Решение по делу № 2-1178/2014 ~ М-1111/2014 от 10.09.2014

Дело № 2-1178/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

    08 октября 2014 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Собецкой А.В., при секретаре Зелениной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах К.С. к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу о предоставлении жилого помещения,

    

УСТАНОВИЛ:

    Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу в защиту жилищных прав К.С. Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что К.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании решения Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признана лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. На основании приказа ТУ Минсоцразвития Пермского края по ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ К.С. была направлена в детский дом и поставлена на учет на получение жилого помещения. С 2010г. К.С. состоит в очереди на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по договорам социального найма, однако жилым помещением по договору социального найма обеспечена не была. В 2014г. К.С. окончила государственное образовательное учреждение. До настоящего времени К.С. не обеспечена жилым помещением, зарегистрирована в общежитии учебного заведения по <адрес>. К.С. в собственности жилого помещения не имеет. Просит возложить <данные изъяты> обязанность предоставить К.С. по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории г. Лысьвы, а также возложить на Территориальное управление Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу обязанность произвести осмотр предложенного истице жилого помещения.

    В судебном заседании прокурор М.Н. исковые требования к Правительству Пермского края поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. На требованиях к Территориальному управлению Министерства социального развития по Лысьвенскому городскому округу о возложении обязанности произвести осмотр предложенного жилого помещения не настаивает.

Истица К.С. заявленные требования о возложении обязанности по предоставлению ей жилого помещения поддержала в письменном заявлении, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика - Правительства Пермского края Д.Н. в судебное заседание не явилась, в письменных возражениях указала, что КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принимает решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поэтому на них должна быть возложена обязанность по предоставлению жилья. Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей путем разработки соответствующего порядка. Кроме того, не согласны с требованиями о предоставлении жилья конкретно на территории г. Лысьвы, поскольку законодательством предусмотрено предоставления жилья на территории субъекта РФ, где проживают граждане из данной категории лиц.

    Представитель Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу просил рассмотреть дело без их участия, в письменном отзыве указав, что К.С. включена в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма, планируемый год предоставления жилья - 2014г. При этом жилое помещение может быть ей представлено на территории субъекта РФ.

Представитель третьего лица - КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщил.

Представитель третьего лица - Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, в письменном отзыве указал, что К.С. включена в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Решения об отказе в отношении К.С. не принималось, её права не нарушены. Предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия решения уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Предоставление К.С. жилого помещения без учета очередности нарушит права указанных лиц, что недопустимо.

Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство установлено решением Лысьвенского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому К.С. признана лицом, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 18 лет (л.д.14).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ТУ Минсоцразвития Пермского края по Лысьвенскому муниципальному району (л.д. 16) К.С. направлена в государственное учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет на получение жилого помещения как имеющая внеочередное право на обеспечение жилым помещением.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания К.С. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общежитии по <адрес> Указанное общежитие принадлежит ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж», который К.С. окончила ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).

Решением комиссии по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ К.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края (л.д. 21).

По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ГУП «ЦТИ» К.С. а также её родители в собственности жилья не имеют (л.д. 25-27).

Исходя из указанных выше норм закона и при установленных обстоятельствах: истица является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла восемнадцатилетнего возраста, по окончании обучения обратилась с письменным заявлением в территориальный орган Минсоцразвития и была включена в список на получение жилья, при этом жилое помещение за ней не закреплялось, иного жилого помещения она имеет, не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения, то вправе была рассчитывать на своевременное получение по договору найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено.

В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими. Соответственно, обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения должна быть возложена на Правительство Пермского края как на исполнительный орган <адрес>.

Доводы ответчика о том, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком, признаны судом несостоятельными, поскольку утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.

В соответствии с указанным Постановлением и Порядком, КГБУ "Дирекция по капитальному строительству" осуществляет только управление специализированным фондом. Согласно п. 2.4 Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма на основании Списка о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование которого к исключительной компетенции Учреждения не относится.

Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09. 2007 г. № 107-ПК «О системе органов государственной власти Пермского края»: система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края. Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.

Так как в настоящее время уполномоченный орган, осуществляющий предоставление по договору найма жилых помещений специализированного жилищного фонда не определен, суд полагает возложить обязанность по предоставлению жилого помещения истице на Правительство Пермского края как на постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Пермского края. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не должно находиться в зависимости от отсутствия нормативно правовых актов, в том числе определяющих уполномоченный орган по предоставлению жилья указанной категории лиц.

Суд считает необоснованным довод ТУ Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, поскольку из смысла правовой нормы ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление. Местом жительства К.С. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является г. Лысьва Пермского края, где она проживала ранее и проживает в настоящее время. Таким образом, требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению К.С. жилого помещения в черте города Лысьва требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Таким образом, иск прокурора, поданный в защиту интересов К.С. подлежит удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить К.С., по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте города Лысьва.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца.

Судья                                    А.В.Собецкая

2-1178/2014 ~ М-1111/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лысьвенский городской прокурор в интересах Климовой Снежаны Вячеславовны
Ответчики
Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Лысьвенскому городскому округу
Правительство Пермского края
Другие
Министерство социального развития по Пермскому краю
Краевое государственное бюджетное учреждение "Дирекция по капитальному строительству"
Суд
Лысьвенский городской суд Пермского края
Судья
Собецкая А. В.
Дело на странице суда
lysva--perm.sudrf.ru
10.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2014Передача материалов судье
12.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2014Судебное заседание
08.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2015Дело оформлено
15.02.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее