Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-54/2019 ~ М-37/2019 от 21.02.2019

Дело № 2-54/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Шатровский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Мухиной Е.В.,

при секретаре Шабашовой И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «09» апреля 2019 года в здании суда с.Шатрово гражданское дело по исковому заявлению Старикова Виталия Александровича к Администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

в Шатровский районный суд Курганской области с иском (с учетом уточнений) к Администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области о признании штатного расписания Администрации Мехонского сельсовета в части введения должности «водитель-тракторист» незаконным, признании незаконным его увольнения по п. 2 ст. 81 ТК РФ незаконным и восстановлении в должности «водитель легкового автомобиля», взыскании с ответчика среднюю заработную плату в связи с незаконным увольнением, с даты увольнения по день принятия решения суда, взыскании компенсации морального вреда в сумме 30000 рублей, обратился Стариков В.А. (л.д. 46).

В обоснование своих требований указал, что 23.08.2016 он был принят на работу в Мехонскую сельскую администрацию на должность водителя легкового автомобиля, о чем имеется запись в трудовой книжке и трудовой договор.

30.10.2018 ему вручено распоряжение главы Мехонского сельсовета №60-рл о внесении изменений в квалификационные требования и должностные обязанности водителя Администрации Мехонского сельсовета, в котором ставку «водителя легкового автомобиля» считать «водитель-тракторист» и об изменении квалификационных требований уведомить водителя.

Поскольку он не является трактористом и не имеет водительских прав на вождение трактора, 05.12.2018 ему вручено уведомление, что на основании распоряжения №61-рл от 30.10.2018 ставка водителя сокращается, и, руководствуясь ст. 180 ТК РФ Администрация Мехонского сельсовета предупреждает об увольнении с 01.01.2019 на основании решения Думы от 18.10.2018.

05.02.2019 он был уволен с работы по п. 2 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штатов.

Однако, ранее Распоряжением №67-рл от 29.11.2018 Решение сельской Думы было отменено Главой администрации Мехонского сельсовета по причине несоблюдения регламента при создании нормативного правового документа.

Считает, что фактически никакого сокращения штатов работников сельсовета не было, поскольку на следующий день после его увольнения водителем легкового автомобиля и трактористом в Администрации начал работать Пастухов В., на каких именно условиях он был принят на работу, ему не известно, но сокращения штата не произошло. Штатное расписание не изменилось, а ставки «водитель-тракторист» не существует не только в Мехонской сельской администрации, но и в Российском перечне работ и должностей, утвержденных Госкомтруда РФ, в связи с чем, введение штатной должности «водитель-тракторист» является незаконным.

Кроме того, считает, что ответчиком грубо нарушены нормы трудового права по отношению к нему, как к работнику, нарушена и сама процедура увольнения, а именно, не предложено другой работы, как этого требует норма ст. 81 ТК РФ.

В отзыве Государственная инспекция труда в Курганской области (л.д. 158) поясняет, что Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Трудовой кодекс РФ предоставляет право работодателю самостоятельно определять структуру организации путем внесения изменений в штатное расписание. Принятие решения о структурной реорганизации и начале процедуры сокращения численности (штата) работников относится к экономической свободе организации, и не может быть ограничена Государственной инспекцией труда в Курганской области (ст. 8 Конституции РФ).

Таким образом, вопрос о структурной реорганизации учреждения, принятии решения о сокращении работников Администрации Мехонского сельсовета, а также механизмы его проведения относится исключительной компетенции работодателя.

Согласно ч. 2 ст. 180 ТК РФ, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Уведомление о сокращении Старикову В.А. вручено 05.12.2018, трудовой договор расторгнут 05.02.2019, то есть, с соблюдением двухмесячного срока.

Вместе с тем, признание увольнения незаконным в связи с отсутствием фактического сокращения необходимо исследовать в судебном заседании, т.к. заключение по указанному факту к компетенции Государственной инспекции труда в Курганской области не относится, в связи с чем, в данной части оставляют решение вопроса на усмотрение суда.

Истец Стариков В.А. в судебном заседании свои исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить заявленные требования по указанным в иске основаниям. Дополнительно суду пояснил, что после распоряжения о несении в штатное расписание изменений о том, что ставку «водитель легкового автомобиля» считать « водитель-тракторист» ему не было предложено работать на этой ставке, не предлагалось пройти обучение по специальности « тракторист», хотя такое обучение не занимает большого периода времени, кроме того считает, что такой должности не существует в перечне работ и должностей.

Представитель ответчика Администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области Дьячков А.Г. исковые требования Старикова В.А. не признал, просил в иске отказать. Суду дополнительно пояснил, что глава администрации, как работодатель имеет право принимать решение о штатной численности работников администрации и тех должностях, которые необходимы. Тракторист нужен администрации в связи с ужесточением требований, предъявляемых к муниципальным образованиям по благоустройству территории и содержанию дорог, а также по экономии средств. Тракторист нужен администрации, ранее с трактористом по мере необходимости заключались разовые договоры, но это невыгодно, поэтому и было принято решение о сокращении ставки водителя и введении ставки водителя-тракториста. Истец был уведомлен об увольнении по сокращению штата за два месяца, ему выплачено выходное пособие. Ставка водителя-тракториста истцу предлагалась в устном порядке.

Заслушав истца Старикова В.А., представителя ответчика Дьячкова А.Г., заключение помощника прокурора Шатровского района Курганской области Хомякова С.В., считающего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а так же право на защиту от безработицы.

В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные трудовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату.

Установлено, что истец Стариков В.А. с <дата> принят в Администрацию Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области водителем легкового автомобиля 05.02.2019 уволен по сокращению штата пункт 2 статьи 81 ТК РФ (трудовая книжка л.д. 6-8).

В деле имеется трудовой договор от 23.08.2016 Администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области со Стариковым В.А., указана профессия – водитель легкового автомобиля (л.д. 9), должностная инструкция водителя легкового автомобиля (л.д. 10-11).

В деле имеется протокол заседания сельской Думы Мехонской администрации от 18.10.2018, где принято решение о сокращении ставки водителя легкового автомобиля и введения ставки водителя-тракториста (л.д. 21).

Распоряжением главы Мехонского сельсовета Шатровского района №60-рл от 30.10.2018 внесены изменения в штатное расписание: ставку «водитель легкового автомобиля» считать «водитель – тракторист» (л.д. 12).

Имеется распоряжение №61-рл от 30.10.2018 о сокращении ставки «водитель» согласно протоколу Мехонской сельской Думы и введения ставки «водитель-тракторист» (л.д. 22), журнал учета приказов и распоряжение (л.д. 68 обор.).

О сокращении ставки водителя истец уведомлен Администрацией Мехонского сельсовета 05.12.2018 письменно. (уведомление л.д. 13).

Распоряжением Главы Мехонского сельсовета Шатровского района №06-рл от 05.02.2019 Стариков В.А. уволен по сокращению штатов, пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с 05.02.2019 (л.д. 14), приказ л.д. 71 обор.).

Согласно штатному расписанию на 06.02.2019 в Администрации Мехонского сельсовета Шатровского района имеется ставка водитель – тракторист, ставки водителя легкового автомобиля не имеется. В штатном расписании на 01.01.2019 ставка водителя указана (л.д. 24, 25).

По предоставленной Администрацией Мехонского сельсовета Шатровского района информации от 04.03.2019 за период с 05.12.2018 по 05.02.2019 вакантных должностей не было, штат укомплектован полностью в соответствии со штатным расписанием (л.д. 29).

Профсоюзного органа в Администрации Мехонского сельсовета Шатровского района не имеется (л.д. 30).

При увольнении Старикова В.А., ему выплачена компенсация за неиспользованный отпуск 4489,76 руб., больничный лист 1012,92 руб., зарплата 184,16 руб., пособие при сокращении за период с 05.02.2019 по 05.03.2019 11428,48 руб. (л.д. 32).

По сведениям Управления Гостехнадзора от 11.03.2019 за Администрацией Мехонского сельсовета Шатровского района зарегистрировано 2 трактора (л.д. 37, 38).

Также за Администрацией Мехонского сельсовета Шатровского района зарегистрированы автомобили УАЗ 3962, АЦ40, Лада 210740 (л.д. 40).

В материалы дела представлены путевые листы легкового автомобиля (л.д. 75-123).

Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнить с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В силу п. 29 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 17 марта 2004 года, в соответствии с частью третьей статьи 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

Согласно ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

По правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2006 №581-О к числу гарантий трудовых прав, направленных против возможного произвольного увольнения граждан с работы, в частности в связи с сокращением штата работников, относится необходимость соблюдения работодателем установленного порядка увольнения: о предстоящем увольнении работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья, причем перевод на эту работу возможен лишь с его согласия (ч. 3 ст. 81, ч. ч. 1 и 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» прекращение трудового договора на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Обязанность доказать данное обстоятельство возлагается на ответчика.

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.

Исходя из анализа норм трудового законодательства, регулирующих вопросы увольнения работника в связи с сокращением штата и численности работников, для того чтобы применение данного основания увольнения работодателем было правомерным, необходимы одновременно пять условий:

а) действительное сокращение численности или штата работников организации, что доказывается сравнением прежней и новой численности, штата работников;

б) соблюдено преимущественное право, предусмотренное ст. 179 ТК РФ;

в) работодатель предложил работнику имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Он обязан предлагать вакансии в других местностях, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

г) работник был письменно под роспись предупрежден за два месяца о его увольнении;

д) работодатель предварительно запросил мнение выборного профсоюзного органа о намечаемом увольнении работника - члена профсоюза в соответствии со ст. 373 ТК РФ.

Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то увольнение работника по указанному основания не может быть признано законным и работник подлежит восстановлению на работе.

Факт соблюдения работодателем указанных критериев при проведении мероприятий по процедуре сокращения истца судом проверен, суд пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось основания для увольнения Старикова В.А. по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку, как установлено, фактически сокращения штата работников в администрации Мехонского сельсовета не произошло, кроме того, Старикову В.А. не предлагалась должность водителя- тракториста.

Работодателем 30.11.2018 года вынесено распоряжение №60-рл о внесении изменений в штатное расписание: ставку «водителя легкового автомобиля» считать « водитель-тракторист», распоряжением №61-рл принято решение ставку « водитель» сократить и ввести ставку « водитель-тракторист», так как в распоряжениях не указано с какой даты производятся изменения, следовательно, с даты вынесения распоряжения, соответственно истец продолжал работать уже после сокращения должности водителя в должности водителя-тракториста, затем предупрежден о сокращении 05.12.2018 года и уволен по «сокращению штатов» согласно распоряжению от 05.02.2019 №06-рл.

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть первая статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, увольнение истца по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации нельзя признать законным, в связи с чем, требования Старикова В.А. суд считает подлежащими удовлетворению.

Кроме того, в пользу Старикова В.А. подлежит взысканию с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула, с учетом уже выплаченных Старикову В.А. сумм (справки л.д.165-166), в размере 2137 руб. 57 коп.

Истцом, со ссылкой на нарушение его трудовых прав незаконным увольнением, заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 30000 рублей 00 копеек.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Из материалов дела усматривается, что неправомерными действиями Администрации Мехонского сельсовета, выразившимися в незаконном увольнении истца, Старикову В.А. причинен моральный вред.

Суд соглашается с доводами истца, что в результате нарушения ответчиком его трудовых прав на свободное распоряжение способностями к труду, в результате незаконного увольнения, истец испытывал нравственные страдания. Оценив степень нравственных и страданий истца, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости, с учетом восстановления нарушенного трудового права судом, суд полагает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей 00 копеек.

Согласно ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

Таким образом, с ответчика в пользу муниципального образования Шатровский район Курганской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей (за требования о восстановлении на работе и компенсации морального вреда), 400 рублей (за требование о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула), всего 1000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Старикова Виталия Александровича удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение главы Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области №61-рл от 30.10.2018 о внесении изменений в квалификационные требования и должностные обязанности водителя Администрации Мехонского сельсовета, которым внесены изменения в штатное расписание.

Признать незаконным распоряжение главы Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области № 06-рл от 05 февраля 2019 года об увольнении Старикова Виталия Александровича и восстановить его на работе в должности водителя легкового автомобиля администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области с 05 февраля 2019 года.

Взыскать с Администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области в пользу Старикова Виталия Александровича среднюю заработную плату за время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением с 05 февраля 2019 года по 09 апреля 2019 года в размере 2 137 (двух тысяч ста тридцати семи) рублей 57 копеек.

Взыскать с Администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области в пользу Старикова Виталия Александровича компенсацию морального вреда в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.

Взыскать с Администрации Мехонского сельсовета Шатровского района Курганской области в пользу муниципального образования Шатровский район Курганской области государственную пошлину в сумме 1000 (одной тысячи) рублей.

В остальной части исковых требований Старикову Виталию Александровичу отказать.

Решение в части восстановления Старикова Виталия Александровича на работе подлежит немедленному исполнению.

С мотивированным решением участники процесса могут ознакомиться в 16 часов 30 минут 15 апреля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца, начиная с 15 апреля 2019 года, с подачей апелляционной жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.

Председательствующий: судья Е.В. Мухина

2-54/2019 ~ М-37/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Шатровского района Кургансокй области
Стариков Виталий Александрович
Ответчики
Администрация Мехонского сельсовета
Другие
Государственная инспекция труда Курганской области
Суд
Шатровский районный суд Курганской области
Судья
Мухина Е.В.
Дело на странице суда
shatrovsky--krg.sudrf.ru
21.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2019Передача материалов судье
21.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2019Подготовка дела (собеседование)
12.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2019Подготовка дела (собеседование)
21.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2019Судебное заседание
15.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее