О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Об отказе в принятии искового заявления
г. Волгоград 25 января 2017 года
Судья Советского районного суда г. Волгограда Ситникова В.С. ознакомившись с исковым заявлением Косенковой ФИО9 к Халееву ФИО10 о признании договора купли продажи права требования дебиторской задолженности недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Косенкова ФИО15 обратилась в суд с указанным выше иском к Халееву ФИО11., в котором просит признать договор купли продажи права требования дебиторской задолженности с ИП Колесниковой ФИО24. от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ИП Косенковой ФИО16 в лице конкурсного управляющего Григорьева ФИО25. и Халеевым ФИО12. - недействительным.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Косенковой ФИО17, в лице конкурсного управляющего Григорьева ФИО26., и Халеевым ФИО13. был заключен договор купли-продажи права требования дебиторской задолженности с ИП Колесниковой ФИО27. в сумме <данные изъяты>. Сделка была совершена конкурсным управляющим ИП Косенковой ФИО18 – Григорьевым ФИО28., который был назначен определением Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № и освобожден от обязанностей конкурсного управляющего определением Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. по тому же делу.
Истец считает, что указанная сделка является недействительной. Поскольку в силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Согласно статье 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. В соответствии со статьей 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону. Согласно п. 1 ст. 140 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи. Пунктом 2 этой же статьи установлено, что продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3 и 5 статьи 111 названного Закона, если иное не установлено Федеральным законом или не вытекает из существа требования. Данная норма является императивной и подлежит соблюдению участниками гражданских правоотношений при совершении подобных сделок. По смыслу пунктов 3 и 5 статьи 111 Закона о банкротстве продажа прав требования должника в процедуре конкурсного производства производится на открытых торгах. В соответствии с пунктом 6 статьи 111 Закона о банкротстве исключение из указанного правила составляет имущество, балансовая стоимость которого составляет менее чем сто тысяч рублей.
Вместе с тем, стоимость права требования составляет <данные изъяты>. Сведений о том, что истец приобрел права требования к ответчику на торгах, из текста договора купли-продажи не следует. Таким образом, передача права требования должника осуществлена конкурсным управляющим с нарушением порядка, установленного нормами законодательства о банкротстве.
Статьей 111 Закона о банкротстве императивно установлено, что продажа прав требования должника в процедуре конкурсного производства производится на открытых торгах. Условия, договора купли-продажи прав требования, должника должны предусматривать:
- получение денежных средств за проданные права требования должника не позднее, чем через пятнадцать дней с даты заключения договора купли-продажи прав требования;
- переход прав требования только после полной оплаты прав требования. Соответствие договора купли-продажи (цессии) указанным требованиям не подтверждено надлежащими доказательствами, в договоре также отсутствуют сведения об оплате истцу каких-либо сумм за приобретенное право требования.
Соответствие договора цессии указанным требованиям не подтверждено надлежащими доказательствами, в материалах дела о банкротстве отсутствуют также сведения об оплате истцом каких-либо сумм за приобретение права требования. В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Требования, основанные на недействительной сделке, удовлетворению не подлежат. О факте совершения сделки истцу стало известно из сообщения Колесникова ФИО29., которой в свою очередь стало известно об этом из материалов дела, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г.Волгограда по иску Халеева к Косенкову ФИО19 о взыскании денежной суммы.
Ранее Арбитражным судом Волгоградской области при аналогичных обстоятельствах было вынесено решение, вступившее в законную силу, по которому была признана недействительной сделка уступки права требования к ИП Косенкову ФИО33 совершенная Григорьевым ФИО30.
Проверив материалы искового заявления, судья приходит к выводу об отказе в принятии искового заявления в связи с не подведомственностью суду общей юрисдикции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 АПК РФ дела о банкротстве отнесены к специальной подведомственности арбитражных судов.
Статья 140 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" регламентирует порядок заключения и условия договора уступки прав требования в рамках процедуры банкротства. В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 140 приведенного Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи. Продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 этого Закона.
Абзацем пятым пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
Таким образом, вопрос проверки соблюдения установленной законом процедуры проведения торгов по продаже имущества должника относится к специальной подведомственности арбитражного суда.
С учетом изложенного, судья полагает, что возникший спор является спором, отнесенным к подведомственности арбитражного суда, и не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, а подлежит рассмотрению в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом.
В соответствии со статьей 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дело может быть рассмотрено арбитражным судом с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в том случае, когда это прямо предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом РФ или федеральным законом (ч. 2 ст. 27 АПК РФ).
Статьей 33 АПК РФ, предусматривающей специальную подведомственность споров арбитражному суду, установлено, что независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают, в том числе дела о несостоятельности (банкротстве).
Вне зависимости от регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, Косенкова ФИО20 является заинтересованным лицом по делу о банкротстве, поскольку ее права и законные интересы затронуты в ходе реализации дебиторской задолженности в рамках дела о банкротстве.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Таким образом, судья приходит к выводу об отказе в принятии искового заявления Косенковой ФИО21, в связи с тем, что он не может быть отнесен к подведомственности суда общей юрисдикции.
Судья считает правомерным разъяснить истцу об обращении с данными исковыми требованиями в Арбитражный суд Волгоградской области.
Кроме того, судья считает необходимым отметить тот факт, что при аналогичных обстоятельства Арбитражным судом Волгоградской области было вынесено решение, которым была признана недействительной сделка уступки права требования к ИП Косенкову ФИО34, совершенная Григорьевым ФИО31.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 27, 33 АПК РФ, ст.ст. 134, 224-225 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отказать Косенковой ФИО35 в принятии искового заявления к Халееву ФИО36 о признании недействительным договора купли продажи права требования дебиторской задолженности с ИП Колесниковой ФИО22. от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ИП Косенковой ФИО23 в лице конкурсного управляющего Григорьева ФИО32. и Халеевым ФИО14., связи с его подведомственностью Арбитражному суду.
Разъяснить Косенковой ФИО37 возможность ее обращения с данными исковыми требованиями в Арбитражный суд Волгоградской области.
Определение может быть обжаловано в 15-тидневный срок в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи частной жалобы через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья В.С. Ситников