РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
4 августа 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2163/2020 по иску Софронова С. И. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Софронова С. И. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 11.03.2020 г. №РД-359.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от 11.02.2020 г. №СП-9/537 о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 августа 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-2163/2020 по иску Софронова С. И. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Софронова С.И. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения к Департаменту градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 544 м2 по адресу: <адрес>, около участка №. Он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 280 м2, прилегающего к принадлежащему ему земельному участку, на основании ст.9.1 Закона Самарской области «О земле». Распоряжением от 11.03.2020 г. №РД-359 ему отказано со ссылкой на пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ. По мнению Департамента градостроительства г.о. Самара границы испрашиваемого земельного участка и земельных участков с кадастровыми номерами № установлены таким образом, что остаётся расстояние, и данное обстоятельство будет препятствовать рациональному использованию земель и их реализации. Однако из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 26.12.2019 г., выполненной ООО «Земля Поволжья», усматривается, что между испрашиваемым участком и земельными участками с кадастровыми номерами № отсутствует какое-либо расстояние. Просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 11.03.2020 г. №РД-359 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена», обязать возобновить рассмотрение его заявления.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 18.10.2019 г. Кудинова Т.В. заявленные требования поддержала.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности от 31.12.2019 г. №Д05-01/3556 Воробьев И.Л. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 74-77).
Заинтересованное лицо Бояров Е.В. в судебном заседании пояснил, что желал бы приобрести остающийся «невостребованный» заявителем земельный участок площадью 130 м2.
Заинтересованное лицо Местная религиозная организация «Христианская пресвитерианская церковь «Благая весть» г. Самары» представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте разбирательства дела признаётся извещенной в силу того, что заявитель Софронов С.И. является лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени названной организации.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 11.02.2020 г. истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для садоводства без проведения торгов (л.д. 14). Согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 5) испрашиваемый земельный участок имеет площадь 280 м2. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>, около №
Распоряжением от 11.03.2020 г. №РД-359 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка (л.д. 16).
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учёта в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 г. №762 утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка, как усматривается из его заявления, была ранее подготовлена, но не утверждена.
Соответственно, подача истцом ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях), а также по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, а также по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.4 п.1 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
В соответствии с п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В оспариваемом решении содержится ссылка на пп.1, 3 п.6 ст.11.10 ЗК РФ, указано, что схема расположения земельного участка не соответствует установленным форме, формату или требованиям к её подготовке. Однако ни в оспариваемом решении, ни в отзыве на иск ответчик не поясняет, в чём заключаются это несоответствие требованиям, установленным приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 г. №762.
В соответствии с пп.4 п.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий, бездействия органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц действует доказательственная презумпция несоответствия закону оспариваемых решений, действий, бездействия, бремя доказывания обратного возложено на ответчиков.
Поскольку ответчик не только не представляет доказательств несоответствия схемы расположения земельного участка установленным форме, формату или требованиям к её подготовке, но и не поясняет, в чём оно заключается, не ссылается на него при разбирательстве дела, суд заключает, что отсылка в оспариваемом решении к пп.1, 3 п.6 ст.11.10 ЗК РФ не соответствует закону.
В оспариваемом решении содержится ссылка также на пп.3 п.6 ст.11.10 ЗК РФ, указано, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Указывается на нарушение требований п.6 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также не должно нарушать требования, установленные федеральными законами.
В оспариваемом решении ответчик указывает, что границы испрашиваемого земельного участка и земельных участков с кадастровыми номерами № установлены таким образом, что остаётся расстояние, и данное обстоятельство будет препятствовать рациональному использованию земель и их реализации.
Однако из проекта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории непосредственно усматривается, что между границами испрашиваемого земельного участка и земельных участков с кадастровыми номерами № отсутствует какое-либо расстояние. Испрашиваемый земельный участок сконфигурирован так, что является смежным по отношению к земельным участкам с кадастровыми номерами № т.е. имеет с ними общие границы. Это следует также и из заключений кадастрового инженера Худяковой И.В. (л.д. 17, 79-81), в которых имеется графический материал в более крупном масштабе, чем на схеме расположения.
При разбирательстве дела ответчик в своих устных пояснениях изменил обоснование своей отсылки к пп.3 п.6 ст.11.10 ЗК РФ, указав, что при формировании испрашиваемого истцом земельного участка в соответствии с представленным проектом схемы расположения останется свободная территория между <адрес>, формируемым земельным участком, земельным участком с кадастровым номером №объект дорожного хозяйства - <адрес>) и земельным участком с кадастровым номером № принадлежащим Боярову Е.В. Эта территория выделена жёлтым цветом на графическом материале кадастрового инженера Худяковой И.В. (л.д. 81). По мнению представителя ответчика, выраженному устно, на этой территории невозможно сформировать земельный участок, предоставить его кому-либо в собственность или в аренду, иным образом рационально использовать территорию.
Суд находит доводы ответчика несостоятельными. Согласно заключению кадастрового инженера Худяковой И.В. (л.д. 79-80) «свободная» территория имеет площадь 130 м2, расположена в территориальной зоне Ж-1 в соответствии с картой правового (градостроительного) зонирования, являющейся частью Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утверждённых постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61. Предельный минимальный размер земельных участков для этой зоны составляет от нуля до 300 м2 в зависимости от вида использования. Образование на этой территории земельного участка для ведения садоводства, огородничества или индивидуального жилищного строительства невозможно, поскольку для этих случаев установлено ограничение площади земельного участка снизу в 300 м2. Однако отсутствуют правовые препятствия для приобретения этой территории собственником смежного земельного участка с кадастровым номером № путём заключения соглашения о перераспределении (гл.V.4 ЗК РФ). Собственник земельного участка с кадастровым номером № Бояров Е.В. в судебном заседании заявил о наличии у него намерения обратиться с заявлением о заключении такого соглашения, а также об отсутствии возражений против приобретения истцом испрашиваемого им земельного участка площадью 280 м2.
Таким образом, при сложившихся обстоятельствах формирование испрашиваемого земельного участка не приведёт к нерациональному использованию земель.
Следует отметить, что «незанятая» в настоящее время территория имеет площадь 410 м2 и сложную конфигурацию в виде невыпуклого девятиугольника. Хотя формально на ней может быть образован самостоятельный земельный участок, его привлекательность для ведения садоводства, огородничества или индивидуального жилищного строительства крайне низка из-за малого размера и сложного контура границы. До настоящего времени заявлений о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка ответчику не поступало.
Кроме того, изложенные устные доводы ответчика в оспариваемом решении отсутствуют.
Поскольку при недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения органа государственной власти, суд признаёт такое решение незаконным, не проверяя наличие иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (п.61 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ»), суд в рамках настоящего дела не рассматривает вопрос о наличии иных препятствий к приватизации истцом земельного участка.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Софронова С. И. распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 11.03.2020 г. №РД-359.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от 11.02.2020 г. №СП-9/537 о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.08.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь