Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-18020/2017 от 07.06.2017

Судья: Дорохина И.В.          дело № 33-18020/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Гулиной Е.М., Пановой Н.В.,

при секретаре Моториной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2017 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 09 июня 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению З.Е.А. к Государственному учреждению – Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству социального развития Московской области о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения представителя Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – А.Е.Е., представителя Министерства социального развития Московской области – Б.Н.И.,

УСТАНОВИЛА:

З.Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству социального развития Московской области о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 22 190 рублей в порядке наследования.

В обоснование исковых требований З.Е.А. указала, что ее мать К.Н.И. являлась инвалидом 1 группы и состояла на учете в Ногинском управлении социальной защиты населения Московской области которым было принято решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные ею технические средства реабилитации. Однако К.Н.И. компенсацию не получила, так как 09 ноября 2014 года умерла. Она, как наследник, обратилась в филиал №13 Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ за выплатой компенсации, но получила отказ.

Представитель Министерства социального развития Московской области иск не признал, ссылаясь на то, что финансирование на эти цели не производится, в связи с чем компенсация подлежит взысканию с Фонда социального страхования, который в настоящее время наделен такими полномочиями.

Представитель Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ иск не признал, полагал, что выплату компенсации должно осуществить Министерство социального развития Московской области.

Решением Ногинского городского суда от 09 июня 2016 года с Министерства социального развития Московской области в пользу З.Е.А. взыскана денежная компенсация за технические средства реабилитации в сумме 22 190 рублей. В удовлетворении требований к Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Министерство социального развития Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 03 октября 2016 года решение суда первой инстанции отменено, постановлено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Постановлением президиум Московского областного суда от 31 мая 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 03 октября 2016 года отменено, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В судебное заседание истица не явилась.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области – апелляционную жалобу поддержала.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ против удовлетворения жалобы возражал.

Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.

Как установлено судом, К.Н.И., 1930 года рождения, являлась инвалидом 1 группы и состояла на учете в социальном регистре Московской области по Ногинскому району в качестве получателя мер социальной поддержки по категории «инвалид 1 группы по общему заболеванию».

В период с марта по октябрь 2014 года К.Н.И. согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида самостоятельно приобретала технические средства реабилитации (подгузники для взрослых) на общую сумму 22 190 руб.

Согласно материалам дела, Ногинским управлением социальной защиты населения были приняты решения о выплате инвалиду К.Н.И. денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства.

09 ноября 2014 года К.Н.И. умерла, ко дню смерти полагающаяся ей сумма компенсации не была выплачена.

Наследником к имуществу К.Н.И. является ее дочь - истец по делу З.Е.А.

19 ноября 2015 года З.Е.А. получено свидетельство о праве на наследство по закону, состоящего из недополученной денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере 22 190 руб., принадлежащей наследодателю на основании справки, выданной Ногинским управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области от 31 декабря 2014 года № 18-52.03.

Зубкова Е.А. по вопросу выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства умершей К.Н.И. обратилась в филиал №31 Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

29 декабря 2015 года истцу отказано в выплате компенсации по тем основаниям, что инвалид, имеющий право на подачу заявления, умер, а решения о выплате инвалиду компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации были приняты территориальным управлением социальной защиты населения.

Разрешая при указанных обстоятельствах возникший спор, удовлетворяя требования истца о взыскании с Министерства социального развития денежных средств в размере 22 190 руб., суд первой инстанции исходил из того, что решения о выплате К.Н.И. компенсации за приобретенные ею технические средства реабилитации были приняты Ногинским управлением социальной защиты населения, в связи с чем реализация данных решений является обязанностью указанного ответчика.

С выводом суда о том, что Государственное учреждение - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В силу ч. 6 ст. 11 названного Федерального закона, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в настоящее время за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ (ч. 8 ст. 11.1 Федерального закона № 181 -ФЗ).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ).

Статьей 26.8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрена возможность передачи федеральными органа исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.

В период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2014 года в соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 №2423-р, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам были возложены на органы исполнительной власти Московской области.

В рамках исполнения данного Соглашения уполномоченным органом по реализации данной социальной услуги являлось Министерство социального развития Московской области и его отделы.

14 октября 2014 года между Государственным учреждением - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Министерством социального развития Московской области было заключено Соглашение №51 о передаче указанных полномочий с 1 января 2015 года Фонду социального страхования.Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26 декабря 2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26 декабря 2014 года.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет.

В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объеме) техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, то в такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.

В соответствии со ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Из анализа ст. 1183 ГК РФ следует, что наследники имеют право на получение соответствующих сумм, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены.

Получение (выплата) причитающихся инвалиду сумм компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права инвалида на получение такой компенсации.

Выплате компенсации предшествует обращение инвалида с соответствующим заявлением, а также принятие уполномоченным органом решения о предоставлении компенсации в определенном размере, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством.

Принятие данного решения о предоставлении компенсации уполномоченным органом влечет его обязанность выплатить конкретному лицу компенсацию в определенном размере.

В случае смерти инвалида наследники не могут требовать признания за наследодателем права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, что является личным субъективным правом инвалида как субъекта правоотношений по социальному обеспечению конкретного вида. Однако, если при жизни лица, имеющего право на получение компенсации, уполномоченным органом было принято решение о ее выплате, то есть право на получение компенсации инвалидом уже признано уполномоченным органом, то данные суммы компенсации подлежат включению в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

В данном случае установлено судом и подтверждается материалами дела, что при жизни К.Н.И. на основании поданных ею заявлений Ногинским управлением социальной защиты населения были приняты решения о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и определен их размер.

Следовательно, является верным вывод суда о том, что неполучение К.Н.И. при жизни по независящим от нее причинам данной компенсации влечет включение определенных уполномоченным органом к выплате сумм компенсации в наследственную массу на основании положений ст. 1183 ГК РФ.

Однако, нельзя согласиться с тем, что Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ не может нести обязательства по решениям о выплате К.Н.И. компенсации, принятым, но не реализованным по состоянию на 31 декабря 2014 года Министерством социальной защиты населения Московской области.

В силу п. 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года №240, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации на указанные цели осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ в пределах бюджетных ассигнований, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования РФ в виде межбюджетных трансфертов.

В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации, финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию переданных полномочий.

В период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2014 года полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, проживающим на территории Московской области, были возложены на органы исполнительной власти Московской области, а с 01 января 2015 года данные полномочия возложены на Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

Решения о предоставлении К.Н.И. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации Ногинским управлением социальной защиты населения Московской области были приняты, выплаты по данным решениям не были произведены, данные расходные обязательства Министерства социального развития Московской области не были в необходимом объеме обеспечены субвенциями, предоставляемыми в установленном порядке из федерального бюджета (п. 16 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240).

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие достаточного финансирования из федерального бюджета условий для реализации принятых органом соцзащиты населения решений о предоставлении инвалидам компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, судебная коллегия приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является орган, осуществляющий в настоящее время полномочия по обеспечению проживающих на территории Московской области инвалидов техническими средствами реабилитации, то есть Государственное учреждение - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, а потому именно с указанного ответчика в пользу З.Е.А. подлежит взысканию компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме 22 190 руб., а также в силу ст. 98 ГПК РФ расходы по госпошлине в размере 300 руб.

В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству социального развития Московской области, следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ногинского городского суда Московской области от 09 июня 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Взыскать с Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу З.Е.А. компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме 22 190 руб., расходы по госпошлине в размере 300 руб.

В удовлетворении исковых требований З.Е.А. к Министерству социального развития Московской области о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации – отказать.

Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

33-18020/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Зубкова Е.А.
Ответчики
Ногинское Управление социальной защиты населения МО
Филиал № 31 ГУ МОРО ФСС РФ
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
26.06.2017[Гр.] Судебное заседание
03.11.2017[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2017[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее