Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-859/2011 ~ М-867/2011 от 31.05.2011

К делу № 2 -859\2011 г.

                               

                                             

                                                   РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«29» июня 2011 года                                    Тимашевский районный суд

Краснодарского края в составе

председательствующего                                  Козловой Л. В.

при секретаре                                                    Гулай О.М.

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кизиной Анны Александровны к администрации муниципального образования Тимашевский район о восстановлении срока и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении

У С Т А Н О В И Л :

       Кизина А.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Тимашевский район о восстановлении срока и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, которое в возрасте до 18 лет, осталось без попечения единственного родителя в связи с лишением его родительских прав. Её опекуном была Чумак Ольга Владимировна. Она обратилась к ответчику с просьбой постановки меня на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по отдельной категории «Дети - сироты и лица из числа детей - сирот». Однако постановлением администрации МО Тимашевский район от 11 апреля 2011 г № 762 ей было отказано в постановке на учет со ссылкой на то, что у неё имеется в собственности 1\4 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет 53,3 кв.м. Но, в состав её семьи входят 6 человек и, на одного человека приходится 8,8 кв.м, что ниже учетной нормы площади жилого помещения и она должна пользоваться жилой комнатой площадью не более 7,75 кв.м. При этом, на неё и её детей приходится всего по 2,58 кв.м, а выделить детям отдельную комнату вообще не может. При таких обстоятельствах, считает, что имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Она действительно пропустила установленный законом срок для постановки на учет. Однако, ранее она и её опекун обращались в разные инстанции по вопросу предоставления жилья, но получали отказ. За защитой своих прав вынуждена обратиться в суд.

     В судебном заседании Кизина А.И. и её доверенное лицо Чумак О.В. уточнили исковые требования и просили восстановить Кизиной Анне Александровной, 13 марта 1986 года рождения, срок для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации муниципального образования Тимашевский район, в отдельном списке категории «Дети-сироты и лица из числа детей-сирот», признать за ней такое право и обязать администрацию муниципального образования Тимашевский район поставить Кизину А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом Кизина А.А. показала, что ей действительно принадлежит 1\4 часть в жилом доме, но на жилой площади 32 кв.м. проживает 6 человек. Она пропустила срок для обращения с заявлением, поскольку не знала о своем праве, услышала об этом в Доме Учителя и сразу же обратилась в администрацию.

       Представитель администрации муниципального образования Тимашевский район с иском не согласна, свою позицию изложила в отзыве на исковое заявление, добавив, что согласно Закону Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», принятие на учет лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе, если обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного зарегистрированного по месту жительства в закрепленном жилом помещении составляет менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека), в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по достижении ими 18 лет (до 23 лет ) и, после достижения 23 лет, не позднее 2 лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. До вступления в силу Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение жилыми помещениями осуществлялось в отношении лиц названной категории, не имевших закрепленных жилых помещений, в связи с чем, Кизина А.А. до 20 июня 2009 года не могла быть поставлена на учет, так как являлась собственницей 1\4 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет 57,1 кв.м. Учитывая изложенное, основания для постановки на учет в качестве нуждающейся, введенные законом Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748- КЗ, вступили в силу после достижения истцом двадцатитрехлетнего возраста (двадцать три года, три месяца). Кизиной А.А. не представлены документы, дающие право на поставку ее на учет после достижения двадцати трех лет (о прохождении обучения, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы), в связи с чем, основания для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и лица из числа детей-сирот» у администрации муниципального образования Тимашевский район отсутствуют.

      Представитель отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Тимашевский район поддержала исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.

      Выслушав стороны, исследовав материалы дела, соглашаясь с заключением прокурора, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

      Согласно паспортных данных и свидетельства о рождении, Чумак ( после замужества Кизина) Анна Александровна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края. Её родителями указаны ФИО2 и ФИО3 (последний указан со слов матери).

       Решением Тимашевского районного суда от 07 октября 1997 года ФИО9 лишена родительских прав в отношении дочери Чумак Анны Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и суд передал ёё на воспитание бабушке Чумак Ольге Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ. Опекуном Кизиной (Чумак) А.А. является бабушка Чумак Ольга Владимировна, что подтверждается удостоверением опекуна от 30 июля 1996 года.

       Таким образом, в соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кизина А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, которое в возрасте до 18 лет, осталось без попечения единственного родителя в связи с лишением его родительских прав.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч. 1 ст. 8 указанного выше закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

       Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и лица из числа детей-сирот» носит заявительный характер и осуществляется по месту их жительства, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 29.12.2008 № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают: лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по достижении ими 18 лет, лиц из числа детей-сирот - до достижения ими 23 лет, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, - не позднее 2 лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Учет указанных лиц, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном Законом Краснодарского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Учет указанных лиц, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту их жительства.

     Согласно ст. 7 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

      Из уведомления администрации муниципального образования Тимашевский район от 13 апреля 2011 года № 451 следует, что Кизиной Анне Александровне было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по отдельной категории «Дети - сироты и лица из числа детей - сирот» в связи тем, что на момент обращения ей уже исполнилось 24 года и у неё имеется в собственности 1\4 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет 53,3 кв.м.

       Как следует из преамбулы, а также из ст. 1 Федерального закона №159ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

       Поэтому достижение лицом, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возраста 23 лет не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить ему жилое помещение. Следовательно, достижение лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возраста 23 лет основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является (разъяснения Верховного Суда РФ, бюллетень №1,2007 год).

     Гарантии по предоставлению жилья являются расходными обязательствами субъектов РФ (ст.5 ФЗ № 159). В связи с чем, в Краснодарском крае приняты соответствующие законы, регулирующие порядок предоставления жилья данной категории граждан.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 28.07.2006г. № 1077КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» и Законом Краснодарского края от 21.07.2008г. № 1535 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях» полномочия по учету граждан данной категории в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложены на органы местного самоуправления. Деятельность по ведению учета граждан отдельной категории краевой подведомственности - «Лица, имеющие статус из числа детей-сирот» осуществляется на основании Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и Законом Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

       В соответствии с п.3 ст. 5 Закона Краснодарского края № 1748-КЗ предоставление указанным лицам жилого помещения по договорам социального найма осуществляется при условии, если: местом регистрации их рождения является Краснодарский край, местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующую организацию является Краснодарский край; лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства про живали на территории Краснодарского края; организации, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении расположены в Краснодарском крае.

      Согласно п. 3 ст.7 данного Закона учет таких лиц в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту их жительства либо по месту пребывания.

      Кизина (до замужества Чумак) Анна Александровна родилась в г. Тимашевске Краснодарского края, была выявлена и передана под опеку в Тимашевском районе Краснодарского края. Кизина А.А. зарегистрирована в Тимашевском районе с 06.01.2001r. по адресу: <адрес> №. Таким образом, местом жительства Кизиной А.А. является Тимашевский район. Соответственно в администрации муниципального образования Тимашевский район она имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оснований для лишения Кизиной А.А. гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, действующим законодательством не предусмотрено.

       Действительно, до вступления в силу Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ (20 июня 2009 года), в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение жилыми помещениями осуществлялось в отношении лиц названной категории, не имевших закрепленных жилых помещений, в связи с чем, Кизина А.А. до 20 июня 2009 года не могла быть поставлена на учет, так как являлась собственницей 1\4 жилого дома, расположенного по адресу: г. Тимашевск, ул.Шияна, 42, общая площадь которого составляет 57,1 кв.м.

Однако, в связи с принятием Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» обеспечение жилыми помещениями осуществляется и в отношении детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, имеющие закрепленные жилые помещения, но до достижения возраста 2З-х лет.

       В соответствии с действующим законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны находиться под опекой и защитой государства до достижения возраста 2З-х лет. Защита личных и имущественных прав данной категории лиц возлагается на органы опеки и попечительства. В силу ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства выявляют, ведут учет таких лиц, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Однако орган опеки и попечительства, опекун в силу преклонного возраста не приняли предусмотренных законом мер к постановке Кизиной А.А. на учет для получения жилья и защите ее жилищных прав. Сама Кизина А.А., имеющая статус оставшегося без попечения родителей, оказалась в трудной жизненной ситуации, социально не защищена и должным образом не приспособлена к жизненным условиям, так как в течение длительного времени не смогла восстановить свое нарушенное право путем обращения в администрацию муниципального образования Тимашевский район.

Кизиной А.А. действительно пропущен установленный законом срок для постановки на учет. Однако, причины пропуска можно признать уважительными.

      Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает возможным удовлетворить исковые требования Кизиной А.А., восстановить ей срок для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации муниципального образования Тимашевский район, в отдельном списке категории «Дети-сироты и лица из числа детей-сирот», признать за ней такое право и обязать администрацию муниципального образования Тимашевский район поставить Кизину А.А. на учет.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░».

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                                 

░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 11.07.2011 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-859/2011 ~ М-867/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кизина Анна Александровна
Ответчики
Администрация МО р-на
Другие
Чумак Ольга Владимировна
Отдел по вопросам семьи и детства
Суд
Тимашевский районный суд Краснодарского края
Судья
Козлова Любовь Владимировна
Дело на сайте суда
timashevsky--krd.sudrf.ru
31.05.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2011Передача материалов судье
03.06.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2011Подготовка дела (собеседование)
15.06.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2011Судебное заседание
29.06.2011Судебное заседание
07.07.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2011Дело оформлено
27.09.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее