Дело № 2-2663/2019
УИД 59RS0011-01-2019-003876-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 10 октября 2019 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Халявиной ЮА
при секретаре судебного заседания Бадиной ТВ,
с участием ответчика Собяниной ЛД,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Володина АА к Собяниной ЛД о компенсации морального вреда,
установил:
Истец Володин АА обратился в суд с исковыми требованиями к Собяниной ЛД о компенсации морального вреда.
Исковые требования обосновывает тем, что в ночь с 03.01.2019 на 04.01.2019 Собянина АД вела себя аморально, унижала его человеческое достоинство, нецензурно выражалась, провоцировала его на преступление. В связи с чем, истец испытал моральные страдания, которые оценивает в ..... руб. Просит взыскать данную сумму с ответчика.
Истец Володин АА в судебном заседании не присутствовал, поскольку отбывает наказание в местах лишения свободы. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.
Ответчик Собянина ЛД в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме.
Выслушав ответчика, опросив свидетеля, исследовав материалы дела, обозрев уголовное дело №, рассмотренное мировым судьей судебного участка № и.о. мирового судьи судебного участка № Березниковского судебного района Пермского края, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом, в силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред подлежит денежной компенсации при условии, что он явился результатом действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом, в силу закона к нематериальным благам гражданина относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона (статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нематериальные блага защищаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (пункт 2 названной статьи).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Согласно п.п.1, 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичный подход отражен в абзаце втором пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в котором суду рекомендуется выяснять, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.
Необходимым условием возмещения вреда в данном случае является наличие вреда, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Таким образом, необходимым основанием к удовлетворению исковых требований о взыскании морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между неправомерным действием (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из Приговора мирового судьи судебного участка № Березниковскорго судебного района Пермского края Корепановой ОА, и.о. мирового судьи судебного участка № Березниковского судебного района Пермского края по уголовному делу № следует, что в ночь с 03.01.2019 на 04.01.2019 у Володина АА, находящегося в состоянии ....., в подъезде ....., возник преступный умысел на повреждение чужого имущества, а именно входной двери квартиры №, принадлежащей Собяниной ЛД, который был реализован, в результате чего имуществу Собяниной ЛД причинен значительный ущерб. В связи с чем, Володин АА признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 167 УК РФ. Приговор вступил в законную силу 27.07.2019. При этом, материалы уголовного дела не содержат каких-либо сведений о неправомерных действиях, провоцирующем поведении самой потерпевшей Собяниной ЛД
Свидетель ТО, опрошенная в судебном заседании, подтвердила позицию ответчика Собяниной ЛД относительно исковых требований. Пояснила, что ответчик истца не оскорбляла, не унижала, истец сам совершил преступление, потерпевшей по которому признана Собянина ЛД
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства факт причинения Володину АА морального вреда и нравственных страданий со стороны Собяниной ЛД не установлен.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда, в связи с отсутствием доказательств нарушения личных неимущественных прав истца, самого факта возникновения морального вреда и непосредственной причинно-следственной связи между действиями ответчика и заявленными нравственными страданиями.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ 11.10.2019.