КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Скворцова Ю.А. Дело № 2-1997/2019
№33-99/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 января 2020 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Алферовой Г.П.
судей: Теплинской Т.В., Харитоненко Н.О.
с участием прокурора Ботвиной Л.В.
при помощнике судьи Протас И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Петрова В.В. – Золотарева М.Ю. на решение Московского районного суда г.Калининграда от 11 октября 2019 года, которым исковые требования администрации городского округа «Город Калининград» удовлетворены.
Петров Владимир Викторович, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Петров Владимир Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Петров Роман Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения, выселены из квартиры № дома № по <адрес> в <адрес>.
ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сняты с регистрационного учета по адресу: г<адрес>.
Заслушав доклад судьи Теплинской Т.В., объяснения Петрова Владимира Владимировича и его представителя Золотарева М.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Ботвиной Л.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация городского округа «Город Калининград» обратилась в суд с иском к Петрову Владимиру Викторовичу, Петрову Роману Владимировичу, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, к Петрову Владимиру Владимировичу, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО4, Петровой Елене Викторовне о выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета, указав, что дом № по <адрес> в г<адрес>, относящийся к муниципальному маневренному фонду, постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 20 июня 2019 года № признан аварийным и подлежащим сносу.
Ответчики Петров В.В., Петрова Е.В., Петров Р.В., Петров В.В., Петров Д.В., зарегистрированы и проживают в квартире №4 указанного дома, при этом вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Калининграда от 11 декабря 2006 года они выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Ссылаясь на то, что в добровольном порядке указанное жилое помещение ответчики не освобождают, законные основания для предоставления им иного жилого помещения взамен аварийного жилья не имеется, администрация городского округа «Город Калининград» просила выселить Петрова В.В., Петрову Е.В., Петрова В.В., Петрова Р.В., Петрову А.Р., Петрову А.Р., Петрова Д.В. из жилого помещения муниципального маневренного фонда по адресу: г. Калининград, Судостроительная, д.91-91А, кв. 4, без предоставления другого жилого помещения, а также снять с регистрационного учета Петрова Д.Р., Петрову А.Р. по указанному адресу.
Определением Московского районного суда г. Калининграда 11 октября 2019 года производство по данному гражданскому делу в части исковых требований администрации городского округа «Город Калининград» к Петровой Елене Викторовне прекращено в связи с отказом от иска в указанной части.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Петрова В.В. – Золотарев М.Ю. просит решение суда отменить в части и вынести новое решение, которым выселить ответчиков из спорного жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения. Настаивает на том, что указанное жилое помещение было предоставлено семье Петровых, как вынужденным переселенцам, до введения в действие ЖК РФ, и поскольку до настоящего времени они не обеспечены жильем, они не подлежат выселению без предоставления иного жилого помещения. Также ссылается на то, что судом неправомерно приняты во внимание выводы суда, изложенные в решении суда от 11.12.2006, в части статуса спорного дома - муниципального маневренного фонда, поскольку такой вывод обоснован приложением №2 к решению городского Совета депутатов г.Калининграда от 23 февраля 2000 года №67, которое утратило силу согласно решению городского Совета от 16.11.2005 №384. В этой связи считает, что в рамках настоящего спора суд должен был дать надлежащую оценку указанным доказательствам и установить статус жилого помещения, в котором проживают ответчики. Податель жалобы полагает, что при отсутствии надлежащих доказательств отнесения спорного дома к маневренному фонду, семья Петровых приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, в связи с чем они не подлежат выселению без предоставления иного жилого помещения. Кроме того, обращает внимание на то, что при наличии вступившего в законную силу решения суда от 11.12.2006 по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, суд неправомерно принял настоящий иск к производству и рассмотрел по существу, что свидетельствует о нарушении норм процессуального права и влечет отмену обжалуемого решения.
Представитель истца администрации ГО «Город Калининград», ответчики Петров В.В., Петров Р.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО13, ФИО14 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, ч.1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Как разъяснено в пп. «г» п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении судами Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ст.108.1 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., предусматривала, что к жилым помещениям из фондов жилья для временного поселения относятся: жилые помещения из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения из фонда жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого дома или квартиры, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа.
В силу п.3 ч.1 ст.92 ЖК РФ к специализированному фонду относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда.
Как следует из материалов дела, в производстве Московского районного суда г.Калининграда находилось гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Калининграда к Петрову В.В., Петровой Е.В., Петрову В.В., Петрову Р.В., Петровой Е.В. с несовершеннолетней ФИО15 о признании не приобретшими право пользования жилым помещением и выселении, по иску мэрии г. Калининграда к Петрову В.В., Петровой Е.В., Петрову В.В., Петрову Р.В., Петровой Е.В. с несовершеннолетней ФИО16 о выселении и снятии с регистрационного учета, встречному иску Петрова В.В., Петровой Е.В., Петрова В.В., Петрова Р.В. к мэрии г. Калининграда о признании права пользования жилым помещением, признании незаконным включение жилого помещения в маневренный фонд и исключении его из маневренного фонда; встречному иску Петровой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО17. к мэрии г. Калининграда о признании права проживания в жилом помещении до окончания регистрации с правом последующей постоянной регистрации по данному жилому помещению, признании незаконным включение жилого помещения в маневренный фонд и исключении его из маневренного фонда.
Вступившим в законную силу решением Московского районного суда г.Калининграда от 11.12.2006 иск мэрии г.Калининграда удовлетворен. Петров В.В., Петрова Е.В., Петров В.В., Петров Р.В., Петрова Е.В. с несовершеннолетней ФИО18 выселены без предоставления другого жилого помещения и сняты с регистрационного учета из комнат № квартиры № дома № по <адрес> муниципального маневренного фонда. В иске прокурору Московского района г.Калининграда и во встречных исках Петрову В.В., Петровой Е.В., Петрову В.В., Петрову Р.В., Петровой Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО19 – отказано.
Указанным решением суда установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности и отнесен решением исполкома Калининградского городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ к маневренному фонду.
В квартире №, расположенной в указанном жилом доме зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ г. Петров В.В. - в качестве нанимателя; Петрова Е.В. - в качестве супруги нанимателя; Петров В.В. и Петров Р.В. - в качестве сыновей нанимателя; ФИО5 в качестве внучки нанимателя; ФИО6 в качестве внука нанимателя; ФИО7 - в качестве внучки нанимателя.
При разрешении данного спора судом также было установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено семье Петровых в порядке исключения в 1993 году временно. В установленном законом порядке решение о выделении Петровым спорного жилого помещения не принималось, ордер на вселение в него не выдавался, договор найма не заключался, и каких-либо правовых оснований для признания за Петровыми права пользования указанным жильем суд не усмотрел.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что вышеуказанное решение суда не было исполнено, учитывая сложную жизненную ситуацию, в которой оказалась семья Петрова В.В., мэрия г.Калининграда не инициировала предъявление исполнительного листа о выселении данной семьи к исполнению, и до настоящего времени ответчики продолжают проживать в спорной квартире.
Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 20 июня 2019 года № многоквартирный дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» предписано в срок до 31 декабря 2019 года осуществить отселение физических лиц, имеющих основания для проживания в жилых помещениях маневренного фонда, в иные жилые помещения муниципального маневренного фонда; в срок до 31 декабря 2020 года – организовать снос дома № по <адрес>.
Разрешая настоящий спор, суд, учитывая установленные по ранее рассмотренному делу обстоятельства, а также, установив, что к категориям лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений муниципального маневренного фонда, ответчики не относятся, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не состоят, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о выселении ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в 1993 году спорное жилое помещение было предоставлено семье Петровых, как вынужденным переселенцам, для постоянного проживания и на момент его предоставления оно, по мнению подателя жалобы, относилось к жилищному фонду социального использования, не могут быть признаны состоятельными.
В силу положений ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В этой связи, учитывая, что вступившим в законную силу решением суда от 11.12.2006 был установлен статус спорной квартиры, как помещения, относящегося к муниципальному маневренному фонду, данное обстоятельство в силу вышеприведенной нормы права, имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора и оспариванию ответчиком Петровым В.В. не подлежит.
Кроме того, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии со ст. 8 Постановления Правительства РФ от 03.03.1992 г. N 135 "О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам", действовавшего на момент прибытия ответчиков в Российскую Федерацию, предписано органам государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, предприятиям, учреждениям, организациям обеспечить для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их размещения необходимые условия, включая медицинское и социальное обеспечение, бытовое обслуживание, принимать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без учета времени проживания на данной территории.
Согласно ст.108.2 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения ответчиков в спорное жилое помещение, порядок предоставления и пользования жилыми помещениями из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев устанавливается федеральным законом о вынужденных переселенцах.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах», в первоначальной редакции, соответствующие органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны были предоставить вынужденному переселенцу при выборе им постоянного места жительства по рекомендации Федеральной миграционной службы России или ее органа жилье из специального жилищного фонда, выделенного для вынужденных переселенцев, либо включить такое лицо в список граждан, которым в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации дано право первоочередного получения (приобретения) жилья из государственного или муниципального жилищного фонда.
Федеральным законом от 20 декабря 1995 года №202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" этот закон был изложен в новой редакции, установившей порядок предоставления вынужденным переселенцам жилых помещений из Фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
Так, статьей 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4530-1, в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 года №202-ФЗ, было определено, что фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (далее -фонд жилья) предназначен для проживания вынужденных переселенцев в течение срока действия статуса вынужденного переселенца (пункт 1). Фонд жилья, за исключением арендуемого, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении органов миграционной службы. (пункт 3). Жилое помещение из фонда жилья предоставляется семье вынужденного переселенца в порядке очередности, устанавливаемой территориальным органом миграционной службы (пункт 4).
Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых норм, вынужденным переселенцам предоставлялось жилое помещение для временного проживания из Фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (специальный жилищный фонд), к которому спорное жилое помещение не относилось, поскольку являлось жилым помещением маневренного фонда. Обеспечение же вынужденных переселенцев жилым помещением для постоянного проживания осуществлялось только после постановки их на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
08.11.2000 Постановлением Правительства РФ №845 был утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, согласно которому для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
Предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет (п.38-42).
Вместе с тем, доказательств того, что ответчики обращались с заявлениями о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вынужденных переселенцев, либо по иным основаниям, в период с 1993 года по настоящее время, суду представлено не было. При этом Петров В.В. в ходе судебного разбирательства не оспаривал то обстоятельство, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий его семья никогда не состояла. При таком положении предусмотренных законом оснований для предоставления в 1993 году семье Петровых жилого помещения для постоянного проживания, не имелось, равно, как и не имеется таких оснований и в настоящее время.
Доводы ответчиков о том, что они проживают в спорной квартире длительное время, несут бремя содержания занимаемого жилого помещения и не имеют иного жилья, правового значения по делу не имеют. Данные обстоятельства, не порождают возникновение у ответчиков права пользования спорным жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии со ст.95 ЖК РФ жилые помещения в муниципальном маневренном фонде предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома, жилого помещения, занимаемых ими по договорам социального найма, если ремонт не может быть произведен без выселения нанимателей из занимаемых жилых помещений, предоставленных им по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (действие непреодолимой силы - пожар, угроза обрушения дома, аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий их жизнедеятельности);
4) иных граждан в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно ст.24 Закона Калининградской области от 03.07.2007 N 151 (в редакции от 01.07.2019) «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» жилые помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда Калининградской области (далее - жилые помещения маневренного фонда) предназначены для временного проживания:
- граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения государственного жилищного фонда Калининградской области, занимаемые указанными гражданами;
- граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
- граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств регионального характера;
- участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- иных граждан в случаях, установленных действующим законодательством.
Установив, что в настоящее время статуса вынужденных переселенцев ответчики не имеют, к категориям лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений муниципального маневренного фонда, не относятся, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не состоят, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для выселения их из спорного жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, без предоставления другого жилого помещения.
Не могут быть признаны состоятельными и доводы жалобы о том, что настоящий иск не мог быть принят судом к производству и рассмотрен по существу в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
Действительно, как указано выше, решением Московского районного суда г.Калининграда от 11.12.2006 был удовлетворен иск мэрии г.Калининграда. Петров В.В., Петрова Е.В., Петров В.В., Петров Р.В., Петрова Е.В. с несовершеннолетней ФИО20 выселены без предоставления другого жилого помещения и сняты с регистрационного учета из комнат № квартиры № дома № по <адрес> муниципального маневренного фонда.
Вместе с тем, основания, по которым заявлен настоящий иск, изменились, и их нельзя признать тождественными тем, по которым был заявлен иск ранее, поскольку после принятия судом указанного решения, появились новые обстоятельства, а именно признание жилого дома, в котором находится спорное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу.
Учитывая, что после принятия судом указанного решения ответчики продолжали проживать в спорном жилом помещении, в связи с чем характер правоотношений, сложившийся между сторонами, носит длящийся характер, наличие состоявшегося решения суда не может служить препятствием для обращения истца с требованиями к ответчикам о выселении из спорного жилого помещения, поскольку нарушение прав собственника жилого помещения сохраняется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем, вопреки доводам жалобы, отсутствуют основания для вынесения частного определения в адрес судьи.
С учетом изложенного, постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г.Калининграда от 11 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи