Дело № 2-2447/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Елизово 04 сентября 2015 года
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего
судьи Цитович Н.В.
при секретаре Головановой И.В.,
с участием помощника Елизовского городского прокурора Неклюдовой Ю.С., представителя заявителя Бородавкина В.Н., Платоновой Е.В., представителей заинтересованного лица Манси О.А., Авдюшкиной А.А., Царькова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Елизовского муниципального района о признании недействующим нормативного правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратился в суд с заявлением, ссылаясь на те обстоятельства, что решение Думы Елизовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № принят нормативный правовой акт от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Положение «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в муниципальных организациях, финансируемых из бюджета Елизовского муниципального района». Указанный нормативный правовой акт опубликован в Информационном бюллетне «Елизовский Вестник» от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В соответствии с п.3.6 ст. 3 Положения о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов в Думу Елизовского муниципального района, порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов Думы Елизовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № №, проекты муниципальных правовых актов, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета могут быть внесены на рассмотрение районной Думы только по инициативе Главы администрации или при наличии заключения Главы администрации. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации ЕМР поступило обращение заместителя председателя комитета Думы ЕМР о даче заключения на предлагаемый к внесению на рассмотрение проект муниципального правового акта О внесении изменений в положение « О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в муниципальных организациях, финансируемых из бюджета Елизовского муниципального района». Согласно ст. 83 Бюджетного кодекса РФ при принятии закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств или ведение новых видов расходных обязательств указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Любое расходное обязательство должно быть обеспечено финансовыми средствами. И согласно ст. 83 БК РФ может осуществляться только сначала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или ) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Принятие соответствующего проекта в качестве муниципального правового акта влечет обязательность его реализации и предоставления лицам, работающим в учреждениях, финансируемых из бюджета Елизовского муниципального района, предусмотренных им гарантий и компенсаций. Источники дополнительных поступлений в местный бюджет отсутствуют.
Поскольку проект не содержал соответствующих положений составить соответствующее заключение не представилось возможным, о чем ДД.ММ.ГГГГ уведомлено испрашиваемое лицо. Заключение на проект правового акта главой администрации ЕМР не давалось, а ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ № не является заключением и содержит обоснование невозможности его предоставления. Оспариваемый правовой акт принят с нарушением установленной процедуры его принятия, что влечет признание его недействующим. Просили признать нормативный правовой акт от ДД.ММ.ГГГГ № « О внесении изменений в Положение «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в муниципальных организациях, финансируемых из бюджета Елизовского муниципального района» принятый Решением Думы Елизовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № недействующим и не порождающим правовых последствий с момента принятия.
В судебном заседании представитель заявителя Бородавкин В.Н. заявление поддержал о просил признать нормативный правовой акт недействующим, поскольку нарушена процедура его принятия. Суду пояснил, что порядок принятия нормативного правового акта был нарушен, так как отсутствует заключение главы. В январе 2015 года для дачи заключения был предоставлен один проект нормативного правового акта, затем в мае был представлен другой проект, на который глава своего заключения не давал, о чем он указал в своем письме, где указано, что заключение дано быть не может.
Представитель заявителя Платонова Е.В. суду пояснила, что заключение это документ, мотивирующий и показывающий выводы по конкретному вопросу. Письмо Главы не содержит в себе выводы и не может расцениваться как заключение.
Представитель заинтересованного лица Манси О.А. полагала требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что основанием для принятия соответствующих изменений в Положение « О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в муниципальных организациях, финансируемых из бюджета Елизовского муниципального района» послужил протест прокурора, решение Елизовского районного суда, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда которыми были признаны пункты 10.3 10.9 ст. 10 Положения противоречащими закону и недействующими. Комитетом Думы было инициировано внесение изменений и поправок в действующее Положение и направило проект нормативного правового акта ДД.ММ.ГГГГ главе администрации ЕМР для дачи заключения. На указанный проект было получено отрицательное заключение главы. В дальнейшем вновь были внесены в проект изменений в Положение поправки и повторно направлено главе. Глава ДД.ММ.ГГГГ дал повторное заключение, которое было отрицательное. После чего решением Думы был принят муниципальный правовой акт, поскольку отрицательное заключение не является препятствием для его принятия. Кроме того на заседании Думы глава также в устной форме дал свое отрицательное заключение. Также имеется письмо за подписью главы, в котором он указывает, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ является его заключением. Оба раза главе был направлен один документ, с внесенными в него поправками.
Представитель заинтересованного лица Авдюшкина А.А. суду пояснила, что проект изменений был направлен главе в январе 2015 года, на который глава дал отрицательное заключение, а в мае 2015 года новый проект изменений в Положение не рассматривался, а рассматривались только поправки к существующему уже проекту, которые также были для сведения направлены главе. Поправки могут быть внесены Думой на любой стадии его рассмотрения, в том числе и на самом заседании Думы.
Представитель заинтересованного лица Царьков Д. В. суду пояснил, что законодательством не предусмотрены специальные требования к форме заключения главы в связи с чем любой ответ на обращение является заключением. Отказ дать заключение является злоупотреблением своим правом главой.
Суд, выслушав представителей заявителя, представителей заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
ДД.ММ.ГГГГ Решением Думы Елизовского муниципального района № принят нормативный правовой акт «О внесении изменений в Положение « О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в муниципальных организациях, финансируемых из бюджета Елизовского муниципального района» (л.д.205-209).
В соответствии с п. 12 ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
Согласно ст. 3 п.3.6 Положения «О порядке внесения проектов муниципальных правовых актов в Думу Елизовского муниципального района, порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов Думы Елизовского муниципального района» № от ДД.ММ.ГГГГ года, проекты муниципальных правовых актов, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение районной Думы только по инициативе главы администрации или при наличии заключения главы администрации. Заключение главы администрации на проекты муниципальных правовых актов указанных в абзаце первом п.3.6, субъектами правотворческой инициативы которых являются глава района, депутаты районной Думы, постоянные комитеты и комиссии районной Думы, предоставляются субъекту правотворческой инициативы в семидневный срок со дня поступления проекта муниципального правового акта в администрацию. Отрицательное заключение главы администрации не является препятствием для рассмотрения проекта муниципального правового акта районной Думой (л.д. 199-202).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации ЕМР был направлен проект нормативного правового акта о внесении изменений в Положение « О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в муниципальных организациях, финансируемых из бюджета Елизовского муниципального района» для дачи заключения (л.д.250).
ДД.ММ.ГГГГ главой направлено письмо исходящий номер 283, в котором указано, что принятие предложенных поправок неминуемо приведет к дополнительным расходам бюджета Елизовского муниципального района (л.д.251).
Согласно письму главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 505 глава указывает, что ранее направленное письмо исх. № от ДД.ММ.ГГГГ является заключением (л.д.252).
Как пояснили в судебном заседании представители заинтересованного лица, проект нормативного правового акта был направлен в январе 2015 года и в дальнейшем новый проект не принимался, только вносились поправки в отдельные статьи проекта нормативного правового акта.
ДД.ММ.ГГГГ главе повторно был направлен проект нормативного правового акта, который ранее направлялся главе для согласования с внесенными в него поправками (л.д.253).
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации направлено письмо, из которого следует, что заключение сделано быть не может, поскольку документ не содержит нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых обязательств и проект не может быть предметом рассмотрения на очередной сессии Думы Елизовского муниципального района (л.д.15).
Статьей 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 3 п.3.6 Положения «О порядке внесения проектов муниципальных правовых актов в Думу Елизовского муниципального района, порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов Думы Елизовского муниципального района» установлена прямая обязанность главы в течение 7 дней дать заключение, которое может быть либо положительное, либо отрицательное и отказ от дачи заключения не предусмотрен, а следовательно сам отказ может расцениваться как отрицательное заключение.
Таким образом, анализируя представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что нарушений принятия нормативного правового акта не имеется, поскольку до принятия нормативного правового акта было получено заключение главы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя заявителя о том, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ не является заключением, поскольку в нем указано о невозможности дачи заключения не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сам ответ главы о невозможности дать заключение является отрицательным заключением. При этом вышеназванные правовые акты не содержат в себе обязательных требований к форме заключения.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что направлялось два разных проекта также не могут быть приняты во внимание, поскольку как 30 января, так и ДД.ММ.ГГГГ глава дал отрицательное заключение в отношении направленных в его адрес проектов муниципального правового акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Администрации Елизовского муниципального района о признании нормативного правового акта от ДД.ММ.ГГГГ № « О внесении изменений в Положение « О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в муниципальных организациях, финансируемых из бюджета Елизовского муниципального района», принятый решением Думы Елизовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № недействующим и не порождающим правовых последствий с момента принятия отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме – 09 сентября 2015 года.
Судья Н.В. Цитович