№ 13а-13/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Котовск «20» января 2021 года
Котовский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Толмачева П.С., при секретаре Свиридовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации города Котовска Тамбовской области об отсрочке исполнения решения суда,
у с т а н о в и л:
решением Котовского городского суда Тамбовской области по административному делу № 2а-268/2019, принятым 30.05.2019 г., удовлетворены административные исковые требования Винокурова Артёма Валентиновича к администрации города Котовска Тамбовской области о приведении дорожного покрытия в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
В соответствии с данным решением на администрацию города Котовска возложена обязанность обеспечить и организовать:
- выполнение работ по ремонту покрытия проезжей части автомобильных дорог города Котовска: на участке улицы Совхозная от улицы Народная до улицы 9-ой Пятилетки; участке проезда Железнодорожный от перекрестка с улицей Советская до конца земельного участка с кадастровым номером №68:25:0000011:18 протяженностью 223 метра и приведению дорожного покрытия в соответствие с требованиями пункта 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»;
- выполнение работ по ремонту дорожного покрытия проезжей части на вышеуказанных участках автомобильных дорог, и приведению его в соответствие с пунктом 4.4. ГОСТ Р 50597-2017;
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 21.08.2019 г. вышеуказанное решение Котовского городского суда Тамбовской области от 30.05.2019 г. оставлено без изменения.
Решение суда вступило в законную силу 21.08.2019 г.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12.02.2020 г. указанные выше решение и апелляционное определение оставлены без изменения.
29.08.2019 г. Котовским городским судом Тамбовской области в рамках административного дела № 2а-268/2019 взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС № 031678321, на основании которого судебным приставом-исполнителем Котовского городского отдела судебных приставов УФССП России по Тамбовской области Другиным А.В. 18.09.2019 г. возбуждено исполнительное производство № 31022/19/68007-ИП в отношении администрации города Котовска Тамбовской области, в котором установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
В установленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены не были, в связи с чем 07.10.2019 г. судебным приставом-исполнителем Другиным А.В. было вынесено постановление о взыскании с администрации города Котовска Тамбовской области исполнительского сбора. 17.10.2019 г. должник обратился в Котовский городской суд Тамбовской области с административным исковым заявлением об отмене вышеуказанного постановления о взыскании исполнительского сбора и освобождении от исполнительского сбора. 06.11.2019 г. судебный пристав-исполнитель Другин А.В. вынес постановление о приостановлении исполнительного производства № 31022/19/68007-ИП.
14.05.2020 г. исполнительное производство возобновлено.
13.05.2020 г. судебным приставом-исполнителем был составлен акт о совершении исполнительных действий, которым было выявлено неисполнение администрацией города требований по ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильных дорог города Котовска на участке проезда Железнодорожного от перекрестка с улицей Советской до конца земельного участка с кадастровым номером 68:25:0000011:18 протяженностью 223 метра и не приведение дорожного покрытия в соответствие с требованием ГОСТ 50597-2017.
23.12.2020 г. в суд поступило заявление представителя должника – администрации города Котовска Тамбовской области Сергеевой М.Ю., действующей на основании доверенности, об отсрочке исполнения вышеуказанного судебного решения до 01.07.2021 г. в части обеспечения и организации выполнения работ по ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги города Котовска на участке проезда Железнодорожный (ныне проезд Фабричный) от перекрестка с улицей Советской до конца земельного участка с кадастровым номером № 68:25:0000011:18 протяженностью 223 метра. Заявленные требования Сергеева М.Ю. мотивировала тем, что в настоящее время исполнить данное решение не представляется возможным по ряду обстоятельств, а именно:
в ходе проведенной прокуратурой города проверки было установлено, что фактически на местности расположение автодороги и, соответственно, земельного участка под ней по проезду Железнодорожный города Котовска определено не верно, а также не верно определена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного под автомобильной дорогой по проезду Железнодорожный города Котовска.
Для устранения выявленных неточностей решением Котовского городского Совета народных депутатов от 19.12.2019 г. № 785 было присвоено элементу улично-дорожной сети - участок дороги от улицы Советской до северной промышленной зоны на территории городского округа - город Котовск, следующее наименование: Российская Федерация, Тамбовская область, городской округ город Котовск, город Котовск, проезд Фабричный.
Кроме того, решением Котовского городского Совета народных депутатов от 19.12.2019 г. № 793 также были внесены изменения в приложение к решению пятьдесят седьмого заседания Котовского городского Совета народных депутатов пятого созыва от 21.10.2013 г. № 679 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа – город Котовск и присвоении им идентификационных номеров».
06.12.2019 г. администрацией города в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 06.12.2019 г. № 0164300034119000080, по результатам которого заключен муниципальный контракт. Предметом данного контракта являлось выполнение Подрядчиком работ по содержанию автомобильных дорог, тротуаров в городе Котовске Тамбовской области, в полном соответствии с положениями настоящего Контракта, Техническим заданием и Локальным сметным расчётом.
Внесение в 2020 году изменений в техническое задание и локальный сметный расчет уже заключенного муниципального контракта привело бы к увеличению объема работ, подлежащих выполнению, и, как следствие, изменению цены Контракта. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (п.2. ст. 34 ФЗ 44).
В связи с тем, что автомобильная дорога по проезду Фабричному отсутствовала в техническом задании к заключенному и действующему до 31.12.2020 г. муниципальному контракту, осуществить летнее содержание, куда входит выполнение работ по текущему (ямочному) ремонту дорог, подрядчик не мог, а муниципальный заказчик, соответственно, оплачивать. Это привело бы к нарушению действующего законодательства, нецелевому использованию бюджетных средств.
Кроме того, согласно условиям действующего муниципального контракта, летнее содержание автомобильных дорог осуществляется в период с 16.04.2020 г. по 15.10.2020 г.
Срок действия муниципального контракта № 080-К от 27.12.2019 - до 31.12.2020.
Также администрацией города с целью исполнения решений Котовского городского суда направлялись запросы о выделении дополнительных субсидий, в том числе письмо от 21.02.2020 г. № 01.01-18/773 в адрес главы администрации Тамбовской области Никитина А.В. В ответ управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области 10.03.2020 г. сообщило, что на работы по ремонту автомобильных дорог местного значения на 2020 год предусмотрено 1 255,0 млн. рублей, указанные финансовые средства распределены между муниципальными образованиями, в том числе городу Котовску предусмотрено 20, 0 млн. рублей. Изыскать дополнительные финансовые средства в рамках государственной программы на 2020 год в настоящее время не представляется возможным (ответ от 10.03.2020 № 05-19/864).
Из бюджета Тамбовской области в 2020 году бюджету города Котовска на основании Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Тамбовской области бюджету города Котовск от 10.03.2020 г. № 30 была предоставлена субсидия на ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области как главному получателю средств бюджета Тамбовской области.
Дополнительным соглашением № 1 от 29.07.2020 г. в данное Соглашение были внесены изменения – в приложениях были конкретизированы мероприятия (направления), в целях софинансирования которых предоставлялась Субсидия, а именно ремонт автомобильной дороги по улице Красногвардейской на участке от улицы Советской до улицы Набережной.
В соответствии с Решением Котовского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 28.07.2011 г. № 255 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Котовске» администрация города, являющаяся главным распорядителем бюджетных средств, обеспечивает составление проекта бюджета города; вносит на рассмотрение в городской Совет проект бюджета города с необходимыми документами и материалами; вносит на рассмотрение в городской Совет проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете (ст. 44 Положения о бюджетном устройстве). Проект бюджета города составляется в порядке, установленном администрацией города в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами, настоящим Положением. Проект бюджета города составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств (статья 49 Положения о бюджетном устройстве). Администрация города вносит проект решения о бюджете на рассмотрение в городской Совет не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Администрацией города направлялось письмо от 01.10.2020 г. № 01.01-21/3829 на имя председателя Котовского городского Совета народных депутатов Кочеткова А.В. о выделении дополнительных бюджетных средств, в том числе и на участке по проезду Фабричному в размере 3 680, 0 тыс.рублей. По результатам рассмотрения представленных материалов на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам, финансам и поддержке предпринимательства было решено вынести на заседание городского Совета и рекомендовать отклонить предлагаемый проект решения. Решением Котовского городского Совета народных депутатов от 01.10.2020 г. № 27 предложенный главой города проект решения «О внесении изменений в решение 88 заседания Котовского городского Совета народных депутатов от 19.12.2019 года № 782 «О бюджете города Котовска на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» был отклонен, администрации города было рекомендовано запланировать средства на ремонт автомобильных дорог в бюджет города на 2021 год.
Кроме того, при проведении работ по качественному ремонту дорожного покрытия являются погодные условия. Зимний период относится к сезону с неблагоприятными погодными условиями для выполнения работ по ремонту автомобильной дороги, характеризующийся низкими температурами, осадками. Так, согласно СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги". Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85, который устанавливает правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и др. Актуальная редакция СНиП 3.06.03-85" - асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 градусов С, осенью - не ниже 10 градусов С, основание не должно быть влажным.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, не явились.
Суд счёл возможным провести судебное разбирательство в отсутствие данных лиц.
Представитель администрации города Котовска Сергеева М.Ю. подала в суд заявление, в котором просила рассмотреть заявление об отсрочке исполнения решения суда без участия представителя должника и указала, что администрация города поддерживает заявленные требования.
Судебный пристав-исполнитель Котовского ГОСП УФССП России по Тамбовской области Другин А.В. подал в суд заявление, в котором просил провести судебное разбирательство в его отсутствие.
Изучив заявление об отсрочке исполнения решения суда и приложенные к нему документы, материалы административного дела № 2а-268/2019, суд пришёл к выводу о частичном удовлетворении требований администрации города Котовска по следующим основаниям:
согласно части 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Отсутствие необходимых денежных средств, необходимых для исполнения решения суда, в бюджете муниципального образования суд не может признать обстоятельством, при котором такое исполнение невозможно.
Обращение органа местного самоуправления за получением субсидий на определенные цели, в том числе на ремонт дорог, является одним из способов решения вопросов, находящихся в исключительном ведении муниципального образования – город Котовск. Обеспечение муниципального образования такими субсидиями является правом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Какие-либо обязанности вышеуказанным решением суда на такой орган не возложены.
Также не могут быть признаны обстоятельствами, препятствующими исполнению судебного решения, проведение мероприятий по устранению неточностей, касающихся расположения участка автодороги, подлежащего ремонту, и присвоению наименования проезду, на котором она расположена другого, поскольку в решении суда указано достаточно сведений, по которым возможно идентифицировать указанный участок автодороги. Данный участок существует длительное время, является частью дорожных сетей и должником должно быть обеспечено безопасное дорожное движение по нему.
Вместе с тем, суд пришёл к выводу, что имеются обстоятельства, при которых отсрочка исполнения решения суда может быть предоставлена.
В соответствии с пунктом 4.3. ГОСТ Р 50597-2017 в случаях, когда для устранения дефекта по технологии проведения работ необходимы определенные погодно-климатические условия, срок устранения дефекта исчисляется с момента их наступления.
В соответствии с Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис) заделку повреждений с помощью цементо- или асфальтобетонных (в том числе литых) смесей, а также смесей на жидком стекле выполняют в теплое время года при температуре воздуха не ниже +5 С. Смеси укладывают на очищенную от пыли и грязи сухую поверхность бетона (п. 4.3.20.).
Согласно пункту 10.3 ГОСТ Р 54401-2011 «Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования" укладку смесей литых следует производить при температуре окружающего воздуха и нижележащего конструктивного слоя не ниже 5°С.
С учетом отсутствия необходимых погодно-климатических условий суд счёл возможным предоставить отсрочку исполнения вышеуказанного решения в части обеспечения и организации выполнения работ по ремонту покрытия проезжей части автомобильной дороги на участке проезда Железнодорожный (проезд Фабричный) до 01.05.2021 г.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 189, 358 КАС РФ, суд
о п р е д е л и л:
заявление администрации города Котовска Тамбовской области удовлетворить частично.
Предоставить администрации города Котовска Тамбовской области отсрочку исполнения решения Котовского городского суда Тамбовской области, принятого 16.10.2019 г. по административному делу № 2а-268/2019, в части обеспечения и организации выполнения работ по ремонту дорожного покрытия проезжей части автомобильной дороги города Котовска на участке по проезду Железнодорожный (ныне проезд Фабричный) от перекрестка с улицей Советская до конца земельного участка с кадастровым номером № 68:25:0000011:18 протяженностью 223 метра до «1» мая 2021 года.
Настоящее определение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Судья П.С. Толмачев