63RS0№-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кулачкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-3391/2020 по административному иску Шерстюк Л.П. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением об образовании земельного участка под многоквартирным жилым домом № по <адрес>, однако в письме от ДД.ММ.ГГГГ Департамент г.о. Самара отказал в удовлетворении её заявления, указав на невозможность формирования участка под многоквартирным домом, ввиду отсутствия действующих муниципальных контрактов по планировке территории на участок, занимаемый указанным многоквартирным домом. Также указал, что подготовка документации по планировке территории не отнесена исключительно к государственным полномочиям и может быть реализована заявителем самостоятельно свой счёт.
По её мнению, отказ административного ответчика является незаконным.
Согласно ст.36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведён государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 ст.36 Жилищного кодекса РФ. В данном случае собственник жилого помещения к многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст.305 Гражданского кодекса РФ имеет право требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В силу ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местною самоуправления. Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома отнесено к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от выполнения возложенной на них обязанности.
Coгласно ст.28 Устава г.о. Самара Департамент градостроительства г.о. Самара является органом местного самоуправления, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местною самоуправления, соответственно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом № по <адрес>.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным отказ в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом и обязать ответчика устранить допущенные нарушения, а именно сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом № по <адрес> и осуществить государственный кадастровый учёт данного участка.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Шерстюк Л.П. на праве собственности принадлежит 58/112 долей в праве общей долевой собственности на <адрес>.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Шерстюк Л.П. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением об образовании земельного участка под многоквартирным жилым домом № по <адрес>.
Также материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства г.о. Самара подготовил ответ об отказе в удовлетворении заявления Шерстюк Л.П.
Установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства г.о. Самара оказывал муниципальную услугу по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой карте (кадастровом плане) соответствующей территории под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции.
В соответствии с изменениями, введенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в связи с чем, возможность оказания данной муниципальной услуги утрачена с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ формирование земельных участков под многоквартирными домами осуществляется в рамках документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) и к государственным или муниципальным услугам не относится.
Согласно п.2 ст.41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
В силу ст.43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В соответствии со ст.45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Установлено, что документация по планировке территории в границах, включающих испрашиваемый земельный участок, не разрабатывалась и не утверждалась.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется органами местного самоуправления за счёт средств местного бюджета в рамках муниципальных контрактов, либо физическими и юридическими лицами за свой счет.
Судом установлено, что в настоящее время отсутствуют действующие муниципальные контракты на подготовку документации по планировке в границах многоквартирного жилого <адрес>.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик рассмотрев обращение административного истца в рамках своих полномочий, правомерно отказал в удовлетворении заявления, соответственно не нарушил прав административного истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Шерстюк Л.П. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья