Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-165/2017 ~ М-91/2017 от 21.03.2017

Дело № 2-165/2017                                    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 мая 2017 года                        г. Очер Пермского края

Очерский районный суд Пермского края

под председательством судьи Петуховой О.В.,

при секретаре Носковой Н.Ф.,

с участием: прокурора Щипицыной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Очерского района Пермского края в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению №1 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда,

установил:

    Прокурор Очерского района Пермского края, в интересах ФИО1, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в суд с исковым заявлением о возложении, в силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 Закона Пермской области от 29. 12. 2004г «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8.1 Закона Пермского края «О специализированном жилищном фонде Пермского края» и других подзаконных актов, на Правительство Пермского края и Межрайонное территориальное управление № 1 Министерства социального развития Пермского края (МТУ №1 Минсоцразвития Пермского края) обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Очерского муниципального района Пермского края, либо с согласия истца на территории Пермского края, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на строительство жилья на указанные цели. В обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления главы Очерского муниципального района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 была включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Согласно решения комиссии МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдела по Очёрскому муниципальному району ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без её участия.

Правительство Пермского края, Межрайонное территориальное управление №1 Министерства социального развития Пермского края, Министерство социального развития Пермского края и Министерство строительства и ЖКХ Пермского края, Государственное казенное учреждение Пермского края «Управления жилыми помещениями для детей сирот специализированного жилого фонда» просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Правительство Пермского края, ссылаясь на Постановление Правительства Пермского края от 09. 09. 2013г №1194-п, которым утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещения, указывает на то, что свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством края исполнены путем разработки соответствующего порядка предоставления жилья данной категории лиц. Помимо этого, в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Правительства Пермского края от 09. 09. 2013г №1194-п предусмотрено предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории субъекта РФ, т.е. на территории всего Пермского края, в связи с чем полагают, что требования прокурора о предоставлении ФИО1 жилого помещения на территории Очерского района Пермского края удовлетворению не подлежат и просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Министерство социального развития Пермского края так же просит отказать в удовлетворении иска, указывая на то, что в соответствии с действующим законодательством в области дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внеочередное предоставление жилого помещения ФИО2 нарушит права других лиц, включенных в список раньше истца и обладающих одинаковыми с ним правами, что, в силу ч.3 ст. 17 Конституции РФ, является недопустимым. Так же указывают на то, что Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с действующим законодательством управление осуществляет лишь формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Межрайонное территориальное управление №1 Министерства социального развития Пермского края в отзыве на иск указали, что свои обязательства в части реализации права ФИО1 они исполнили, путем включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с этим соответчиком по данному делу являться не могут.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку решением <адрес> районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ, её мать ФИО5 лишена родительских прав (л.д.12); сведения об отце внесены на основании заявления матери, что подтверждается справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).

На основании постановления главы Очерского муниципального района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ «О включении граждан в список лиц, имеющих право на получение жилья», ФИО1 была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении (л.д.18).

Согласно решения комиссии МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдела по Очёрскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании сведений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (л.д. 15,17), сведений МУП «Верещагинское бюро технической инвентаризации» (л.д.16), права на недвижимое имущество за ФИО1, ФИО5 не зарегистрированы.

В настоящее время, ФИО1 является <данные изъяты> временно зарегистрирована по месту пребывания по <адрес> (л.д.8).

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 №147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Предоставление жилых помещений данной категории лиц осуществляется при условии, что лицо проживает в Пермском крае; не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В соответствии с п. 1.3, 1.4 «Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам по месту жительства, а в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

По смыслу вышеуказанных норм социальная гарантия по предоставлению жилья должна быть обеспечена по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.

Местом жительства ФИО1, в соответствии со статьей 20 ГК РФ, является Очерский муниципальный район Пермского края, где она проживала ранее и имеет регистрацию по месту жительства в настоящее время.

В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 3 Закона Пермского края от 07.09.2007 №107-ПК (ред. от 29.02.2012 г.) "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края. Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.

Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. №1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений.

Таким образом, требования прокурора о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения основаны на законе и подлежат удовлетворению, но с возложением такой обязанности на Правительство Пермского края, поскольку нормами действующего законодательства в области обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, территориальные органы Министерства социального развития не наделены полномочиями по предоставлению жилья, а лишь осуществляют формирование соответствующих списков.

Доводы Министерства социального развития Пермского края о нарушении прав других лиц, имеющих наравне с ФИО1 право на получение жилья из специализированного жилого фонда, в случае удовлетворения заявленных требований, являются несостоятельными.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 указанного Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В силу п. 19 ч.1 ст.333. 36 Налогового Кодекса РФ ответчики, являющиеся государственными органами и органами местного самоуправления, освобождаются от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования прокурора Очерского района Пермского края в интересах ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать Правительство Пермского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям Очерского района Пермского края, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в пределах территории Очерского района Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, либо, с согласия ФИО1, на территории Пермского края.

В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на Межрайонное территориальное управление №1 Министерства социального развития Пермского края отдел по Очерскому муниципальному району – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Очерский районный суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ

Судья:                О.В. Петухова

2-165/2017 ~ М-91/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Емельянова Инга Васильевна
Прокурор Очерского района
Ответчики
МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края Отдел по Очерскому муниципальному району
Правительство Пермского края
Суд
Очерский районный суд Пермского края
Судья
Петухова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
ocher--perm.sudrf.ru
21.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2017Передача материалов судье
23.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2017Судебное заседание
05.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2017Дело оформлено
16.06.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее