Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2496/2023 ~ М-2371/2023 от 18.09.2023

Дело №2а-2496/2023

УИД 73RS0013-01-2023-002421-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2023 года                                                 г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Берхеевой А.В., при секретаре Кузьминой О.В.,    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Панкова А. В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области, Федеральному казенному учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №52 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказании России, Министерству финансов РФ, о признании незаконным действий, компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Панков А.В. обратился с иском в суд к ответчикам в обосновании заявленных требований указал, что он в 2017 году подал жалобу в Европейский суд по правам человека на нарушение условий содержания его в исправительном учреждении и не предоставлении ему надлежащей медицинской помощи в исправительном учреждении.

Его жалобе был присвоен номер №* и она объединена в одно дело под №* с 17 другими делами, по которому 23.03.2023 было принято решение о присуждении в его пользу справедливой компенсации в сумме 12500 евро.

Однако в связи с изменениями в законодательстве РФ, постановления Европейского суда по правам человека, вынесенные после 15 марта 2022 года в России не исполняются.

В связи с указанным он обращается с настоящим иском в суд.

В ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области для отбытия наказания его доставили 17.09.2012. 26.06.2023 он освободился по отбытию срока с превышением его содержания в исправительном учреждении на 1 день, так как в соответствии с приговором Ульяновского областного суда он должен был содержаться в исправительном учреждении до 25.06.2023 включительно.

За все время содержания в ФКУ ИК-11 он не получал надлежащую медицинскую помощь и отбывал наказание в невыносимых антисанитарийных, унижающих человеческое достоинство условиях.

За период его содержания в помещениях отрядов №3, 4, 5, 7 и 8, а также в камерах штрафного изолятора, помещениях камерного типа, в камере №3 отряда строгих условий наказания ИК-11 (далее – ОСУОН) и новом отряде ОСУОН, в которых он содержался, не хватало личного пространства в связи с перенаселенностью.

Площадь секции №1спального помещения 64 кв.м., постоянно проживало 34-40 человек, что составляет от 1,6 до 1,88 кв.м. на одного осужденного.

Площадь секции №2спального помещения 26,4 кв.м., постоянно проживало 14-18 человек, что составляет от 1,47 до 1,89 кв.м. на одного осужденного.

Площадь секции №3 (проходная секция) спального помещения 44,8 кв.м., постоянно проживало 24-28 человек, что составляет от 1,6 до 1,87 кв.м. на одного осужденного.

Площадь секции №4 спального помещения составляет 91 кв.м., постоянно проживало 54-66 человек, что составляет от 1,38 до 1,69 кв.м. на одного осужденного.

Всего в отряде №8 проживало от 126 до 152 человек, что составляет от 1,49 до 1,8 кв.м. на одного осужденного.

Спальное помещение отряда №7 разделено на 5 секций. Всего в отряде №7 с 2015 по 2017 год проживало от 121 до 139 человек, что составляло от 1,59 до 1,83 кв.м. на осужденного.

Устройство отрядов №3 и №5 в целом и по условиям были аналогичны отрядам №4, №7 и №8, описанных выше.

Ввиду переполненности жилых помещений отрядов «Комнаты воспитательной работы», предназначенные для написания писем, работы с документами уголовного дела, изучения юридической литературы, просмотра телепередач и проведения воспитательной работы, используются для проживания осужденных во всех отрядах.

Количество унитазов было в отряде №3-8 штук, в отряде №4 – 10 штук, один из которых постоянно не работал, в отряде №7-7 штук, в отряде №8 – 7 штук, в отряде №5-6 штук, два из которых постоянно не работали, что не соответствует норме: 1 унитаз на 15 человек. В связи с переполненностью отрядов для удовлетворения естественных потребностей приходилось стоять длительное время в очередях.

Количество рукомойников было в отряде №3 -9 штук, в отряде №4 – 10 штук, в отряде №7 – 8 штук, в отряде №8- 8 штук, в отряде №5 -7 штук, что явно не соответствует норме: 1 рукомойник на 10 человек. Чтобы умыться приходилось также стоять длительное время в очередях.

Часто отключалась холодная вода, из-за чего была антисанитария и стоял неприятный запах. Электричество также часто отключали.

Площадь камеры №3 ОСУОН примерно 14,7 кв.м.. Одновременно в камере содержалось 6 заключенных. На каждого приходилось менее 2,5 кв.м., что доставляло большие неудобства и дискомфорт. На 6 человек в камере имелось всего 3 табуретки, лавок не было. В туалете имелась старая чаша генуя темная от налета и ржавый умывальник, кран которого подтекал. Стол стоял вплотную к туалету. Бака для питьевой воды не было.

Новый ОСУОН ИК-11 был разделен на две секции: ночную и дневную. Вентиляция отсутствовала, окна открыть не представлялось возможным, в связи с чем было душно. Прогулки проводились ежедневно по 1 часу. Курильщики содержались в тесных помещениях вместе с некурящими и ему приходилось невольно становиться пассивным курильщиком.

Ночная секция ОСУОН была площадью примерно 36,8 кв.м. Камера была оборудована 8 металлическими кроватями в два яруса, т.е. имелось 16 спальных мест. На каждого заключенного приходилось менее 2,65 кв.м., что доставляло неудобства и дискомфорт. Имелось 16 табуреток и прикроватных тумбочек. Лавок не было. В туалете имелось два унитаза огороженные друг от друга невысокой перегородкой высотой примерно 1,2 метра и такими же дверцами. Бака для питьевой воды не было.

Дневная секция ОСУОН была площадью примерно 33,25 кв.м. На каждого заключенного приходилось менее 2,4 кв.м. Условия содержания аналогичные ночной секции.

Комната для приема пищи открывалась три раза по 40 минут, была площадью примерно 10,5 кв.м. В комнате был стол табуретки они приносили с собой. Когда комната была закрыта у него не было возможности вскипятить воду, кипяток не давали.

Несмотря на неоднократные указания проверяющих о том, что количество рукомойников должно быть 1 единица на 10 осужденных, количество унитазов 1 единица на 15 осужденных, данные предписания не выполнялись.

В связи с малой площадью жилых помещений отрядов, двухъярусные кровати были установлены вплотную друг к другу. Сосед во время сна произвольно или непроизвольно закидывал на него руки и ноги, чихал и кашлял ему в лицо. Такое расположение кроватей и сон в непосредственной близости от постороннего человека лишал его спокойного сна в ночное время и унижал его человеческое достоинство.

Секции спальных помещений отрядов в отопительный сезон осень-зима-весна плохо отапливались, батареи были чуть теплые, было очень холодно, что приводило к простудным заболеваниям. Приходилось постоянно находиться в теплой одежде, даже при сне, что сковывало движения, доставляло неудобства.

Отряды, камеры штрафного изолятора, камеры помещения камерного типа и отряды ОСУОН находились в антисанитарийном состоянии, покрыты плесенью, была высокая влажность, вентиляция отсутствовала. Был риск заразиться туберкулезом. Отряды и камеры кишели насекомыми и паразитами (тараканами, клопами и пауками), а также грызунами (мышами и тараканами).

Вентиляция отсутствовало, что вызывало у него частые и систематические головные боли. В ночное время из-за духоты осужденные были лишены возможности полноценного отдыха. В отрядах проветривание жилых помещений осуществлялось через форточки, при открытии которых образовывались сквозняки, что негативно сказывалось на здоровье.

Надлежащая медицинская помощь в ФКУ ИК-11 не оказывалась. Ежегодный профилактический осмотр не проводился, прохождение флюорографического исследования осуществлялось реже, чем один раз в 6 месяцев, электрокардиограмму в плановом порядке не проводили.

Указанные нарушения могли повлечь несвоевременное выявление тяжких заболеваний, подвергая тем самым его жизнь и здоровье опасности.

Кроме того ему не оказали медицинскую помощь когда он заболевал простудными заболеваниями, в том числе «гриппом». В частности, ему не давали никаких лекарственных препаратов, что подвергало его жизнь и здоровье опасности.

Локальные участки площадью 72,9 кв.м., 86,8 кв.м. и 131,3 кв.м. использовались для пребывания на свежем воздухе осужденных отрядов №3-4, №5-6 и №7-8 совместно, общим числом в каждом локальном участке не менее 215 человек. Таким образом на одного человека приходится менее 0,5 кв.м. замкнутого пространства вне закрытого помещения.

В виду нахождения в тесных локальных участках тем, кто не курит, приходилось

становиться пассивными курильщиками, вдыхать дым от выкуриваемы другими сигарет.

Столовая ФКУ ИК-11 находилась в антисанитарийном состоянии, по столам ползали тараканы и другие насекомые. Столы и посуда были покрыты слоем жира и грязи. При проведении санитарно-эпидемиологического обследования ФКУ ИК-11 в июле 2016 года в столовой жилой и промышленной зоны на тарелках, на кастрюлях, на руках и спецодежде повара, в пекарне были обнаружены бактерии группы кишечной палочки. Кроме того эта же прокурорская проверка выявила множество нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

Пища в столовой зачастую пахла плесенью. Продукты, которые использовались в столовой для приготовления пищи, хранились с нарушением требований санитарного законодательства. Употреблять такую пищу приходилось чтобы не умереть от голода, а употребляя ее, постоянно думал, что отравиться.

Яйца выдавались очень редко, примерно 1 яйцо в неделю. Масло, фрукты, овощи, соки и мясо не выдавали. Рыбу из расчета 25 грамм на одного заключенного.

Дезинфекция одежды осужденных осуществлялась с нарушением температурного режима. Постельное белье и постельные принадлежности выдавались, но очень плохого качества, с неприятным запахом, разводами и пятнами. Матрас выдавался старый, слабо набитый.

Помывка разрешалась раз в неделю. Душевых леек не хватало, некоторые из них были несправны. На помывку давалось 20 минут, что явно не хватало. Часто в душевой отсутствовала горячая вода, поскольку имеющийся бойлер не справлялся, приходилось мыться холодной водой. На стенах и потолке была плесень, слив работал плохо, приходилось ходить по грязной воде, рискуя заболеть кожными заболеваниями.

Содержанием в вышеуказанных ненадлежащих условиях и незаконным лишением свободы ему был причинен моральный вред. Он сильно глубоко переживал и переживает в настоящее время, что он мог заболеть туберкулезом и другими болезнями; чувствовал дискомфорт, у него было чувство неполноценности и унижения человеческого достоинства.    Он не мог нормально спать и выспаться, он не мог нормальным образом отправлять естественные надобности, принимать туалет, употреблять пищу и питьевую воду. Нахождение в бесчеловечных, ненадлежащих условиях причинило ему сильные душевные страдания и душевную боль, переживания, нервные потрясения, стресс, чувство безысходности, уязвимости положения, правовой незащищенности, т.е. причинило ему моральный вред. Он оценивает причиненный ему моральный вред в 2000000 руб.

Просит признать действие (бездействие) администрации ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области, Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области, ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России, выразившиеся в нарушении условий содержания и не предоставления ему надлежащей медицинской помощи в ФКУ ИК-11 ГУ ФСИН России по Нижегородской области, и удержания его в колонии свыше срока, установленного приговором суда, незаконными; присудить компенсацию за нарушение условий содержания и не предоставления надлежащей медицинской помощи, удержании его в колонии свыше срока, установленного приговором суда в размере 2000000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России, Министерство финансов РФ, в качестве заинтересованного лица – Нижегородская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

В судебном заседании административный истец Панков А.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ФСИН России, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Куликова У.А., действующая на основании доверенностей, в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела. Направила в суд возражения на административное исковое заявление Панкова А.В., указав, что согласно представлениям прокуратуры только в отряде №7 выявлено нарушение соблюдения норм санитарной площади, а именно на одного человека приходится 1,91 кв.м. Нарушение норм площади на 0,09 кв.м. является незначительным нарушением. Кроме того, осужденные выводятся на работу в три смены, поэтому численность одновременно находящихся в помещении сокращается.

Представленными фотоматериалами подтверждается, что свободное пространство между предметами мебели, позволяющего свободно передвигаться по помещению, было.

Приказ Минюста РФ от 02.06.2003 №130-дсп и требования Приказа ФСИН России №512 от 27.07.2006 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» не носят обязательный характер, а лишь рекомендательный.

Здание колонии было построено в 1967 году, соответственно в уже существующих учреждениях уголовно-исполнительной системы, законом или иным нормативно-правовым актом не установлен расчет единицы унитазов и умывальников.

Во всех отрядах имеется минимальный необходимый набор бытовых помещений.

Все секции отрядов оборудованы естественной вытяжной вентиляцией. Поступление наружного воздуха и вытяжка осуществляется через открывающиеся фрамуги окон, находящихся в разных частях помещения.

В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов.

Помывка осужденных проводится два раза в неделю, в соответствии с графиком помывок. Душевой зал оборудован 16 лейками, где душевую одновременно могут посещать до 30 человек.

Прием пищи осуществляется по распорядку дня, утвержденному начальником учреждения в столовой колонии, расположенной на первом этаже основного корпуса жилой зоны. Осужденные обеспечиваются трехразовым питанием по минимальной норме, установленной Постановлением Правительства №205 от 11.04.2005. Качество пищи соответствует установленным стандартам. В рацион питания включены все необходимые продукты: мясо, рыба, крупы, молоко, жиры, овощи свежие, масло сливочное, творог.

В отрядах имеются комнаты дополнительного приема пищи. Такие помещения оборудуются кухонным гарнитуром, столами, стульями, также имеются холодильники, микроволновые печи. В личное время административному истцу и иным осужденным в отряде разрешено принимать пищу, приобретенную в магазине учреждения, а также продукты питания, полученные в посылках и передачах.

В учреждении оборудованы прогулочные дворы (локализованные участки) поотрядно. Дворы оборудованы скамейками. Имеются специальные места для курения. Локальные участки разделены на две зоны для курящих и некурящих. В отрядах курение строго запрещено. Созданы условия для занятия спортом.

Истец был обеспечен всем необходимым имуществом с учетом норм положенности.

Все камеры ШИЗО, ПКТ оборудованы согласно приказу МЮ РФ №110 от 04.07.2022.

Относительно незаконного удержания в исправительном учреждении, привела расчет, которым учреждение руководствовалось при определении срока окончания содержания.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель административного ответчика ФКУЗ «Медико-санитарная часть №52 Федеральной службы исполнения наказаний России» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что истец отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с 24.09.2012 по 26.06.2023 и состоял под медицинским наблюдением в филиале МЧ№6 ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России. Медицинская помощь оказывалась по предварительной записи ежедневно с 08:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывалась без предварительной записи.

Медицинская часть обеспечена необходимым инвентарём, медицинским оборудованием и набором медицинских препаратов для оказания квалифицированной медицинской помощи в рамках государственных гарантий.

Фактов не оказания медицинской помощи Панкову А.В. со стороны медицинских работников филиала не установлено. С учетом отсутствия каких-либо надлежащих документальных доказательств, подтверждающих доводы административного истца и нарушение его прав, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель административного ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель заинтересованного лица Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в судебное заседание не явился, направил сообщение, в котором просил исключить прокуратуры из числа заинтересованных лиц.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Европейского суда по делу Аутдинов и другие против России №48041/16 от 23.03.2023, по заявлению Панкова А.В., а также других осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, признаны ненадлежащими условия содержания, в частности суд признал обоснованными жалобу в части отсутствия или ограниченного доступа в душ, заражение камеры насекомыми, грызунами, недостаток свежего воздуха, пассивное курение, нахождение в камере с заключенными зараженными инфекционными заболеваниями. В связи с нахождением в указанных условиях более 8 лет 5 месяцев в пользу Панкова А.В. взыскана денежная компенсация.

Учитывая, что 15 марта 2022 года Российская Федерация прекратила членство в Совете Европы, а потому постановления Европейского Суда по правам человека, вступившие в силу после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в Российской Федерации, что следует из положений статьи 7 Федерального закона от 11 июня 2022 года N 183-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", истец обратился с настоящим иском в суд.

В соответствии с ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения, действия (бездействия) в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп.3,6 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

На основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В соответствии со ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).

Судом установлено, что Панков А.В., осужденный Ульяновским областным судом по ст.ст.290 ч.5, 286 ч.3, 303 ч.3 УК РФ к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима, прибыл в ФКУ ИК-11 24.09.2012, убыл 26.06.2023 (л.д.183 Т.3).

Из справки о содержаниях в отрядах следует, что Панков А.В. содержался в следующих помещениях:

с 24.09.2012 по 27.09.2012 находился на карантине;

с 27.09.2012 по 17.12.2012 содержался в отряде №5;

с 17.12.2012 по 04.02.2013 этапирован в СИЗО Ульяновской области;

с 04.02.2013 по 07.02.2013 находился на карантине;

с 07.02.2013 по 29.10.2013 содержался в отряде №8/35;

с 29.10.2013 по 10.12.2013 содержался в отряде №7/44;

с 10.12.2013 по 12.05.2014 содержался в отряде №7/33;

с 12.05.2014 по 30.06.2014 этапирован в распоряжение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области;

с 30.06.2014 по 03.07.2014 находился на карантине;

с 03.07.2014 по 11.05.2016 содержался в отряде №7/33;

с 11.05.2016 по 26.07.2016 содержался в отряде №7/44;

с 26.07.2016 по 23.06.2017 содержался в отряде №4/27;

с 23.06.2017 по 10.09.2018 ОСУОН;

с 10.09.2018 по 04.03.2019 содержался в отряде №3;

с 04.03.2019 по 25.03.2019 этапирован в распоряжение ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области;

с 25.03.2019 по 28.03.2019 находился на карантине;

с 28.03.2019 по 21.05.2019 содержался в отряде №3;

с 21.05.2019 по 05.10.2021 содержался в отряде №5;

с 05.10.2021 по 16.08.2022 содержался в отряде №4/41;

с 16.08.2022 по 26.06.2023 содержался в отряде №3/31 (л.д.204 оборот -205 Т.3).

Кроме того, с 07.06.2017 по 21.06.2017 сдержался в ШИЗО камера №15; с 21.06.2017 по 04.07.2017 сдержался в ШИЗО камера №15; с 04.07.2017 по 09.07.2017 сдержался в ШИЗО камера №12; с 09.07.2017 по 09.09.2017 сдержался в ПКТ камера №12; с 09.09.2017 по 10.09.2018 содержался в ОСУОН (л.д.183 Т.3).

В материалы дела представлены Представления прокурора Нижегородской области, в которых отражены результаты проверки учреждения ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с 2012 по 2023 года.

Согласно представления об устранении нарушений от 19.10.2012 №4-2-2012, должностными лицами Главного управления ФСИН России по Нижегородской области и руководством ИК-11 не организовано соблюдение требований ст.99 УИК РФ в части установленной нормы жилой площади. Всего с нарушением установленной ч.1 ст.99 УИК РФ нормы площади на момент проверки содержалось 1081 осужденных, т.е. 89% от общего числа осужденных.

Основной предпосылкой указанных нарушений явилось утверждение лимита наполняемости колонии (1240 человек) без учета требований ст.99 УИК РФ о минимальной норме жилой площади в расчете на одного осужденного, а также возможности обеспечения необходимыми бытовыми помещениями, наличие которых предусмотрено ст.99 УИК РФ и приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512. Общая жилая площадь учреждения составляет 2557,6 кв.м.. В результате при наполнении в пределах лимита в среднем на одного осужденного приходится 1,92 кв.м., что не позволяет разместить указанное количество осужденных в соответствии с данным требованием закона при установленной форме не менее 2 кв.м.

Аналогичным образом не соблюдается установленная норма обеспеченности содержащихся в колонии осужденных санитарным оборудованием. Умывальниками по установленным нормам (1 на 10 человек) не обеспечены 496 осужденных, что составляет 37% от их общего числа, а напольными чашами (1 на 15 человек) 247 осужденных или 18%.

В нарушении ст.99 УИК РФ не все осужденные обеспечены табуретами. Всего табуретами по установленной норме не обеспечен 191 осужденный или 14,4% их общего числа.

Также по установленной норме осужденные не обеспечены тумбочками. Всего тумбочками по установленной норме не обеспечены 57 осужденных или 4,3% их общего числа.

Не выдерживаются установленные ст.110 УИК РФ, п.3 приказа Минюста России от 30.12.2005 №259 нормативы предельной наполняемости отрядов. В отрядах №1,2,3,4,5,6,7,8,10 численность осужденных превышала 100 человек.

Санитарное состояние палаты для больных в нарушении ч.3 ст.110 УИК РФ не соответствует санитарно-эпидемиологическим и противоэпидемилогоческим требованиям. В указанном помещении стены и потолок поражены грибком.

Во всех отрядах ИК-11 помещения для проведения воспитательной работы осужденными используются не по прямому назначению, а в качестве помещений для проживания, что не соответствует требованиям ст.99. ч.3 ст.110 УИК и п.10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2005 №259 (л.д.181-185 Т.1).

Согласно представлению Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 23.04.2014 №4-2-2014 в учреждении не выполняются требования закона о минимальной норме жилой площади, на одного осужденного (2- кв.м.). В нарушении ч.1 ст.99 УИК РФ в отряде №7 на 118 осужденных приходится 226,1 кв.м., т.е. 1,91 кв.м. на человека.

Рукомойниками по установленным нормам не обеспечены, в том числе отряд №7.

В нарушении ч.3 ст.110 УИК РФ в отряде №7 численность осужденных превышает 100 человек.

Во всех помещение для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а именно используются для проживания осужденных (л.д.244-245 Т.1).

Согласно представлению Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 30.12.2014 №4-2-2014, в отрядах, в том числе в отряде№7, не обеспечены рукомойниками по установленной норме 1008 осужденных,

что составляет 84,5% от общего числа осужденных.

В отряде №7 на 110 осужденных приходится 54 прикроватные тумбочки и 106 табуретов, таким образом, 2 осужденных не обеспечены тумбочками и 4 осужденных не обеспечены табуретами.

В нарушении ч.3 ст.110 УИК РФ, в том числе в отряде №7, численность осужденных превышает 100 человек, в то время как согласно требованиям ч.3. Положения об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2005 №259, численность осужденных в отряде устанавливается в пределах 50-100 человек.

Во всех отрядах помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а именно используются для проживания осужденных (л.д.206-210 Т.1).

Согласно представлению Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 12.06.2015 №4-2-2015, в отрядах, в том числе в отряде№7, не обеспечены рукомойниками по установленной норме 954 осужденных, что составляет 78% от общего числа осужденных.

В нарушении ч.3 ст.110 УИК РФ, в том числе в отряде №7, численность осужденных превышает 100 человек, в то время как согласно требованиям ч.3. Положения об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2005 №259, численность осужденных в отряде устанавливается в пределах 50-100 человек.

Во всех отрядах помещения для проведения воспитательной работы с осужденными используются не по назначению, а именно используются для проживания осужденных (л.д.14-17 Т.2).

Согласно представлению Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 17.06.2016 №4-2-2016, осужденные, в том числе отряда №7, не обеспечены по установленной норме рукомойниками, напольными чашами (унитазами) (л.д.24-25 Т.2).

Аналогичные нарушения были отражены и в представлении Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 27.02.2017 №4-2-2017 и от 15.05.2017 №4-2-2017 (л.д.50-56, л.д.70-74 Т.2).

Кроме того, указано, что в нарушение ст.99 УИК РФ в туалетах отрядов №2С, 3,4,7 частично отсутствуют перегородки, обеспечивающие приватность (л.д.52).

В нарушении ст.101 УИК РФ, администрацией не соблюдается требования санитарии при приготовлении пищи для осужденных. Так часть работников столовой, жилой зоны работали без головных уборов. В овощном цехе имеются тараканы. Срок годности хранящегося в сухом цехе столовой яблочного сока истек 02.11.2016. В помещении продовольственного склада мясная тушка хранилась на полу (л.д.72-73).

Согласно представлению Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 15.01.2018 №4-2-2018, лимит наполнения ИК-11 составляет 1319 осужденных, при этом лимит наполняемости колонии строгого режима составляет 1249 осужденных. Не смотря на это, на момент проверки в нарушении требований ст.99 УИК РФ в колонии строгого режима ИК-11 содержалось 1314 осужденных (на 4,2% больше установленного лимита), что создает нарушение установленной нормы жилой площади в жилых помещениях, а также вызывает многочисленные обоснованные жалобы со стороны осужденных, в том числе в Европейский суд по правам человека (л.д.86-88).

Согласно представлению Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 11.01.2019 №5-2-2018/3, в отрядах, в том числе в отряде№3, не обеспечены рукомойниками по установленной норме 979 осужденных, что составляет 81% от общего числа осужденных (л.д.141 Т.2).

Согласно представлению Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 29.12.2020 №5-2-2020, в нарушение ст.99, 101 УИК РФ отдельное сантехническое оборудование не комплектно, что препятствует осуществлению гигиены осужденных, наличие сантехнического оборудования не соответствует количеству исходя из наличия жилой площади в отрядах, определяющей возможность размещения осужденных и лимит учреждения. По- прежнему помещения отряда не обеспечены надлежащим количеством рукомойников.

Приведенные статистические сведения указывают на то, что осужденные в ИК-11 вынуждены пользоваться туалетом и соблюдать гигиену в стесненных условиях.

Обнаружены нарушения санитарно-эпидемиологических требований в частности, в нарушении 7.14 СП 2.3.5.1079-01 в холодильной камере цеха по производству мясных и рыбных биточков, мясо мороженое хранится на полу; на овощехранилище обнаружена гнилая капуста.

В нарушение требований положения 2 приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 в отряде №5 отсутствует питьевой бачок (л.д.45 Т3).

Согласно представлению Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 17.06.2022 №5-2-2022/84, в нарушении требований ст.99 УИК РФ в период с 01.05.2022 по 05.05.2022 в учреждении на складе отсутствовали сахарный песок. Кроме того, в настоящее время на складе учреждения отсутствует капуста, мясо кур, масло сливочное и молоко (л.д.127 Т.3).

Из представления прокуратуры от 17.10.2022 следует, что в ИК-11 отсутствуют частично продукты питания: свежие овощи, крупы, рыбы и т.д. (л.д.138 Т.3).

Из представления прокуратуры от 19.12.2022 следует, что в нарушение требований ст.99 УИК РФ и п.53 приказа ФСИН России от 02.09.2016 №696 «Об утверждении порядка организации питания осужденных, подозреваемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» в ходе изучения ведомственной документации, в том числе меню раскладки продуктов питания осужденных, выявлены случаи, когда одни и те же блюда повторялись более трех раз в неделю.

Так, например, в период с 24.01.2022 по 30.01.2022 на ужин подавались макароны с овощами и рыба жареная 4 раза в неделю; в период с 07.02.2022 по 13.02.2022 макароны отварные с овощами и рыба жареная 4 раза в неделю; в период с 21.02.2022 по 27.02.2022 на ужин подавалась капуста тушеная с рыбными консервами 6 раз в неделю. Аналогичные нарушения выявлены и в иные периоды (л.д.148-149 Т.3).

Таким образом, представления прокуратуры, которые выносились по результатам непосредственной проверки учреждения, подтверждают доводы административного истца о нарушении условий содержания, в том числе: переполненность помещений, отсутствие надлежащего количества унитазов и рукомойников, отсутствие приватности, стесненность условий пребывания, питание ненадлежащего качества, антисанитария в виде нарушение правил СанПина при хранении продуктов, тараканы, отсутствие питьевой воды.

Как следует из пунктов 3 и 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в от 25 декабря 2018 года № 47 обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

Представитель административных ответчиков в возражения на исковое заявление отрицает выявленные нарушения, при этом представляет справки по различным вопросам датированные 20.10.2023, которые по своему содержанию подтверждают обстановку в ИК-11 в настоящее время. Каких-либо документов, доказательств, подтверждающих надлежащие условия содержания Панкова А.В. в период с 2012 года, суду не представлено.

Кроме того, указанные справки по своему содержанию противоречат выявленным прокурорам нарушениям.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, затрудненный доступ к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, нарушение требований к качеству еды.

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц. Например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений (в частности, для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Выявленные нарушения условий содержания Панкова А.В. суд не может признать незначительными, при этом доказательств проведения компенсирующих мероприятий суду не представлено. Напротив, стесненность в связи с превышением численность людей в отрядах могла быть компенсирована наличием комнат воспитательной работы, иными помещениями, где осужденные в определенное время могли находиться в нормальных условиях. Однако в комнаты воспитательной работы использовались для проживания осужденных, площадки для прогулки были маленькими, тем более без разделения для зоны курящих и не курящих. В целом проведение компенсирующих мероприятия было невозможно из-за переполненности колонии в целом и не верном расчете возможности пребывания осужденных.

Аналогично не восполнены условия содержания по нехватке унитазов, рукомойников, табуреток.

В исковом заявлении административный истец просит взыскать компенсацию за нарушение условий содержания за период с 2012 по 2023 год, то есть и за период и до введения в действие ст.227.1 КАС РФ (введена Федеральным законом от (ДАТА) №494-ФЗ).

Следовательно, в силу ч.5 ст.15 КАС РФ, согласно которой при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное, при разрешении вопроса о компенсации за ненадлежащие условия содержания следует руководствоваться нормами, регулирующими положения о моральном вреде за период до (ДАТА) (ст. ст. 150, 151 ГК РФ).

Исходя из правовой позиции Верховного суда, изложенной в пунктах 12 и 14 постановления Пленума от (ДАТА) №* «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Представленные в материалы дела доказательства нарушения прав Панкова А.В. на надлежащие условия содержания в длительного времени, влечет взыскание в его пользу компенсации за нарушение условий пребывания и компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания и компенсации морального вреда, суд исходит из длительного характера нарушения прав Панкова А.В., установленных нарушений отсутствия личного пространства гарантированного законом, установленных нарушений на надлежащее питание, пребывание в условиях, не отвечающее нормальным, даже учитывая, что он находится в местах лишения свободы и должен претерпевать определенные лишения. С учетом указанного, суд полагает необходимым взыскать в его пользу компенсацию за нарушений условий содержания и компенсацию морального вреда в размере 200000 руб., отказав во взыскании в большем размере.

При этом суд не находит оснований для признания незаконными действий ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России и взыскания компенсации морального вреда в пользу Панкова А.В.

В силу ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения,

исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17 октября 2005 года N 640/190 был утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу (далее - Порядок), который действовал до 19 февраля 2018 года.

Согласно п.30 Приказа от 17 октября 2005 года N 640/190 осужденные при поступлении в учреждения УИС осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.

Осужденным, прибывающим в колонии-поселения из зала суда, с целью выявления туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, и других заболеваний проводятся флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких) и клиническая лабораторная диагностика. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.

В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза (п.31 Приказа от 17 октября 2005 года N 640/190).

Согласно п. 27 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. N 285, за состоянием здоровья лиц, заключенных под стражу, или осужденных осуществляется динамическое наблюдение, включающее проведение не реже 1 раза в 6 месяцев флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, а также клинической лабораторной диагностики (общий анализ крови, мочи) и осмотра врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.

Как следует из искового заявления Панкова А.В. и пояснений данных в судебном заседании, он усматривает нарушение своих прав в том, что не проводились флюорографические исследования не реже 6 раз в месяц, электрокардиограмму в плановом порядке. Кроме того, когда он болел простудными заболеваниями и гриппом ему не давали таблеток.

Как следует из выписки из амбулаторной карты, Панкову А.В. проводилось флюорографическое исследование: 26.05.2013, 30.12.2013, 23.7.2014, 02.12.2014, 18.03.2015, 23.11.2015, 11.05.2016, 08.10.2016, 09.04.2017, 24.10.2017, 02.04.2018, 11.09.2018,12.10.2018, 02.04.2019, 16.09.2019, 06.03.2020, 17.07.2020, 23.11.2020, 04.062021, 08.12.2021, 07.04.2022, 19.09.2022, 04.01.2023.

Как следует из выписки из амбулаторной карты, Панкову А.В. проводилось ЭКГ: 02.07.2014, 20.02.2015, 20.02.2016, 08.11.2016, 15.12.2016, 20.12.2016, 26.12.2016, 26.01.2018, 14.03.2018, 07.05.2023.

С учетом указанного, флюорографическое исследование проводилось Панкову А.В. своевременно. Обязательного проведения ЭКГ всем осужденным не предусмотрено, только при наличии показаний.

Из выписки из амбулаторной карты следует, что Панкову А.В. из медицинских передач выдавались лекарственные препараты, однако указанное не свидетельствует о том, Панков А.В. не был обеспечен надлежащей медицинской помощью в пределах предусмотренных стандартом оказания медицинской помощи.

При этом в период отбывания наказания Панков А.В. не заболел какими-либо «тяжкими заболеваниями», заболеть которыми он опасался, что положено в основу его требований о компенсации морального вреда.

В удовлетворении исковых требований о признания незаконными действий ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России и взыскания компенсации морального вреда надлежит отказать.

Судом установлено, что Панков А.В. был осужден приговором Ульяновского областного суда от 22.06.2012 года, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 13 лет с лишением права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, сроком на 3 года, с отбыванием основного наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания осужденному Панкову А.В. исчислять с 22.06.2012, зачесть в срок отбытия наказания время содержания его под стражей с 26 июня 2010 года по 21 июня 2012 года включительно.

Согласно частям 1 и 2 статьи 72 УК РФ, сроки лишения свободы исчисляются в месяцах и годах. При зачете наказания сроки наказаний могут исчисляться в днях.

В силу частей 1, 2 и 3 статьи 128 УПК РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, месяцами. При исчислении сроков месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. При исчислении сроков заключения под стражу в них включается и нерабочее время. При задержании срок исчисляется с момента фактического задержания.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 173 УИК РФ отбывание лишения свободы на определенный срок прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом. Осужденные к лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа - в последний день этого месяца.

Как следует из материалов дела, Панков А.В. был взят под стражу 26.06.2010, а потом был осужден судом. При этом фактический срок лишения его свободы как начал течь 26.06.2010 так и не прерывался, ему не была изменена мера пресечения, он не освобождался из-под стражи. Фактический срок лишения свободы Панкова А.В. должен составлять 13 лет, следовательно, 26.06.2010 его лишили свободы и по истечении 13 лет, т.е. 25.06.2023 он должен быть освобожден.

При этом суд признает алгоритм расчета даты окончания срока отбывания наказания ошибочным в части подсчета всего периода зачета срока содержания под стражей исключительно календарно в днях.

Приговором суда постановлено зачесть в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 26.06.2010 по 21.06.2012, т.е. 1 год 11 месяцев 27 дней. В данном случае не требовалось переводить в дни 1 год 11 месяцев.

При этом в расчете административный истец сразу допускает ошибку, указывая, что к началу срока 22.06.2012 прибавляем срок приговора -13 лет и получаем дату окончания срока отбытия наказания 22.06.2025. Правильной датой отбытия наказания (если следовать расчету истца) будет являться 21.06.2025, поскольку 22.06.2012 осужденный уже отбыл и если повторно учитывать день 22.06, то в этом случае осужденный отбывает не 13 лет, а 13 лет и 1 день (год начинается 1 января, а заканчивается 31 декабря, а не 1 января).

Таким образом, последним днем отбытия наказания для Панкова А.В. должно стать 25.06.2023.

Согласно ст.173 УИК РФ, если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день.

25 июня 2023 года - воскресенье, следовательно, Панков А.В. должен быть освобожден 23 июня 2023 года (пятница).

С учетом указанного, суд приходит к выводу о незаконном лишении свободы Панкова А.В. с 23.06.2023 по 25.06.2023.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"судам следует учитывать, что нормами статей 1069 и 1070, абзацев третьего и пятого статьи 1100 ГК РФ, рассматриваемыми в системном единстве со статьей 133 УПК РФ, определяющей основания возникновения права на возмещение государством вреда, причиненного гражданину в результате незаконного и необоснованного уголовного преследования, возможность взыскания компенсации морального вреда, причиненного уголовным преследованием, не обусловлена наличием именно оправдательного приговора, вынесенного в отношении гражданина, или постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям либо решения органа предварительного расследования, прокурора или суда о полной реабилитации подозреваемого или обвиняемого. Поэтому не исключается принятие судом в порядке гражданского судопроизводства решения о взыскании компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении уголовного судопроизводства, с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела и на основании принципов справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина (например, при отмене меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с переквалификацией содеянного на менее тяжкое обвинение, по которому данная мера пресечения применяться не могла, и др.).

Пунктом 42 указанного Пленума Верховного суда предусмотрено, что судам следует исходить из того, что моральный вред, причиненный в связи с незаконным или необоснованным уголовным или административным преследованием, может проявляться, например, в возникновении заболеваний в период незаконного лишения истца свободы, его эмоциональных страданиях в результате нарушений со стороны государственных органов и должностных лиц прав и свобод человека и гражданина, в испытываемом унижении достоинства истца как добросовестного и законопослушного гражданина, ином дискомфортном состоянии, связанном с ограничением прав истца на свободу передвижения, выбор места пребывания, изменением привычного образа жизни, лишением возможности общаться с родственниками и оказывать им помощь, распространением и обсуждением в обществе информации о привлечении лица к уголовной или административной ответственности, потерей работы и затруднениями в трудоустройстве по причине отказов в приеме на работу, сопряженных с фактом возбуждения в отношении истца уголовного дела, ограничением участия истца в общественно-политической жизни.

Освобождение Панкова А.В. из исправительной колонии позже установленного срока привело к нарушению гарантированного ст. 22 Конституции РФ права на свободу и личную неприкосновенность, что, безусловно, влечет переживания и нравственные страдания и является достаточным основанием для возмещения морального вреда.

С учетом срока незаконного удержания в исправительном учреждении Панкова А.В., его переживаний относительно не верно определенной даты окончания срока отбытия наказания, тогда как он надеялся выйти из колонии в определенный день, суд полагает необходимым взыскать в пользу Панкова А.В. компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Панкова А. В. (<данные изъяты>) удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие (действие) Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области» (ИНН 5246015510), Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Нижегородской области (ИНН 5262042215) в нарушении условий содержания Панкова А. В. за период с 24.09.2012 по 26.06.2023.

В удовлетворении исковых требований о признании незаконным действий Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №52 Федеральной службы исполнения наказаний России» (ИНН 5262105828), взыскании компенсации морального вреда отказать.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Панкова А. В. компенсацию за нарушение условий содержания, компенсацию морального вреда в размере 200000 (двести тысяч) рублей.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Панкова А. В. компенсацию морального вреда в связи с незаконным лишением свободы в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере, чем взыскано судом, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 17 ноября 2023 года.

Председательствующий судья:                                                         Берхеева А.В.

18.09.2023Регистрация административного искового заявления
18.09.2023Передача материалов судье
21.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее