л.М. о проведении публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> получено ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано Министерством общественной безопасности Свердловской области в тот же день. Уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия в форме митинга. Поскольку уведомление, датированное ДД.ММ.ГГГГ, получено и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за пределами периода, установленного ч. 1 ст. 7 Федерального закона №54-ФЗ до проведения публичного мероприятия остается менее одного дня, то оно не подлежит рассмотрению Министерством;
- актом документирования, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 12:57 ОИАЗ УМВД России по <адрес> проведено документирование текстового сообщения, в котором содержатся призывы к участию в несанкционированном массовом публичном мероприятии в виде шествия 21 апреля в 19:00;
- скриншотом сообщения из общедоступной Информационно-телекоммуникационной системе Интернет с использованием социальной сети «Facebook» с персональной страницы под именем Sergey Zykov электронный адрес: https://m.facebook.com/sergey.zykov.12?tsid=0.№&source=result, доступной для обозрения неопределенному кругу лиц, в виде текста, призывающего неопределенный круг лиц к принятию участия в несогласованном массовом публичном мероприятии, в поддержку А. Навального со следующим содержанием: «Да, я сочувствую Навальному и считаю очень несправедливым, как его медленно убивают. Но что будет со мной, если я пойду на митинг/шествие 21 апреля (в среду) к Пассажу вечером к 19 часам, нет ли в этом риска – задержат, осудят?» – спрашивают многие. Ну, риск, конечно есть (если вы зарегистрировались через бот ОВД-Инфо в телеграмме Правовой бот ОВД-Инфо, установили приложение «красная кнопка» и помните тел. ОВД-Инфо 8800-7070-528, то вероятность незаконных действий по отношению к вам намного меньше). Однако если вы никуда не пойдёте, а будете сидеть дома, то это вовсе не гарантирует, что на вас не составят протокол и не будут судить. Доказательство тому ниже, в посте Дарья Беляева (см. комментарии). И если об этом молчать, несправедливость будет только шириться».
Данные доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Зыков С.А., в нарушение приведенных выше требований закона №54-ФЗ, до согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия, проводил оповещение возможных участников готовящегося публичного мероприятия, призывал и агитировал граждан к участию в несогласованном публичном мероприятии ДД.ММ.ГГГГ (в среду) в 19:00 около Пассажа.
Таким образом, Зыков С.А., добровольно приняв на себя и исполняя функции организатора публичного массового мероприятия, осознавая противоправный характер своих действий, заранее зная и предвидя их вредные последствия, желая наступления таких последствий или сознательно их допуская, либо относясь к ним безразлично, в нарушение требований ст.ст. 4, 5, 7 и 10 Федерального закона №54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», лично и с использованием сети «Интернет» организовал участие граждан в мероприятии ДД.ММ.ГГГГ (в среду) в 19:00 около Пассажа.
Принадлежность персональной страницы по указанному электронному адресу Зыкову С.А. подтверждается показаниями должностного лица Гуляевой Г.С., которая в судебном заседании подтвердила, что на указанной станице имеется множество постов Зыкова С.А., его личные фотографии.
Также судья признает доказанным наличие в данном посте призыва к неопределенному кругу лиц принять участие в несогласованном массовом публичном мероприятии, т.к. в нем указано время, место его проведения.
Оценивая собранные по делу об административном правонарушении доказательства, в совокупности с другими материалами дела, судья приходит к выводу о наличии состава правонарушения и доказанности вины Зыкова С.А. в совершении правонарушения, его действия судья квалифицирует по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
При назначении административного наказания судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, судья признает наличие у Зыкова С.А. двоих несовершеннолетних детей.
Учитывая изложенное, с учетом характера совершенного правонарушения, посягающего на общественный порядок, создавшего реальную угрозу для общественной безопасности в условиях массового скопления людей, в целях предупреждения совершения новых правонарушений лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья считает возможным применить наказание в виде административного ареста.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Зыкова Сергея Арленовича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного ареста на срок 9 (девять) суток.
Срок административного ареста исчислять с момента фактического административного задержания, то есть с ДД.ММ.ГГГГ 19:10.
Постановление о назначении административного ареста подлежит немедленному исполнению.
Разъяснить, что лицо, самовольно оставившее место отбывания административного ареста или уклоняющееся от отбывания административного ареста, привлекается к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.
Судья Черных О.А.