По гр. делу № 2- 4481/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2014 года г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Дементьева А.Г.
при секретаре Ламзиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу -исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Идрисовой Л.И. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области ( далее также – Министерство строительства) обратилось в суд с иском к судебному приставу -исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Идрисовой Л.И. об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., наложенного постановлением данного судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № №.
В обоснование иска указаны следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб. Однако, Министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2014г., утвержденной Законом Ульяновской области от 02.12.2013г. №217- ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016гг». Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение Инзенского районного суда Ульяновской области, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда. Кроме того, истец не уклоняется от исполнения решения суда.
В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».
Указанная нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех финансово-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев.
В соответствии с протоколами проведения итогов открытых аукционов в электронной форме, руководствуясь Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 3012.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Министерством заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, на территории Ульяновской области в г. Инза Ульяновской области, всего приобретено 25 квартир. Срок сдачи в эксплуатацию указанных квартир в г. Инза Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ г.
После оформлении в собственность данных квартир будут заключены договоры найма специализированного жилищного фонда Ульяновской области с Чеботарь В.Н.
В ходе судебного разбирательства суд в порядке п. 3 ст.40 ГПК РФ привлек для участия в процессе в качестве соответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.
Представитель истца в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик - судебный пристав исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Идрисова Л.И.в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело без ее участия. Иск она считает необоснованным, просит отказать в его удовлетворении.
Ответчик УФССП России по Ульяновской области о месте и времени судебного разбирательства извещено, его представитель в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
Третье лицо – Чеботарь В.Н. (взыскатель по указанному исполнительному производству) о месте и времени судебного разбирательства извещена, в судебное заседание не явилась, причин неявки суду не сообщила.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Суд, исследовав материалы настоящего гражданского дела, пришел к следующему.
Данный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Сторонам была разъяснена норма, содержащаяся в ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в Федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 названного Закона, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 6 статьи 112 этого же Закона установлено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Изложенные выше правовые нормы, позволяют сделать вывод о том, что Федеральный закон «Об исполнительном производстве» относит исполнительский сбор к виду ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, являющемуся денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа,
Из смысла понятия исполнительского сбора можно сделать вывод о том, что его основное правовое назначение - это «стимулирование» должника к своевременной уплате денежного долга и наложение ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Из вышеизложенного следует, что исполнительский сбор представляет собой разновидность административной ответственности.
Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.
Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Судом установлено, что решением Инзенского районного суда Ульяновской области, вступившим в законную силу 31.07.2014 г., на Министерство строительства жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность предоставить Чеботарь В.Н. в соответствии с Законом об Ульяновской области от 06 мая 2006г. №53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» на условиях найма специализированное жилое помещение в муниципальном образовании «Инзенский район».
Постановлением судебного пристава исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Идрисовой Л.И. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено указанное исполнительное производство, где должником является истец.
В связи с неисполнением указанного постановления 05.09.2014 г. судебным приставом –исполнителем было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб..
При рассмотрении данного дела суд исходит из следующего.
Как следует из Постановления Правительства Ульяновской области №454-П от 02.10.2013г. «Об утверждении Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области» указанное министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим управление в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов и изделий, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства транспорта, дорожного хозяйства, а также контроль и надзор в области долевого строительства на территории Ульяновской области (1.1); Министерство осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности на территории Ульяновской области подведомственных организаций.(1.4.).
Таким образом, денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2014г., утвержденной Законом Ульяновской области от 02.12.2013г. №217- ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016гг». Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение Инзенского районного суда Ульяновской обалсти. Кроме того, истец не уклоняется от исполнения решения суда.
В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заключения государственного контракта на выполнение работ для государственных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».
Указанная нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех финансово-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев.
В соответствии с протоколами проведения итогов открытых аукционов в электронной форме, руководствуясь Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 3012.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Министерством заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в целях приобретения однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, на территории Ульяновской области в г. Инза Ульяновской области, всего приобретено 25 квартир. Срок сдачи в эксплуатацию указанных квартир в г. Инза Ульяновской области 30.07.2014 г.
После оформлении в собственность данных квартир будут заключены договоры найма специализированного жилищного фонда Ульяновской области с Чеботарь В.Н.
Таким образом, по сути, возможность исполнения решения суда была поставлена в зависимость от сроков сдачи многоквартирных домов в эксплуатацию и оформления права собственности на квартиры.
Следовательно, у Министерства реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, отсутствовала.
Суд считает, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях должника- названного Министерства отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Принимая во внимание приведенные выше нормы, и учитывая обстоятельства дела, суд на основании указанных доказательств, приходит к выводу об освобождении Министерства от исполнительского сбора.
Таким образом, данный иск обоснован и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № № ( ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░.