Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-18169/2020 от 16.07.2020

Судья: Лапшина И.А.                                                    Дело <данные изъяты>а-18169/2020

          АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

        председательствующего Вороновой М.Н.,

        судей Курлаевой И.В., Цыцаркиной С.И.,

        при секретаре – помощнике судьи Галстян Н.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2020 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 07 ноября 2019 года по делу по административному исковому заявлению Зюзина С. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

    Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

    объяснения представителя Управления Росреестра по Московской области – Любутиной Н.В., административного истца – Зюзина С.В.,

                                          установила:

Зюзин С.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее ? Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 24.07.2019 года об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Требования мотивировал тем, что на основании решения Долгопрудненского городского суда Московской области от 28.06.2011 года является собственником части жилого дома по адресу: Московская область, г. Долгопрудный, ул. Колхозная, д. 7. С целью оформления прав на земельный участок, административный истец обратился в Управление Росреестра по Московской области. Решением от 24.07.2019 года административному истцу отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости со ссылкой на наличие противоречий в представленных документах в части указания площади земельного участка.

Решением Долгопрудненского городского суда Московской областиот 07 ноября 2019 года административный иск Зюзина С.В. удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неправильное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.

Согласно части 12 статьи 29 Федерального закона                                  № 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Из материалов дела усматривается, что на основании решения Долгопрудненского городского суда Московской области от 28.11.2011 года о разделе жилого дома, административный истец Зюзин С.В. является собственником части жилого дома площадью 39,5 кв.м по указанному выше адресу. Право собственности административного истца на часть жилого дома зарегистрировано в установленном законом порядке.

19.07.2019 года Зюзин С.В. обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости – земельного участка площадью 0,03 га по указанному выше адресу.

24.07.2019 года Управление Росреестра по Московской области отказало во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости со ссылкой на наличие противоречий в представленных документах в части указания площади земельного участка.

Удовлетворяя административный иск Зюзина С.В. и признавая данное решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что государственный учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в связи с чем, выписка из похозяйственной книги, являющаяся документом технического учета земельного участка с прочно связанными с ним объектами – хозяйствами, является документом подтверждающим, что такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. Также исходил из того, что основание, по которому административному истцу было отказано во внесении сведений о земельном участке, как о ранее учтенном в ЕГРН не предусмотрено установленными ч. 8 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ в качестве оснований к отказу и соответственно является необоснованным.

Судебная коллегия находит, что выводы суда сделаны без учета фактических обстоятельств дела и положений действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

При этом в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 49 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

Согласно приказу Росреестра от 07.03.2012 года № П/103 выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок выдается в целях государственной регистрации прав на земельный участок в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Исходя из системного толкования положений пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ, пункта 3 части 1 статьи 49 Федерального закона № 218-ФЗ, оформленная по форме, утвержденной приказом Росреестра от 07.03.2012 № П/103, и выданная компетентным органом выписка из похозяйственной книги может служить основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему для ведения ЛПХ до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 69 указанного Федерального закона права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (часть 9 статьи 69 Федерального закона № 218-ФЗ).

По правилам части 4 статьи 69 Федерального закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В части 5 указанной нормы установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Случаи отказа органом регистрации прав во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости установлены частью 8 статьи 69 Федерального закона № 218-ФЗ, а именно, если: имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Действительно, в архивной выписке из похозяйственной книги Исполкома Долгопрудненского горсовета (с. Котово) д. № 1- № 32 за 1958-1960 годы, представленной административным истцом на государственную регистрацию, отражено, что в пользовании граждан хозяйства, расположенного по адресу: с. Котово, ул. Колхозная, д. 7, главой которого является Михалев Г.С., имеется 0,03га земли (л.д. 7).

Вместе с тем, согласно представленным административным истцом на государственную регистрацию договору свидетельству о праве на наследство по завещанию от 13.06.1977 года и договора дарения доли домовладения от 31.01.1995 года площадь земельного участка при домовладении по указанному выше адресу иная, нежели в представленной архивной выписке из похозяйственной книги.

Так в свидетельстве о праве на наследство по завещанию площадь земельного участка – 1081 кв.м, в договоре дарения от 31.01.1995 года – 1451 кв.м.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что площадь ранее учтенного объекта недвижимости претерпела изменения. Вместе с тем, ее размер соответствующим видом документов не подтвержден.

При таких обстоятельствах, наличие противоречий в представленных на государственную регистрацию документов в части площади объекта недвижимости являлись основанием в силу п. 3 ч. 8 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ основанием для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, поскольку определить площадь ранее учтенного объекта недвижимости из представленных документов невозможно.

Кроме того, как указывалось выше, выписка из похозяйственной книги может служить основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему для ведения ЛПХ.

Между тем, согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН в отношении земельных участков сособственников жилого дома № 7 по указанному выше адресу, вид разрешенного земельного участка при домовладении указан «для индивидуального жилищного строительства». Также из представленных выписок следует, что после раздела жилого дома, произошел выдел земельных участков сособственников дома.

Судебная коллегия отмечает, что административный истец не лишен возможности реализовать свое право путем обращения в суд с соответствующими требованиями в порядке гражданского судопроизводства.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца. При этом суд проверяет законность оспариваемых решений, действий (бездействия) на момент их совершения, издания, принятия.

Принимая решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, административный ответчик действовал в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об отклонении заявленного Зюзиным С.В. административного иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

                                      определила:

    решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 07 ноября 2019 года отменить.

    Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Зюзину С.В. – отказать.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-18169/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Зюзин С.В.
Ответчики
УФСГРКиК по МО
Другие
Лузгин А.С.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
29.07.2020Судебное заседание
01.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее