Гражданское дело № 2-149/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Ягодное 14 мая 2013 года
Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Засядько Е.А., при секретаре Воротило Т.Р., с участием истца "С", представителей ответчика "Д", "Г",
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску "С" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязании включить в специальный стаж периоды нахождения ее в отпусках по уходу за ребенком и учебных отпусках,-
У С Т А Н О В И Л:
"С" обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе» о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязании включить в специальный стаж периоды нахождения ее в отпусках по уходу за ребенком и учебных отпусках. В обоснование своих требований указала, что согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, полагает, что имеет право на включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии указанные в иске периоды. До обращения в суд она обращалась к ответчику с заявлением об оценке ее трудовых прав, где ей было указано, что указанные ею периоды не были включены специалистами ответчика в специальный стаж, поскольку по мнению ответчика указанные периоды в силу п.5 постановления № 516 от 11.07.2002г. не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения пенсии. С данным выводом ответчика она не согласна и просит включить указанные периоды в специальный стаж и соответственно признать за ней право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В судебном заседании истец на иске настаивала по основаниям, указанным в иске, при этом указала, что по сути у нее в трудовой книжке только одна запись о работе, поскольку она на протяжении всей своей трудовой деятельности работала в одном учреждении, которое неоднократно преобразовывалось переименовывалось, но протяжении всего времени работы она осуществляла педагогическую деятельность. В период работы она брала отпуск по уходу за ребенком, а также отпуска в связи с прохождением промежуточных аттестаций в связи с обучением в <данные изъяты>. Данное учебное заведение является государственным аккредитованным образовательным учреждением. Ей ежегодно предоставлялись отпуска с сохранением заработной платы и за указанные периоды за нее производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Полагает, что данные обстоятельства дают ей право на включение этих периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Полагает, что имеет право на назначение пенсии с момента ее первоначального обращения к ответчику.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования признали частично, пояснив, что в связи с изменившейся практикой она согласны на включение в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением истцом педагогической деятельности, но поскольку она работала не общеобразовательной школе, а в образовательном учреждении дополнительного образования, то в силу действующего законодательства она могла бы иметь право на досрочное назначение пенсии только при наличии у нее по состоянии на -1.01.2001г. стажа 16 лет 8 месяцев, в то же время вместе с отпуском по уходу за ребенком, который они согласны включить в специальный стаж, у нее набирается только 16 лет 6 месяцев и 19 дней, то есть даже при продолжении работы по специальности, она уже не сможет претендовать на досрочное назначение пенсии, так как полагают, что периоды ученических отпусков не могут быть включены в специальный стаж поскольку не являются ежегодными оплачиваемыми отпусками в том смысле, который им придает ст.173 Трудового кодекса, поскольку связаны непосредственно с обучением, а не с работой по специальности и не распространяются на весь период работы. Кроме того, представители ответчика пояснили, что истец действительно неоднократно обращалась к ним с заявлениями об оценке ее пенсионных прав, но в случае если бы они в ходе проверки представленных документов пришли бы к выводу, что заявителя имеется право на пенсию, данные заявления должны были бы расцениваться как заявления о назначении пенсии и последняя была бы ей назначена с момента первоначального обращения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 19 ст.27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии Федерального закона от 17 декабря 2008 года № 319-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список).
Согласно п.3 указанного постановления в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449)
Пунктом 12 того же постановления предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Работа педагогом в образовательных учреждениях дополнительного образования (школа искусств) предусмотрена в п.2 Списка.
Таким образом, исходя из анализа приведенного законодательства, суд приходит к выводу, что наличие у истца права на досрочное назначение пенсии возможно при установлении факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, а также при наличии у нее по состоянию на 01.01.2001г. стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Согласно трудовой книжке истец работала с 17 августа 1983 года и до настоящего времени (то есть в то м числе и в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г.) в должности преподавателя сольфеджио и хора (т.е.должности, указанной в пункте 2 раздела "Наименование должностей") в музыкальной школе (т.е. в учреждении, предусмотренном пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" списка). Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Что касается наличия у истца необходимого стажа по состоянию на 01.01.2001г. суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 25.03.2013) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.06.2007 N 381).
Как следует из пояснений представителей ответчика, последний отказал истцу во включении в трудовой стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения ее в дополнительных отпусках с сохранением заработной платы для прохождения промежуточной аттестации в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию с 12.10.1987г. по 10.11.1987г. - 30 дней; с 15.02.1988г. по 15.03.1988г. - 29 дней; с 05.09.1988г. по 04.10.1988г. - 30 дней; с 23.01.1989г. по 21.02.1989г. - 30 дней; с 07.09.1989г. по 06.10.1989г. - 30 дней; с 22.01.1990г. по 20.02.1990г. - 30 дней; с 12.11.1990г. по 11.12.1990г. - 30 дней; с 01.04.1991г. по 30. 04.1991г. - 30 дней; с 06.09.1991г. по 05.10.1991г. - 30 дней; с 07.04.1994г. по 28.05.1994г. - 52 дня, а всего период 10 месяцев 21 день, на основании того, что она в эти периоды не осуществляла профессиональную педагогическую деятельность и данные отпуска, по мнению ответчика не относятся к отпускам, о которых идет речь в выше приведенном п.5 постановления № 516.
Между тем, порядок предоставления и продолжительность ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков установлен статьями 114-119 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). В соответствии со статьей 116 ТК РФ к ежегодным дополнительным отпускам относятся отпуска, предоставляемые:
- работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- работникам, с ненормированным рабочим днем;
- работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.
Согласно выпискам из приказов по личному составу, судом установлено, что в период с 1987г. по 1994г. "С" действительно обучалась в имеющем государственную аккредитацию <данные изъяты>. В период обучения работодателем ежегодно (за исключением периода отпуска по беременности и родам) предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для прохождения промежуточной аттестации и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, что подтверждается соответствующими справками, представленными в суд из архива администрации МО «Поселок Синегорье» и работодателем истца.
Тот факт, что институт, в котором проходила обучение истец, по состоянию на период ее обучения также имел государственную аккредитацию, сторонами не оспаривался и признается судом установленным.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что доводы ответчика о невозможности включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периодов нахождения истца в дополнительных учебных отпусках, являются необоснованными и противоречат действующему законодательству.
Учитывая, что ответчиком, без учета учебных отпусков, признано, что по состоянию на 01.01.2001г. у истца имелся специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в размере 16 лет 6 месяцев и 19 дней, а судом установлено, что период нахождения истца в дополнительных учебных отпусках общей продолжительностью 10 месяцев и 21 день также подлежит включению в указанный стаж, то у истца по состоянию на 01.01.2001г. имелся специальный стаж достаточной продолжительностью - более 16 лет и 8 месяцев, в связи с чем истец имела право на досрочное назначение пенсии уже по состоянию на дату ее первого обращения к ответчику с заявлением об оценке ее пенсионных прав, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание, что истец при подаче иска была освобождена от уплаты государственной пошлины, а суд пришел к выводу об удовлетворении иска/. то в силу ст.103 ГПК РФ Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования "С" к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ягоднинском районе Магаданской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязании включить в специальный стаж периоды нахождения ее в отпусках по уходу за ребенком и учебных отпусках - удовлетворить в полном объеме.
Признать наличие у "С" права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязав Управление Пенсионного Фонда РФ в Ягоднинском районе включить в специальный стаж для исчисления права на досрочное назначение пенсии по состоянию на 01.01.2001г. периоды нахождения "С" в отпусках по уходу за ребенком, а также период нахождения в дополнительных учебных отпусках общей продолжительностью 10 месяцев 21 день.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в Ягоднинском районе государственную пошлину в доход бюджета МО «Ягоднинский муниципальный район» в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в порядке апелляции в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, то есть 17 мая 2013 года.
Председательствующий судья подпись Е.А.Засядько