ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 июля 2013 года г. Северобайкальск
Судья Северобайкальского городского суда Республики Бурятия Рабдаева Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в соответствии с распоряжением от 20.05.2013г. №ПЛ-1-04/42 была проведена выездная плановая проверка в отношении ОАО «Восточно-сибирское речное пароходство», в целях проверки соответствия эксплуатируемых речных портовых гидротехнических сооружений требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г. №623), наличия разрешительной и технической документации и принимаемых мер по исполнению обязательных требований. Актом проверки от 01.07.2013г. №8в зафиксированы факты нарушений требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта на портовых гидротехнических сооружениях, эксплуатируемых ОАО «ВСРП», в том числе по портовому гидротехническому сооружению Причал Нижнеангарск (пристань Нижнеангарск), год постройки 1982г. Вышеуказанное портовое гидротехническое сооружение находится на Пристани Нижнеангарск - филиале ОАО «ВСРП», расположенном по адресу <адрес>. Пристань Нижнеангарск. ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» ввод эксплуатацию, эксплуатация, ремонт портового гидротехнического сооружения Причала Нижнеангарск (Пристань Нижнеангарск) осуществляется с нарушением требований Законодательства Российской Федерации, в том числе, Технического регламента безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г.№623): 1. Не обеспечено наличие документов, подтверждающих право собственности гидротехническое сооружение или иное законное основание пользования объектом (ст.131 Гражданского Кодекса Российской Федерации; п.444 ТРБО ВВТ); 2. Не обеспечено наличие технических паспортов гидротехнических сооружений, справочников допускаемых нагрузок (пп.431, 443, 446, 451, 477 ТРБО ВВТ); 3.Не обеспечено наличие документов (отчетов, заключений), выданных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) по результатам обследования причалов и причальных сооружений (пп.453, 518,519 ТРБО ВВТ); 4.Не обеспечено наличие декларации о соответствии причалов, причальных сооружений требованиям технического регламента (пп.518, 520 ТРБО ВВТ); 5.Не обеспечено наличие акта ввода в эксплуатацию портового гидротехнического сооружения; 6.Не обеспечено наличие документации о ведении технического контроля за причальными сооружениями (пп.443, 493 ТРБО ВВТ); 7.Не обеспечено наличие планов оперативных действий персонала при локализации ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций при эксплуатации гидротехнических сооружений (п.477 ТРБО ВВТ); 8. Не обеспечило идентификацию объектов внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры (п.503, 511 ТРБО ВВТ). Таким образом. ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство», являясь эксплуатантом Причала Нижнеангарск (Пристань Нижнеангарск), расположенного по адресу: <адрес>, Пристань Нижнеангарск нарушены требования пп. 431, 443, 444, 451, 453, 477, 493, 518, 519, 520 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г. №623), в связи с чем просят привлечь ОАО «ВСРП» к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ.
Заместитель начальника ВС УГРН Ространснадзора Майорова Л.А. просила рассмотреть дело без участия их представителя, копию постановления выслать в их адрес.
Представитель ОАО «ВСРП» Бутуханова Н.Л. (по доверенности) также просила рассмотреть дело без их участия, направив свои возражения.
Согласно возражений ОАО «ВСРП» следует, что ВС УГРН Ространснадзора проведена плановая выездная проверка, по факту проверки составлен акт и протокол об административном правонарушении, считают, что проверка проведена с существенными нарушениями законодательства РФ, проверка проведена неуполномоченным госорганом, кроме того, причал Нижнеангарск, являвшийся объектом проверки, не мог быть объектом проверки, поскольку не является речным портовым гидротехническим сооружением. ОАО «ВСРП» не может являться субъектом административной ответственности, т.к. не является эксплуатирующей организацией гидротехнического сооружения, указанный причал не может принадлежать ОАО, поскольку ОАО «ВСРП» было образовании в результате приватизации государственного предприятия «ВСРП». Приложением №6 к Распоряжению Госкомимущества РФ №44-р от 16.09.1992г. «Об особенностях преобразования в акционерные общества и приватизации авиционного,морского,речного,автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» установлено, что портовые сооружения, и объекты, в том числе: гидротехнические сооружения ( волноломы, оградительные сооружения, причалы, подходные каналы, маяки и навигационные знаки) не подлежат приватизации. В соответствии с информацией размещенной на официальном сайте ВС УГРН Ространснадзора указан перечень судовладельцев, которые осуществляют судоходную деятельность по перевозкам на оз. Байкал, утверждение госоргана, что ОАО «ВСРП» является эксплуатантом причала Нижнеангарск и соответственно субъектом ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ, не соответствует действительности, т.к. любой из перечисленных судовладельцев может использовать причал Нижнеангарск,который по смыслу указанной нормы права является причалом общего пользования. Считает, что акт проверки и протокол не содержат сведений позволяющих достоверно установить обстоятельства являющиеся основанием для привлечения ОАО «ВСРП» к административной ответственности. Просит отказать в вынесении постановления (определения) по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Установлено, согласно сведениям из ЕГРП право собственности на пристань Нижнеангарск не зарегистрировано, на кадастровом учете не состоит. В соответствии с п.3.8 Устава ОАО «ВСРП» (утв. протоколом общего собрания акционеров ОАО «ВСРП» № 1/10 от 30.06.2010) пристань Нижнеангарск является филиалом общества без ведения самостоятельного баланса. Земельный участок, занятый филиалом ОАО «ВСРП» - пристань Нижнеангарск состоит на кадастровом учете <адрес> (кадастровый №; категория: для размещения и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта; для размещения пристани). На основании распоряжения начальника Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее-ВС УГРН Ространснадзора) от 20.05.2013г. ПЛ-1-04/42, была проведена выездная плановая проверка в отношении ОАО «Восточно-сибирское речное пароходство», в целях проверки соответствия эксплуатируемых речных портовых гидротехнических сооружений требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г. №623), наличия разрешительной и технической документации и принимаемых мер по исполнению обязательных требований. по результатам проверки были выявлены нарушения требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта на портовых гидротехнических сооружениях, эксплуатируемых ОАО «ВСРП», в том числе по портовому гидротехническому сооружению Причал Нижнеангарск (пристань Нижнеангарск), год постройки 1982г. Пристань Нижнеангарск. ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» ввод эксплуатацию, эксплуатация, ремонт портового гидротехнического сооружения Причала Нижнеангарск (Пристань Нижнеангарск) осуществляется с нарушением требований Законодательства Российской Федерации, Технического регламента безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г.№623). ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство», являясь эксплуатантом Причала Нижнеангарск (Пристань Нижнеангарск), расположенного по адресу: <адрес> Пристань Нижнеангарск нарушены требования пп. 431, 443, 444, 451, 453, 477, 493, 518, 519, 520 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010г. №623, в частности- не обеспечено наличие документов, подтверждающих право собственности гидротехническое сооружение или иное законное основание пользования объектом (ст.131 Гражданского Кодекса Российской Федерации; п.444 ТРБО ВВТ); не обеспечено наличие технических паспортов гидротехнических сооружений, справочников допускаемых нагрузок (пп.431, 443, 446, 451, 477 ТРБО ВВТ); не обеспечено наличие документов (отчетов, заключений), выданных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) по результатам обследования причалов и причальных сооружений (пп.453, 518,519 ТРБО ВВТ); Не обеспечено наличие декларации о соответствии причалов, причальных сооружений требованиям технического регламента (пп.518, 520 ТРБО ВВТ); Не обеспечено наличие акта ввода в эксплуатацию портового гидротехнического сооружения;. Не обеспечено наличие документации о ведении технического контроля за причальными сооружениями (пп.443, 493 ТРБО ВВТ);. Не обеспечено наличие планов оперативных действий персонала при локализации ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций при эксплуатации гидротехнических сооружений (п.477 ТРБО ВВТ); Не обеспечило идентификацию объектов внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры (п.503, 511 ТРБО ВВТ). В соответствии с ч.4 ст.4 КВВТ РФ в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта.
Согласно ч.1 ст.4.1. КВВТ РФ государственный надзор в области внутреннего водного транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.4 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений (утв. постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 № 1108) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в отношении судоходных и портовых гидротехнических сооружений является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. В соответствии с п.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п.п. 1.1., 1.6. Положения о Восточно-Сибирском управлении государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (утв. приказом Ространснадзора от 15.04.2013 № АК-476фс) Восточно-Сибирское управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ВС УГРН Ространснадзора) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации на внутреннем водном транспорте в пределах границ своей зоны ответственности. ВС УГРН Ространснадзора осуществляет возложенные на него полномочия в следующих границах зоны ответственности: Байкало-Ангарский бассейн внутренних водных путей (выше остановочного пункта Едорма). В соответствии с п.п. 3.2., 3.4 Положения ВС УГРН Ространснадзора в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль и надзор за деятельностью юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, отдельных должностных лиц, связанной с судоходством и обеспечением его безопасности на внутренних водных путях, а также эксплуатацией портовых и судоходных гидротехнических сооружений; государственный контроль и надзор за соблюдением требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в установленной сфере деятельности.
Таким образом, образом, суд находит довод представителя ОАО «ВСРП» о том, что ВС УГРН Ространснадзора не является уполномоченным органом на проведение проверки не состоятельным, поскольку ВС УГРН Ространснадзора уполномочено на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в отношении портовых гидротехнических сооружений.
Согласно ст.3 КВВТ РФ речной порт – это комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 № 1800-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации» озеро Байкал входит в перечень внутренних водных путей. В качестве границ судоходных трасс по различным направлениям включена пристань Нижнеангарск.
В соответствии с ГОСТ 23867-79 «Эксплуатация речных портов. Термины и определения» речной порт в своем составе может иметь один или несколько причалов и при небольшом грузо- и пассажирообороте именуется пристанью.
Понятие «портовые гидротехнические сооружения» раскрывается в ГОСТ Р 54523 – 2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». Согласно указанному акту портовые гидротехнические сооружения представляют собой инженерно-технические сооружения (причалы, рейдовые перегрузочные комплексы, оградительные, берегоукрепительные и судоподъемные сооружения, а также подходные каналы и акватории, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, стоянки и обслуживания судов, грузопереработки и обслуживания пассажиров.
В соответствии со ст.3 КВВТ РФ причалом является гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.
Причал Нижнеангарск пристани Нижнеангарск, расположенный в акватории внутренних водных путей, относится к категории речных портовых гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по надзору в сфере транспорта непосредственно и ее территориальным органам.
В соответствии с ч.11 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 430, 431 Технического регламента причалы и иные гидротехнические сооружения должны иметь паспорта (технические паспорта). Паспорт портового гидротехнического сооружения является основным техническим документом, отражающим назначение, характеристики и техническое состояние сооружения (ГОСТ Р 54523-2011, приложение И). Обязанность по оформлению паспорта возложена на эксплуатанта (п. 444 Технического регламента). Поскольку указанный паспорт представлен не был, то установить более точные характеристики не представилось возможным, что является нарушением, отраженным в акте выездной проверки №8в.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В соответствии с п.477 Технического регламента обязанность по обеспечению наличия необходимой технической документации на гидротехническое сооружение лежит на эксплуатанте. В силу п.478 Технического регламента эксплуатант должен организовывать технический контроль. Эксплуатантом признается юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов регулирования и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом (п.9). Таким образом, основным фактором для признания субъекта эксплуатантом портового гидротехнического сооружения является его эксплуатация, а не законность основания владения и (или) пользования.
Факт использования причала Нижнеангарск подтверждается расписанием движения пассажирских судов ОАО «ВСРП» на навигацию 2012 года, где одним из пунктов посадки-высадки, разгрузки теплоходов обозначена пристань Нижнеангарск (информация с официального сайта ОАО «ВСРП» (http://www.vsrp.ru/passengers/timetable/).
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в действиях ОАО «ВСРП» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, вина ОАО в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом №8в-09 об административном правонарушении от 09.07.2013г.; актом проверки №8в от 01.07.2013г.; уставом ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство»; паспортом на гидротехническое сооружение причальной набережной порта Нижнеангарск ОАО «ВСРП», договором на пользование государственным имуществом от 22.12.1995г., передаточным актом№1 государственного имущества в безвозмездное пользование от 22.12.1995г. Принимая во внимание, что допущенными нарушениями требований Законодательства Российской Федерации, Технического регламента при эксплуатации причала (пристани) Нижнеангарск ОАО «ВСРП», может быть причинен вред жизни и здоровью пассажиров при посадке и высадке, разгрузке теплоходов, суд считает необходимым подвергнуть ОАО к административному наказанию в виде административного штрафа.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.9.2 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░