Дело № 2-145/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Константиновой Н.В.
При секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 11 апреля 2014 года дело по иску Раевской В.И. ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Сысольском районе РК о признании права на перерасчет пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Раевская В.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Сысольском районе РК с требованиями о признании решения ответчика незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж работы в районах Крайнего Севера период с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>, признании за истцом права на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с наличием стажа работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера с <данные изъяты>, обязании ответчика произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии истца с <данные изъяты>.
В обоснование исковых требований истцом указано, что с ДД.ММ.ГГГГ она является получателем трудовой пенсии по старости и продолжает работать в <данные изъяты>» в должности <данные изъяты>. В соответствии с приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ находилась в командировке на курсах повышения квалификации по циклу «Сестринское дело в терапии» в г. Воркута РК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что период нахождения на курсах повышения квалификации должен быть засчитан в стаж работы в районах Крайнего Севера, при наличии которого она имеет право на повышенный, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. Указала, что в сентябре 2013 года обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда в Сысольском районе РК с заявлением о перерасчете пенсии, однако решением УПФ РФ по Сысольскому району РК от ДД.ММ.ГГГГ № в перерасчете пенсии ей было отказано.
В судебном заседании истец на иске настаивала, пояснила, что во время нахождения на курсах фактически находилась в Воркутинской городской больнице, где проходила обучение с утра и до вечера. Во время обучения проводились теоретические и практические занятия. Считает, что в период командировки фактически выполняла свои трудовые обязанности в Воркутинской городской больнице.
Представитель истца ФИО7 заявленные требования поддержал, указал, что поскольку должностной инструкцией истца прямо предусмотрено прохождение курсов повышения квалификации, нахождение истца на учебе в г. Воркуте является непосредственным выполнением трудовых обязанностей. Кроме того, истец прошла обучение по программе в количестве 144 часов, то есть выполняла указанные обязанности в течение полного рабочего дня в объеме нормы рабочего времени, что является необходимым условием для включения указанного периода в стаж работы на Крайнем Севере.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Сысольском районе РК (по доверенности) ФИО5, исковые требования не признала, представила письменные возражения.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы пенсионного дела истицы, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлен Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Согласно пункту 7 статьи 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с пунктом 11 статьи 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами 1 группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть по достижении необходимого стажа при осуществлении лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, что подтверждается материалами пенсионного дела Раевской В.И.
ДД.ММ.ГГГГ Раевской В.И. обратилась с заявлением в ГУ-УПФ РФ в Сысольском районе РК о перерасчете базового размера пенсии, в связи с выездом в командировку на курсы повышения квалификации в районы Крайнего Севера в г. Воркута с ДД.ММ.ГГГГ по 02.04.2010.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сысольском районе от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в перерасчете пенсии в связи с отсутствием оснований для соответствующего перерасчета, поскольку истец находилась в г. Воркуте не на работе, а на обучении.
Вместе с тем, истец утверждает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она выезжала на курсы повышения квалификации «Сестринское дело в терапии» в г. Воркута, при этом курсы проходили в Воркутинской городской больнице в отделениях, где проводилось обучение по учебному плану, в процессе которого она выполняла трудовые обязанности.
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ Раевская В.И. работает в должности палатной медицинской сестры. Согласно п. 5.3. трудового договора ей установлен сменный режим работы продолжительностью смены 12 часов.
В должностные обязанности истца входит совершенствование своих медицинских знаний путем обучения не реже 1 раза в пять лет на курсах усовершенствования для средних медицинских работников по профилю выполняемой работы (л.д.13-4).
Согласно приказу главного врача <данные изъяты>л от <данные изъяты>, Раевская В.И. направлена на курсы повышения квалификации в г. Воркуту в ГОУ СПО «Воркутинский медицинский колледж» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, оплата проездных и командировочных расходов производится по основному месту работы. За командируемым лицом сохраняется заработная плата по основному месту работы.
Факт нахождения на курсах повышения квалификации подтверждается командировочным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, а также свидетельством о повышении квалификации к диплому ЖТ № и сертификатом № (л.д. 9).
Согласно представленному истцом расчетному листу за период нахождения Раевской В.И. в командировке в <данные изъяты> года ей начислена средняя заработная плата (л.д. 27).
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 г. Воркута отнесен к районам Крайнего Севера.
В ходе разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Раевская В.И. находилась в г. Воркута Республики Коми в районах Крайнего Севера в связи с исполнением своих трудовых обязанностей на основании распоряжения работодателя.
Как следует из пояснений представителя ответчика, период нахождения истца в командировке в г. Воркута с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вообще не включен в стаж работы, так как согласно выписки из лицевого счета Раевской В.И. этот период работодателем не отражен.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 7 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
В период нахождения Раевской В.И. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения с ней не прекращались, за ней сохранялось основное место работы и была выплачена средняя заработная плата, что подтверждается расчетным листом за <данные изъяты> (л.д. 10) и расчетом среднего заработка, представленным суду <данные изъяты>». Согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачены полностью.
Таким образом, период нахождения Раевской В.И. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой стаж.
Между тем, одним из основных условий для установления фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в размере, предусмотренном п. 7 ст. 14 Закона N 173-ФЗ за работу в районах Крайнего Севера и п. 11 ст. 14 этого же закона за работу в приравненных к ним местностях, является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
Таким образом, необходимым условием для включения периодов работы в районах Крайнего Севера в страховой стаж является фактическое выполнение трудовых функций, носящее стабильный и постоянный характер. Однако, как следует из приказа <данные изъяты>-л от ДД.ММ.ГГГГ года, истец была командирована в г. Воркуту не для выполнения трудовых обязанностей в Воркутинской городской больнице, а для прохождения обучения по циклу усовершенствования «Сестринское дело в терапии».
Из пояснений истца следует, что в период нахождения в г. Воркуте она фактически проходила обучение в Воркутинской городской больнице, при этом в течение дня проходила сначала теоретическое, а потом практическое обучение в различных отделениях больницы.
В подтверждение своих доводов, стороной истца предоставлен учебный план по специальности «Сестринское дело» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому обучение по указанной специальности проводится: по теории в количестве 62 часов, по практике в количестве 82 часов (л.д. 12).
Данное доказательство не может быть принято судом во внимание, поскольку оно не имеет значение для рассмотрения и разрешения дела, так как составлен на <данные изъяты> год, а истец проходила обучение в <данные изъяты> году.
Вместе с тем, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" определены непосредственные должностные обязанности, выполняемые медицинской сестрой (палатной), к которым процесс обучения по циклу усовершенствования не отнесен.
Поскольку практические занятия являются составной и необходимой частью учебного процесса, их выполнение не носит стабильный характер, данные действия не являются непосредственным выполнением трудовых функций, а направлены на закрепление полученных теоретических знаний, суд отклоняет доводы истца относительно фактического выполнения трудовых обязанностей в период обучения.
Ввиду того, что доказательств осуществления Раевской В.И. непосредственной трудовой деятельности в районе Крайне Севера суду не представлено, доводы представителя истца, о том, что работа выполнялась в течение полного рабочего дня также не могут быть приняты судом во внимание.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у истца не имеется.
Таким образом, решение ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Сысольском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Раевской В.И. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Сысольском районе Республики Коми о признании права на перерасчет пенсии удовлетворить частично.
Включить в страховой стаж Раевской В.И. период нахождения в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования о признании решения ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Сысольском районе Республики Коми № от ДД.ММ.ГГГГ года, о включении в стаж работы в районе Крайнего Севера периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о признании за Раевской В.И. права на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии Раевской В.И. с ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья – Н.В. Константинова
Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2014 года