РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» мая 2021 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ключниковой И.А.,
при секретаре Карташовой Ю.А.,
с участием истцов ФИО2, ФИО3,
представителя истцов ФИО5,
представителя ответчика главы муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности ФИО6,
представителя ответчика Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности ФИО10,
представителя ответчиков администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» по доверенности ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-616/2021 по иску ФИО2, ФИО3 к главе муниципального района Красноярский Самарской области, Администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, МКУ «Благоустройство» о признании действий (бездействий) незаконными, обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 и ФИО3 обратились в Красноярский районный суд Самарской области с настоящим исковым заявлением, свои требования мотивируют тем, что они являются собственниками жилых домов и земельных участков по адресу: Самарская область, Красноярский район, <адрес>, <адрес>. Рядом с их домами находится поселковое кладбище, границы которого, начиная с 1994 года по 2018 годы включительно, незаконно расширялись неизвестными лицами, на что они неоднократно обращались с жалобами в Прокуратуру Красноярского района Самарской области и в Роспотребнадзор.
18.06.2018 года территория кладбища <адрес> Красноярского района Самарской области вновь была незаконно расширена неизвестными лицами в сторону принадлежащих истцам жилых домов. Старый забор кладбища был снесен, по периметру кладбища были возведены новые столбы, поставлена сетка рабица, в связи с чем они обратились в прокуратуру Красноярского района Самарской области с жалобой.
Прокуратурой Красноярского района Самарской области были выявлены нарушения СанПиН 2.12882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. В адрес администрации Красноярского района были вынесены акты прокурорского реагирования, которые администрацией сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области до настоящего времени не исполнены.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с жалобой на незаконные действия по расширению кладбища неизвестными лицами в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области.
Письмом – уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области сообщило истцам о перенаправлении их жалобы по вопросу незаконного расширения территории кладбища на рассмотрение в администрацию сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и в полицию.
Письмом от 12.12.2018г. за №, полученным истцами ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области сообщил, что распоряжением КУМС от ДД.ММ.ГГГГ №-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № земельный участок площадью 10530 кв.м. с адресным ориентиром: <адрес>, <адрес> <адрес> был поставлен на государственный кадастровый учет и имеет кадастровый номер №.
ДД.ММ.ГГГГ истцы, получив выписку и ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № площадью 10530 кв.м. увидели, что поставленный на кадастровый учет вышеуказанный земельный участок по размерам гораздо больше земельного участка, фактически занимаемого кладбищем и границы данного участка установлены без учета требований о наличии санитарно-защитной зоны, что противоречит закону.
Ответ из администрации <адрес> Яр, перенаправленного из Роспотребнадзора 30.10.2018г. истцами не получен до настоящего времени.
На основании изложенного и с учетом уточнения требований, истцы просят:
Признать бездействия главы муниципального района Красноярский Самарской области незаконными. Обязать главу муниципального района Красноярский Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истцов, путем дачи мотивированного ответа на жалобу ФИО3 и ФИО2 по существу нарушения жилищных прав при размещении кладбища в <адрес> Красноярского района Самарской области без учета санитарно-защитной зоны не менее 50 метров от жилых домов истцов.
Признать незаконными действия Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области по вынесению распоряжения КУМС от ДД.ММ.ГГГГ №-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №» и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 10530 кв.м. с адресным ориентиром: <адрес>, сельское поселение Красный Яр, <адрес> с кадастровым номером №, без учета санитарно-защитной зоны кладбища не менее 50 метров от ограждения кладбища до границ земельных участков ФИО3 и ФИО2 Обязать КУМС устранить допущенные нарушения прав истцов путем рассмотрения вопроса о постановке на кадастровый учет земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>, сельское поселение Красный Яр, <адрес> с кадастровым номером №, с учетом санитарно-защитной зоны не менее 50 метров до границ земельных участков ФИО8 и ФИО2
Признать действия администрации сельского поселения Красный Яр и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области по установлению ограждения (забора) кладбища, ворот кладбища и организации автостоянки на расстоянии 10 кв.м. от жилого дома ФИО2 и ФИО3 незаконными. Обязать администрацию сельского поселения Красный Яр и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области устранить нарушения прав ФИО2 и ФИО3 следующим образом:
- демонтировать существующее ограждение кладбища, находящееся в настоящее время в координатах Х и Y точек:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
- установить новое ограждение кладбища на расстоянии не менее 50 метров от забора до земельных участков ФИО3 и ФИО2 в координатах Х и Y следующих точек:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
на расстояние не менее 50 метров от забора земельных участков ФИО3 и ФИО2 в южную сторону в точку 20 с координатами Х и Y:
<данные изъяты>
Обязать администрацию сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны кладбища <адрес> Красноярского района Самарской области.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истцов запретить:
- администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области выдавать разрешения на захоронения усопших до момента установления санитарно-защитной зоны кладбища <адрес> Красноярского района Самарской области;
- администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области производить захоронения на кладбище <адрес> Красноярского района Самарской области до согласования проекта расширения кладбища <адрес> Красноярского района Самарской области с органами Роспотребнадзора.
6. Обязать КУМС внести изменения в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером №, установив местоположение границ земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение кладбища, находящегося по адресу: <адрес> Красноярского района Самарской области в соответствии со схемой расположения границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной ООО Фирма «Новатор-Х» кадастровым инженером ФИО9 в следующих координатах:
Назв. точки |
Х |
Y |
Расстояние |
Дир. Угол |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
||
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО3 и представитель истцов ФИО5 заявленные требования с учетом уточнения поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме и принять отказ от части требований, а именно в части демонтажа существующего ограждение кладбища, находящегося в настоящее время в координатах Х и Y точек:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Истцам разъяснены последствия отказа от исковых требований и прекращения производства по делу.
Суд разъяснил истцам требования ст.221 ГПК РФ, согласно которой повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части отказа от исковых требований к ответчикам администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области было прекращено: демонтировать существующее ограждение кладбища, находящееся в настоящее время в координатах Х и Y точек:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В остальной части заявленные исковые требования истцы, представитель истца поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - главы муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения не признала и просила в иске отказать, о чем предоставила отзыв.
Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области по доверенности ФИО10 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения не признала и просила в иске отказать, о чем предоставила отзыв.
Представитель ответчиков - администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения не признал и просил в иске отказать.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО15 главный специалист-эксперт отдела надзора по коммунальной гигиене Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> показал, что согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1 1200-3 для кладбищ предусмотрена санитарно-защитная зона, для сельских кладбищ 50 метров, для других иные размеры. Расстояние 50 метров отсчитывается от границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет. Эти требования распространяются и на уже существующие кладбища. Расстояние санитарно-защитной зоны определяется по классу опасности. Установление санитарно-защитной зоны обязательно. При расширении кладбища существует определенная процедура, установленная Постановлением Правительства РФ №, по которой правообладатель должен обратиться в Роспотребнадзор для установления санитарно-защитной зоны. Также пояснил, что Комитетом по управлению муниципальной собственностью м.р.Красноярский Самарской области при установлении границ земельного участка и постановке его на кадастровый учет процедура была полностью нарушена и не соблюдена. Сельское кладбище относится к 5 классу опасности. В исключительных случаях возможно уменьшение расстояния санитарно-защитной зоны. Ограждение санитарно-защитной зоны не требуется, правилами это не предусмотрено
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования с учетом уточнения подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
В силу подпункта 7 п.1 ст.85 ЗК РФ земельные участки, выделенные для размещения кладбищ, относятся к территориальной зоне специального назначения в составе земель населенных пунктов.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно ст. 1 указанного закона, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в том числе санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения.
Данный федеральный закон в пункте 1 статьи 4 определяет, что места погребения - это участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших, отводятся в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями.
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (пункт 1 статьи 16 Федерального закона № 8-ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Пунктами 1.3 и 2.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил. Размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Согласно пункту 2.5 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Судом установлено, что ФИО2 и ФИО3 являются собственниками жилых домов и земельных участков по адресу: Самарская область, Красноярский район, <адрес>, <адрес>.
На основании договора дарения от 30.10.2014г. ФИО3 передал указанные объекты недвижимости в собственность ФИО14
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с жалобой на незаконные действия по расширению кладбища неизвестными лицами в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>.
Письмом – уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> сообщило истцам о перенаправлении их жалобы по вопросу незаконного расширения территории кладбища на рассмотрение в администрацию сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и в полицию.
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию муниципального района Красноярский Самарской области по подведомственности из Управления Роспотребнадзора по <адрес> поступило обращение жителей поселка Линевый Красноярского района Самарской области по вопросу расширения территории кладбища для рассмотрения и принятия мер в пределах полномочий.
Общественной приемной заведено учетное дело № по обращению гражданина ФИО2
Зам. главы муниципального района Красноярский - Руководителем Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области ФИО11 - ФИО2 (в первый адрес) и Управление Роспотребнадзора по <адрес> (во второй адрес) был направлен ответ на обращение жителей поселка Линевый в Управление Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром отправленных простых писем № от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод истцов о том, что ответа от <адрес> на жалобу, направленную в Управление Роспотребнадзора по <адрес> и перенаправленную на рассмотрение <адрес> они не получали, несостоятелен, так как в своем исковом заявлении истцы ссылаются на письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, полученное ими ДД.ММ.ГГГГ в котором КУМС сообщил, что распоряжением КУМС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №» земельный участок площадью 10530 кв.м., с адресным ориентиром: <адрес>, сельское поселение Красный Яр, <адрес> был поставлен на государственный кадастровый учет и имеет кадастровый номер №.
В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский, утвержденного Решением Собрания представителей муниципального района Красноярский от ДД.ММ.ГГГГ №-СП Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области является отраслевым (функциональным) органом, осуществляющим функции уполномоченного органа, который непосредственно осуществляет от имени муниципального района Красноярский Самарской области полномочия управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района Красноярский Самарской области, а также иным имуществом (в том числе земельными участками, находящимися в собственности муниципального района, и земельными участками государственная собственность на которые не разграничена). Комитет является самостоятельным юридическим органом.
Распределение полномочий между первым заместителем Главы муниципального района Красноярский Самарской области, заместителями Главы муниципального район Красноярский по подготовке и изданию правовых актов Администрации муниципального района Красноярский Самарской области и подписанию других видов документов, за исключением документов по кадровым и финансовым вопросам, осуществляется в соответствии с графическим изображением структуры Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденной Собранием представителей муниципального района Красноярский Самарской области (Постановление Администрации муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О распределении полномочий между заместителями Главы муниципального района Красноярский Самарской области по подготовке и изданию муниципальных правовых актов Администрации муниципального района Красноярский Самарской области и подписанию других видов документов»).
Таким образом, довод истцов о том, что ответа на жалобу направленную в Управление Роспотребнадзора по <адрес> и перенаправленную последним в адрес Главы муниципального района Красноярский Самарской области они не получали, несостоятелен, ответ истцами был получен ДД.ММ.ГГГГ и требования о признании бездействия главы муниципального района Красноярский Самарской области и обязании дать мотивированный ответ суд считает не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что распоряжением комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №» земельный участок, площадью 10 530 кв.м., с адресным ориентиром: <адрес>, сельское поселение Красный Яр, <адрес>, постановлен на кадастровый учет и имеет кадастровый номер №.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области №-з «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка» вышеуказанный указанный земельный участок, кадастровый номер №, предназначенный для размещения кладбища, предоставлен сельскому поселению Красный Яр в постоянное (бессрочное) пользование.
ДД.ММ.ГГГГ за администрацией сельского поселения Красный Яр в ЕГРН зарегистрировано право бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым номером №.
Из заключение специалиста ООО «Самара-Эксперт» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что фактически площадь земельного участка, занятого кладбищем по вновь установленному забору составляет 13 678 кв.м., площадь земельного участка, занятого кладбищем по сведениям ЕГРН составляет 10 529 кв.м., расхождение составляет 3 149 кв.м. Расстояние от земельного участка ФИО12 до участка занятого кладбищем уменьшилось с 92 м до 32 м, расстояние от земельного участка ФИО2 с 48,4 м до 10,6 м.
В соответствии с письмом Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного административного обследования земельного участка с кадастровым номером № в ходе обмера земельного участка по внешним границам (забор из металлического штакетника зеленого цвета) установлено, что площадь фактически огороженной территории кладбища превышает оформленную на праве постоянного бессрочного пользования на 914 кв.м., и составляет 11 444 кв.м.
Указанные обстоятельства согласуются с картографическими материалами Генерального плана, с границами зон с особыми условиями использования территорий, с внесенными в него изменениями от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, санитарно-защитная зона в генеральном плане не установлена и не отображена, не внесена в ЕГРН.
Уполномоченные органы местного самоуправления имеют право устанавливать санитарно-защитные зоны промышленных объектов (иных сооружений) на картах Генерального плана исключительно на основании решения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя при наличии соответствующего проекта обоснования, с учетом результатов соответствующим образом проведенных исследований, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ, что в рассматриваемом деле уполномоченными органами не выполнено.
Распоряжением комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з администрации сельского поселения Красный Яр выдано разрешение на использование земель, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1 126 кв.м., из категории земель населенных пунктов на срок 11 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктами 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ главы VII указанных правил установлены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса. Для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V, санитарно- защитная зона составляет 50 м.
Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (пункт 3.1 СанПиН).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (далее -СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11).
Согласно пункту 2.5 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно- оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил).
В пункте 1.1, пункте 1.2 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 установлено, что данные санитарные правила распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Вышеуказанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
При этом с доводом ответчика о том, что данные санитарные правила распространяются только на вновь создаваемые кладбища, что санитарно-защитные зоны устанавливаются только в отношении действующих, планируемых к строительству, а на реконструируемые территории кладбищ не распространяются, в связи с чем обязанностей по разработке проекта санитарно-защитной зоны не имеется, суд не может согласиться.
Как следует из материалов дела, кладбище является действующим, захоронения продолжаются, территория кладбища расширяется, проект устройства кладбища не разрабатывался, территория санитарно-защитной зоны не планировалась, проект санитарно-защитной зоны не разработан.
Санитарно-защитная зона кладбища устанавливается в силу предписания обязательных требований санитарных норм и правил, размер санитарно-защитной зоны устанавливается при разработке проекта санитарно-защитной зоны, разработка которого является обязательной.
Согласно пояснений представителя третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека данных в судебном заседании, санитарно-защитная зона кладбища п.Линевый Красноярского района Самарской области не устанавливалась, информация о наличии проектных материалов в Роспотребнадзоре отсутствует.
Из указанного следует, что решения об установлении санитарно-защитной зоны кладбища п.Линевый Красноярского района Самарской области, в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером №, не принимались, санитарно-эпидемиологические заключения по проектам санитарно-защитных зон (санитарных разрывов) не оформлялись, постановление Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации либо его заместителя по данному вопросу не готовилось и не принималось, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров отсутствует.
Таким образом, распоряжение КУМС от ДД.ММ.ГГГГ №-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №» вынесено без установления санитарно-защитной зоны и разработки проекта санитарно-защитной зоны, т.е. с нарушением действующего законодательства, является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку оспариваемое распоряжение является незаконным и подлежащим отмене сведения из ЕГРН относительно границ данного земельного участка подлежат исключению.
В целях устранения нарушения прав истцов, суд обязывает Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области вернуться к рассмотрению вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории с учетом требования СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 и установления санитарно-защитной зоны.
В силу п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с п.25 вышеуказанного постановления санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Судом установлено, что фактически площадь земельного участка, занятого кладбищем по вновь установленному забору составляет 13 678 кв.м., площадь земельного участка, занятого кладбищем по сведениям ЕГРН составляет 10 529 кв.м., расхождение составляет 3 149 кв.м.
Также установлено, что существующие ворота на кладбище расположены за границей земельного участка площадью 10529 кв.м., внесенного в ЕГРН, в точках <данные изъяты>, указанных на схеме расположения земельного участка, выполненной кадастровым инженером ООО фирма «Новатор-Х» ДД.ММ.ГГГГ (том 4 л.д.197).
Таким образом, действия Администрации сельского поселения Красный Яр м.р.Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» м.р.Красноярский Самарской области по установлению ограждения и ворот кладбища в п.Линевый Красноярского района Самарской области за границей земельного участка внесенного в ЕГРН и без учета санитарно-защитной зоны, суд считает незаконными.
В целях устранения нарушения прав истцов, суд обязывает Администрацию сельского поселения Красный Яр м.р.Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» м.р.Красноярский Самарской области демонтировать существующее ограждение кладбища, в координатах 9 <адрес> демонтировать существующие ворота и установить новое ограждение и ворота в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 и с учетом санитарно-защитной зоны.
Требования истцов о признании незаконными действий Администрации сельского поселения Красный Яр м.р.Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» м.р.Красноярский Самарской области по организации автостоянки на расстоянии 10 кв.м. от жилого дома ФИО2 и ФИО3, суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку истцами не доказан факт организации санкционированной автостоянки Администрацией сельского поселения Красный Яр м.р.Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» м.р.Красноярский Самарской области.
В связи с отсутствием проекта санитарно-защитной зоны кладбища п.Линевый Красноярского района Самарской области, суд обязывает Администрацию сельского поселения Красный Яр м.р.Красноярский Самарской области разработать и утвердить данный проект.
Согласно статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" места погребения определяются как отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пояснений, данных в судебном заседании представителем ответчика Администрации сельского поселения Красный Яр м.р.Красноярский Самарской области, следует, что захоронение производится по заявлению жителей, права о захоронении делегированы МКУ «Благоустройство» и невозможно запретить захоронение на кладбище, так как это единственное кладбище, где хоронят жителей, исповедующих ислам. Кроме того, не все обращаются за разрешением на захоронение и проконтролировать это не в их силах.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает требования истцов об обязании запретить Администрации сельского поселения Красный Яр м.р.Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» выдавать разрешения на захоронения до момента установления санитарно-защитной зоны и производить захоронения до согласования проекта расширения кладбища не подлежащими удовлетворению.
Требования истцов о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером №, суд считает не подлежащими удовлетворению, так как из ЕГРН будут исключены сведения о границах и данные сведения будут внесены в ЕГРН путем утверждения схемы с учетом санитарно-защитной зоны.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования с учетом уточнения ФИО2, ФИО3 к главе муниципального района Красноярский Самарской области, Администрации сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, МКУ «Благоустройство» о признании – удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение КУМС от ДД.ММ.ГГГГ №-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №» земельного участка площадью 10530 кв.м. с адресным ориентиром: <адрес>, сельское поселение Красный Яр, <адрес> с кадастровым номером №, вынесенное без установления санитарно-защитной зоны и разработки проекта санитарно-защитной зоны, т.е. с нарушением действующего законодательства и отменить его.
Исключить из ЕГРН сведения о границах данного земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области вернуться к рассмотрению вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории с учетом требования СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 и установления санитарно-защитной зоны.
Признать действия администрации сельского поселения Красный Яр и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области по установлению ограждения (забора) кладбища, ворот кладбища в п.Линевый Красноярского района Самарской области на расстоянии 10 метров от жилых домов ФИО2 и ФИО3 незаконными.
Обязать администрацию сельского поселения Красный Яр и МКУ «Благоустройство» муниципального района Красноярский Самарской области устранить нарушения прав ФИО2 и ФИО3 следующим образом:
- демонтировать существующее ограждение кладбища, находящееся в настоящее время в координатах Х и Y точек:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
- установить новое ограждение кладбища, ворота и калитку с учетом требования СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 и установления санитарно-защитной зоны.
Обязать администрацию сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и МКУ «Благоустройство» разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны кладбища <адрес> Красноярского района Самарской области
в сроки, установленные законодательством.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.А.Ключникова