Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-201/2012 ~ М-69/2012 от 20.01.2012

Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2012 года

Дело 2-201/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

Председательствующего судьи Койпиш В.В.

С участием прокурора Малышевой М.А.,

При секретаре Логиновой М.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Криштоп Алексея Алексеевича к в/ч 63976, филиалу № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области о признании незаконным и отмене приказа, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Криштоп А.А. обратился в суд с иском к в/ч 63976, филиалу № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области о признании незаконным и отмене приказа, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

В обоснование заявленных требований, а также в судебном заседании истец указал, что 03.02.2006 года принят на работу в войсковую часть 63976 на должность ... по 9 тарифному разряду ЕТС, между ним и ответчиком заключен трудовой контракт.

20.11.2011 года им получено уведомление о предстоящем увольнении по сокращению штатов. Приказом № 1420 от 19.12.2011 года уволен с 10.01.2012 года в связи с сокращением штата работников на основании п.2 ч.1ст.81 ТК РФ.

Основанием для увольнения послужили приказ Министра обороны РФ № 1444 от 22.08.2011 года и телеграмма Командующего СФ. Однако, согласно данной телефонограмме, командиру в/ч 63976 рекомендовано предупредить гражданский персонал о возможном сокращении с 01.01.2012 года.

Согласно разъяснениям штаба СФ от 05.12.2011 года фактических организационно-штатных мероприятий не проводится, в связи с чем полагал свое увольнение незаконным, просил признать незаконным и отменить приказ № 1420 от 19.12.2011 года, восстановить его на работе в прежней должности, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 10.01.2012 года по день вынесения судом решения.

Кроме того, просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере ... руб., причиненный ему незаконным увольнением. Впоследствии от требований о взыскании морального вреда отказался, в связи с чем определением суда дело в данной части прекращено.

Представитель ответчика – войсковой части 63976 - Васенин А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал. Поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, пояснил, что в соответствии со статьей 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

В соответствии со статьей 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с телефонограммой заместителя командующего по ИОРО, Криштоп А.А. 20.10.2011 года, т.е. за 2 месяца, уведомлен о планируемом с 01.01.2012 года сокращении штатов.

В соответствии с тем, что штатное расписание плавпричала ПЖТ - 17 не входит в штат № 84/077, для него в ГУ 1973 ОМИС, на обеспечении которого находится данный плавпричал, утверждается отдельное штатное расписание, которое подается в довольствующий орган (УФО МО РФ по Мурманской области).

В связи с изданием приказа Министра Обороны РФ от 22 августа 2011года. № 1444, штатное расписание, действующее с 01.01.2011 года, фактически утратило силу с 01.01.2012 года, новые штаты не были утверждены, финансирование под них не было выделено.

В связи с отсутствием штатов плавпричала ПЖТ - 17, 10.01.2012 года издан приказ об увольнении служащего Криштоп А.А.

Полагал увольнение истца обоснованным, в удовлетворении требований просил отказать.

Соответчик – Филиал № 1 управления финансового обеспечения Минобороны России по Мурманской области, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание представителя не направил. В письменном мнении по иску указал следующее.

В своем указании от 30 июня 2011 года № 205/2/416 ДСП Министр обороны Российской Федерации в целях выполнения мероприятий по созданию Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации, упорядочения содержания гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и обеспечения централизации расчетов с личным составом потребовал:

предусмотреть с 1 сентября 2011 года содержание гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, оплата труда которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, только по штатам соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, исключив содержание гражданского персонала по штатным расписаниям.

Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов (флотами), командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления по линии ответственности обеспечить до 10 июля 2011 года направление заместителю Министра обороны Российской Федерации:

штатных расписаний, с приложением обоснований необходимости включения содержащихся в них должностей гражданского персонала в штаты подчиненных соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации;

предложений по ликвидации подразделений (отдельных должностей), содержащихся по штатным расписаниям, функции которых переданы сторонним организациям;

предложений по отмене штатных расписаний.

Заместителю Министра обороны Российской Федерации:

а) до 15 июля 2011 года обеспечить:

сбор и ревизию всех штатных расписаний с определением целесообразности содержания указанных в них должностей гражданского персонала;

уточнение действующих штатных нормативов и штатных перечней, на основании которых открываются в настоящее время штатные расписания;

отмену штатных расписаний и ликвидацию подразделений (отдельных должностей), содержащихся по штатным расписаниям, функции которых переданы сторонним организациям;

утверждение перечня должностей, подлежащих включению в штаты соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, определив периоды содержания и наименование должностей гражданского персонала, предназначенных для выполнения работ, носящих сезонный характер с целью возможного содержания их в некомплекте;

б) до 20 июля 2011 года направить в Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОМУ) обобщенные предложения по включению в штаты должностей гражданского персонала указанной категории с обоснованием предназначения и функционала по каждой должности;

установленным порядком представить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты по отмене содержания гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, оплата труда которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, по штатным расписаниям.

В целях исключения нецелевого использования бюджетных средств, органам военного управления представлять предложения по включению в штаты соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации должностей гражданского персонала, содержание которых определяется исходя из объемных показателей или носит сезонный характер, только после согласования с Департаментом социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.

Генеральному штабу Вооруженных Сил Российской Федерации (ГОМУ), в случае представления предложений с нарушением указанного порядка, должности гражданского персонала в штаты не включать.

В целях выполнения данных требований приказ Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 340 «О порядке утверждения и регистрации штатных расписаний воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 августа 2011 года № 1444 «О признании утратившими силу приказа Министра обороны Российской Федерации» был отменен.

Учитывая изложенное, оснований у командиров воинских частей (начальников учреждений) для регистрации новых штатных расписаний на 2012 год с момента принятия данного решения и издания приказа № 1444 не было.

Следовательно, если командиром воинской части (начальником учреждения) не были поданы установленным порядком предложения по включению должностей, содержащихся по штатным расписаниям, в штаты, либо данные предложения не были положительно рассмотрены вышестоящими органами военного управления, он как работодатель руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации должен был начать процедуру сокращения гражданского персонала содержащегося по штатным расписаниям, зарегистрированным на 2011 год. Оснований для содержания гражданского персонала по штатным расписаниям, зарегистрированным на 2011 год, в 2012 году у командира воинской части (начальника учреждения) не было, так как ранее зарегистрированные не продлевались, а для составления новых не было оснований в соответствии с принятыми решениями Министра обороны Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель (командир войсковой части 63976) о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата (штатного расписания) должен был предупредить работников организации персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, а так же предложить работникам другую имеющуюся работу (вакантную должность).

При выполнении данных требований, а так же при отсутствии вакантных должностей в организации работодатель должен был установленным порядком уволить гражданский персонал, содержавшийся по штатному расписанию не позднее 31 декабря 2011 года, либо перевести его на имеемые вакантные должности в новом штате.

Полагал, что поскольку работодателем выполнены все требования трудового законодательства, связанные с процедурой сокращения в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, оснований для восстановления на работе Криштоп А.А. и выплате ему заработной платы за период вынужденного прогула не имеется.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица МИС СФ (в/ч 62720-И) в судебное заседание представителя не направила, в представленном заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном мнении указала, что на основании директив ГШ ВМФ № 730/1/172 от 31.01.2007 года и НШ СФ № 34/1/0200 от 12.03.2007 года по частям вооружения и эксплуатации вооружения экипаж плавучего причала «ППР-54» содержался по штатному перечню № 405-ВМФ индекс 54 (04).

На 2011 год было зарегистрировано штатное расписание под № 49/28 в количестве 2 ед. по войсковой части 63976 на команду обслуживания (экипаж) плавучего причала ПЖТ-75 «ППР-54», распложенного в губе Окольная № 19.

Приказом Министра обороны РФ от 22.08.2011 года № 1444 признаны утратившими силу приказы Министра обороны РФ 2005 года № 340 «О порядке утверждения и регистрации штатных расписаний воинских частей и организации воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» и 2007 года № 269 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 340». В соответствии с данным приказом отменено оформление штатных расписаний.

До настоящего времени указаний вышестоящих органов военного управления по содержанию гражданского персонала, ранее содержащихся по штатным расписаниям, в адрес МИС СФ не поступало.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным, суд находит исковые требования законными, подлежащими удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, 03.02.2006 года Криштоп А.А. принят на работу в в/ч 63976 на ... по 9 тарифному разряду (л.д. 5).

Между Криштоп А.А. и в/ч 63976 заключен бессрочный трудовой договор (л.д. 6).

В соответствии со ст.349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

Из представленного штатного расписания на команду по обслуживанию плав.причала ППР-54 на 2011 год, утвержденного командиром войсковой части 49354, следует, что на 2011 год утверждены 2 единицы – шкипер и матрос 1 класса (л.д.13).

20.10.2011 года истцом получено уведомление о предстоящем сокращении штата № 33 от 20.10.2011 года со ссылкой на указание приказа Министра обороны РФ от 22.08.2011 года № 1444 и телеграмму заместителя Командующего СФ по ИОРО от 12.10.2011 года № 65/ТИО/319Т (л.д.8).

19.12.2011 года командиром в/ч 63976 издан приказ № 1420 об увольнении Криштоп А.А. 10.01.2012 года по сокращению штата работников (л.д.7).

Из данного приказа следует, что он издан на основании приказа Министра обороны РФ № 1444 от 22.08.2011 года и телеграммы зам.Командующего СФ по ИОРО № 65/ИТО/319Т.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 22.08.2011 года № 1444 «О признании утратившими силу приказов Министра обороны Российской Федерации» признаны утратившими силу приказы Министра обороны РФ 2005 года № 340 «О порядке утверждения и регистрации штатных расписаний воинских частей и организации воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» и 2007 года № 269 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 340».

Из письма зам.начальника штаба Северного флота по организационно-мобилизационной работе от 05 декабря 2011 года № 34/1/4138 усматривается, что проводится работа по включению в штаты должностей гражданского персонала, содержащегося по штатным перечням. При этом сроки действия ранее зарегистрированных штатных расписаний не уточнены. До настоящего времени окончательно не решен вопрос по должностям гражданского персонала ранее содержащегося по дополнительным примечаниям к штатам (штатным нормативам).

Проведение организационно-штатных мероприятий в воинских частях и организациях начинается с получением соответствующих исполнительных директив. Таким образом, в настоящее время законные основания для проведения оргштатных мероприятий и уведомления гражданского персонала отсутствуют.

По мнению представителя ответчика, в связи с признанием утратившим силу Приказа Министра обороны № 340 прекратили своё действие штатные расписания, утвержденные на 2011 год. Полагал, что прямым указанием для этого являлась телеграмма врио зам.Командующего СФ.

Между тем, согласно данной телеграмме командиру в/ч 63976 указано до поступления на флот указаний о дальнейшем утверждении регистрации штатных расписаний Оргмобуправления Северного Флота в срок до 01 ноября 2011 года предупредить установленным порядком под роспись гражданский персонал, в том числе экипажей плавучих причалов, о возможном сокращении с 01 января 2012 года.

Таким образом, установлено, что ни Приказ Министра обороны Российской Федерации № 1444, ни телеграмма не содержали директив или указаний о сокращении штата работников.

При этом в адрес заместителя Командующего Северным флотом по инженерному обеспечению, расквартированию и обустройству флота 05 декабря 2011 года штабом Северного флота направлено сообщение о том, что Департаментом социальных гарантий МО РФ совместно с ГОМУ ГШ ВС РФ проводится работа по включению в штаты должностей гражданского персонала, содержащегося по штатным перечням. Кроме того, сроки действия ранее зарегистрированных штатных расписаний не уточнены.

В силу статьи 11, части 1 статьи 12, частями 1,2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

По смыслу данных норм Федерального закона «Об обороне», а также по Постановлению Правительства Российской Федерации № 537 от 26 июля 2010 года «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» полномочия по созданию, организации, изменению типа и ликвидации федерального бюджетного учреждения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Планирование и организация проведения организационно-штатных мероприятий по совершенствованию структур органов военного управления, соединений, воинских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Изменение штатного расписания ГУ «1967 ОМИС» не входит в компетенцию начальника учреждения и в соответствии с положением об учреждении.

Согласно письму заместителя начальника штаба Северного флота по организационно- мобилизационной работе от 05 декабря 2011 года № 34/1/4139 в связи признанием утратившим силу Приказа Министра обороны Российской Федерации № 340 и отсутствием указаний о порядке и сроках действия ранее зарегистрированных штатных расписаний гражданского персонала решением командующего Северным флотом штабом флота подготовлено обращение в лавное организационно-мобилизационное управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (далее ГОМУ ГШ ВС РФ) о направлении в штаб флота директивы об изменении кодов содержания гражданского персонала, продлении срока действия от зарегистрированных в 2011 году штатных расписаний. Однако, по сообщению ГОМУ ГШ ВС РФ, сроки действия ранее зарегистрированных штатных расписаний не уточнены. В соответствии с методическими основаниями проведения организационно-штатных мероприятий в Вооруженных Силах РФ, утвержденными начальником ГШ ВС РФ в 2001 году, основанием проведения организационно-штатных мероприятий являются организационные приказы и директивы министра обороны РФ и директивы начальника ГШ ВС РФ, во исполнение которых заместители министра обороны, главнокомандующие видами ВС РФ и командующие войск, военных округов организуют и осуществляют разработку исполнительных директив на проведение организационно-штатных мероприятий с указанием сроков их окончания.

Проведение организационно-штатных мероприятий в воинских частях, организациях начинается с получением соответствующих исполнительных директив, которых в настоящее время не имеется, и отсутствуют основания для проведения оргштатных мероприятий.

В письме ВрИО начальника Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области от 14 декабря 2011 года начальнику ГУ «1967 ОМИС» также было разъяснено, что в целях правильного применения трудового законодательства необходимо было предупредить гражданский персонал о возможном сокращении и только с получением исполнительного документа (нового штата или изменения в штате) произвести соответствующие организационно-штатные мероприятия.

Оценив указанные обстоятельства с учетом требований действующего законодательства, суд приходит к выводу, что у командира в/ч 63976 не имелось оснований для издания приказа об увольнении Криштоп А.А. в связи с сокращением штата работников с 10 января 2012 года, в связи с чем параграф 27 приказа № 1420 от 19 декабря 2011 года является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии со ст.234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения работника возможности трудиться, в том числе если заработок не получен в результате незаконного увольнения.

Однако, принимая во внимание, что при увольнении истцу выплачена сумма выходного пособия за период с 11.01.2012 года по 10.02.2012 года, а за время вынужденного прогула выплате истцу подлежит ... руб. (менее размера пособия при увольнении), в данном случае имеет место задолженность истца перед предприятием, в связи с чем суд не находит оснований для взыскания в пользу истца заработной платы за время вынужденного прогула. При этом суд обязывает Филиал № 1 УФО МО РФ по Мурманской области произвести перерасчет денежных сумм, подлежащих выплате Криштоп А.А. за время вынужденного прогула за период с 11.01.2012 года по 07.02.2012 года в размере ... руб., с учетом ранее выплаченных сумм при увольнении.

На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования частично.

Войсковую часть 63976 суд от ответственности освобождает.

Иные доводы сторон, представленные в их обоснование доказательства, на существо принимаемого судом решения не влияют, во внимание судом не принимаются.

Настоящий спор суд рассматривает в пределах заявленных требований, на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика филиала № 1 Управления финансового обеспечения по Мурманской области, в доход местного бюджета госпошлину, от уплаты которой истец освобожден, в размере 400 руб. Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Криштоп Алексея Алексеевича удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить параграф 27 приказа врио командира в/ч 63976 от 19 декабря 2011 года об увольнении с 10 января 2012 года Криштоп Алексея Алексеевича по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в связи с сокращением штатов работников.

Восстановить Криштоп Алексея Алексеевича в должности ... в/ч 63976 с 11 января 2012 года.

Взыскать с Филиала № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области (--- ИНН ) госпошлину в доход местного бюджета в сумме 400 руб.

Обязать Филиал № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области произвести перерасчет денежных сумм, подлежащих выплате Криштоп Алексею Алексеевичу за время вынужденного прогула за период с 11.01.2012 года по 07.02.2012 года в размере ... руб., с учетом ранее выплаченных сумм при увольнении.

В/ч 63976 от ответственности по настоящему делу освободить.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению, а в целом может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский облсуд через Североморский горсуд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Койпиш В.В.

СПРАВКА: решение обжаловалось. Апелляционная жалоба возвращена по просьбе лица, подавшего жалобу.

2-201/2012 ~ М-69/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Криштоп Алексей Алексеевич
Ответчики
в/ч 63976
филиал №1 УФО МО в Мурманской области
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Койпиш В.В.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
20.01.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2012Передача материалов судье
20.01.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2012Судебное заседание
07.02.2012Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее