Дело № 12-5/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Шимановск 03 февраля 2020 года
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Едаковой М.А.,
лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Князева Геннадия Александровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Князева Г.А. на постановление административной комиссии в Шимановском районе администрации Шимановского района № 195 от 10 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 4.71 Закона Амурской области «Об административной ответственности в Амурской области» от 30.03.2007 № 319-ОЗ в отношении Князева Г.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии в Шимановском районе администрации Шимановского района № 195 от 10 декабря 2019 года Князев Г.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 4.71 Закона Амурской области «Об административной ответственности в Амурской области» от 30.03.2007 № 319-ОЗ и привлечен к административному взысканию в виде штрафа в размере 500 рублей.
Из обжалуемого постановления следует, что 21 ноября 2019 года в 11 ч. 48 мин в с. Мухино в ходе проведения проверки установлено, что Князев Г.А. свыше семи дней хранит чурки на территории, прилегающей к земельному участку, чем нарушил п. 4 ч. 1 ст. 4.71 Закона Амурской области «Об административной ответственности в Амурской области» от 30.03.2007 № 319-ОЗ.
Не согласившись с указанным постановлением, Князев Г.А. обратился в Шимановский районный суд Амурской области с жалобой, в которой просит постановление от 10 декабря 2019 года отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, указав, что при составлении протокола не присутствовал, о составлении протокола не был извещен, протокол ему не вручался и не направлялся, в протоколе неправильно указан его адрес, земельный участок по адресу: <адрес>, указанный в протоколе, ему не принадлежит, в связи с чем он не является субъектом данного административного правонарушения. В административную комиссию для рассмотрения дела об административном правонарушении не вызывался, о том, что в отношении него составлен протокол и вынесено постановление узнал 20.12.2019 г., когда получил постановление № 195 от 10 декабря 2019 года.
В возражениях на жалобу Князева Г.А. председатель административной комиссии в Шимановском районе администрации Шимановского района Антропов Н.В. просил постановление комиссии № 195 от 10 декабря 2019 года оставить без изменения, а жалобу Князева Г.А. без удовлетворения, указывав, что Князев Г.А. был надлежащим образом уведомлен о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении и о заседании комиссии. 21 ноября 2019 года, на момент проверки женщина, находящаяся во дворе участка <адрес> на сигналы автомобиля не реагировала, на контакт не шла. Вызов для составления протокола был оставлен в калитке забора по адресу: <адрес>. По приезду на рабочее место, специалистом административной комиссии был сделан запросов Единый государственный реестр, из которого следовало, что собственником земельного участка по адресу: <адрес> является Князев Геннадий Александрович, на его имя заказным письмом был направлен вызов для составления протокола на 28 ноября 2019 года к 10 ч. в каб. № 118 администрации Шимановского района. Князев Г.А. для составления протокола не явился, объяснения от него не поступали, протокол был составлен в его отсутствие. Одновременно с протоколом об административном правонарушении было вынесено определение о вызове Князева Г.А. на заседание комиссии, которое вместе с протоколом было направлено ему заказным письмом. 10 декабря 2019 г. Князев Г.А. на заседание комиссии не явился. Вина Князева Г.А. в допущенном правонарушении подтверждается материалами дела, в т.ч. фотоматериалом, протоколом. В материалах дела была допущена техническая ошибка в части указания адреса «<адрес>» вместо «<адрес>», которая была исправлена, вынесено определение о вынесении изменений в дело административной комиссии в Шимановском районе об административном правонарушении.
В судебном заседании заявитель Князев Г.А. доводы жалобы поддержал по основаниям, в них изложенным, просил их удовлетворить, постановление административной комиссии в <адрес> администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить. При этом пояснил, что дрова он не привозил, действительно, когда приехал с вахты, на улице лежали чурки, но это сосед привез себе дрова, распилил и раскидал на территорию его домовладения.
Представитель административной комиссии в <адрес> администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия.
В связи с отсутствием обязанности представителя административной комиссии в <адрес>, присутствовать на рассмотрении жалобы, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП рассмотрение жалобы проводится в отсутствии указанного представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, и возражений, материалы дела, с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона административным коллегиальным органом соблюдены не были.
Административной комиссией в Шимановском районе администрации Шимановского района при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что 21 ноября 2019 года в 11 ч. 48 мин в с. Мухино в ходе проведения проверки установлено, что Князев Г.А. свыше семи дней хранит чурки на территории, прилегающей к земельному участку, чем нарушил п. 4 ч. 1 ст. 4.71 Закона Амурской области «Об административной ответственности в Амурской области» от 30.03.2007 № 319-ОЗ
Факт совершения административного правонарушения и вина Князева Г.А. в совершении административного правонарушения установлен административной комиссией в том числе на основании протокола об административном правонарушении от 28 ноября 2019 года, фотоматериала.
Вместе с тем административный орган при рассмотрении дела не учел следующее.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3).
Статьей 26.11 КоАП РФ установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно разъяснениям п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
При производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
По настоящему делу об административном правонарушении, положения указанных норм должностным лицом соблюдены не были, Князев Г.А. не был надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи, с чем были существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В своей жалобе Князев Г.А. указал, что о дате составления протокола об административном правонарушении он не был извещен, а также сам протокол по делу об административном правонарушении от 28 ноября 2019 года, получил только 24 декабря 2019 года, когда узнал о вынесенном в отношении него 10 декабря 2019 года постановления о назначении административного штрафа.
Как следует из возражений административного органа, специалистом административной комиссии, вернувшись после проведения проверки 21 ноября 2019 года в с. Мухино Шимановского района, был сделан запросов Единый государственный реестр, из которого следовало, что собственником земельного участка по адресу: <адрес> является Князев Геннадий Александрович, и на его имя заказным письмом был направлен вызов для составления протокола на 28 ноября 2019 года к 10 ч.
Между тем, из представленного суду административной комиссией материала в отношении Князева Г.А., в т.ч. из выписки ЕГРН об объекте недвижимости от 16 января 2020 года, данная выписка предоставлена на основании запроса от 16 января 2020 года, т.е. после составления процессуальных документов.
Таким образом, вопреки утверждению представителя административного органа, в материалах дела отсутствовали данные о надлежащем извещении Князева Г.А. о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 28 ноября 2019 года.
Из протокола об административном правонарушении № 195 от 28 ноября 2019 года, представленного суду административным органом, установлено, что Князев Г.А. был с ним ознакомлен лишь 24 декабря 2019 года.
Доказательств, подтверждающих надлежащее извещение Князева Г.А. о месте и времени составления протокола, а также сведений о направлении копии протокола по месту жительства Князеву Г.А., материалы дела не содержат и административным органом не представлено.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении Князева Г.А. без надлежащего его извещения, он не может служить допустимым доказательством по делу, поскольку со стороны коллегиального органа были допущены существенные нарушения процессуальных норм при его составлении и не соблюдены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не может быть использован в качестве доказательства по настоящему делу.
Кроме того, в силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Однако, ни протокол об административном правонарушении, ни постановление по делу об административном правонарушении не содержат указания на место совершения правонарушения.
Допущенные по данному делу нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлиявшими на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также на законность принятого по делу решения.
Также суд обращает внимание, что изменение, дополнение сведений, ранее отраженных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений.
Определением от 20 декабря 2019 года в протокол об административном правонарушении были внесены изменения, при этом, сведений о том, что Князев Г.А. присутствовал при внесении соответствующих изменений, а равно о том, что он был извещен о месте и времени их внесения, не имеется.
Кроме того, суд отмечает следующее.
Согласно статье 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, постановление по делу должно быть мотивированным.
Мотивированность постановления предполагает наличие в нем описания события, ставшего основанием для составления протокола об административном правонарушении, анализа и оценки доказательств, положенных должностным лицом, составившим протокол, в основу выводов о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство, выводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения либо выводов о наличии оснований для прекращения производства, ссылки на нормы закона, примененные при разрешении дела, описание и анализ иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.71 Закона области N 319-ОЗ нарушение требований муниципальных правовых актов поселений и городских округов в сфере благоустройства, а именно: размещение (складирование) строительных материалов (включая конструкции и изделия сборные железобетонные, кирпич, пиломатериалы, гравий, щебень, песок), запасов топлива, оборудования, механизмов, шин, покрышек, сырья, удобрения, сена, мешков с мусором на местах прохождения открытых дренажных, ливневых канав, тротуарах, газонах, а также длительное (свыше 7 дней) хранение строительных материалов (включая конструкции и изделия сборные железобетонные, кирпич, пиломатериалы, гравий, щебень, песок), запасов топлива, оборудования, механизмов, шин, покрышек, сырья, удобрения, сена, мешков с мусором на территориях общего пользования, прилегающих к земельным участкам, находящимся в собственности (владении, пользовании) физических и юридических лиц, за исключением тротуаров и газонов, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении от 28 ноября 2019 года установлено, что 21 ноября 2019 года в 11 ч 48 мин в с. Мухино в ходе проведения проверки установлено, что Князев Г.А. свыше семи дней хранит чурки на территории прилегающей к земельному участку, тем самым нарушая ст. 8.13.8 Правил благоустройства и санитарного содержания муниципального образования Мухинский сельсовет Шимановского района Амурской области, принятых сельским Советом народных депутатов 23.03.2012 года, т.е. свершил административное правонарушение, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 4.71 Закона Амурской области «Об административной ответственности в Амурской области» от 30.03.2007 № 319-ОЗ - нарушение требований муниципальных правовых актов в сфере благоустройства.
Однако, постановление № 195 от 10 декабря 2019 года, вынесенное на основании данного протокола, не содержит указания, какое требование муниципального правового акта в сфере благоустройства было нарушено Князевым Г.А.
При этом, объективная сторона вмененного Князеву Г.А. административного правонарушения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 4.71 Закона Амурской области «Об административной ответственности в Амурской области» от 30.03.2007 № 319, заключается в длительном (свыше 7 дней) хранении строительных материалов (включая конструкции и изделия сборные железобетонные, кирпич, пиломатериалы, гравий, щебень, песок), запасов топлива, оборудования, механизмов, шин, покрышек, сырья, удобрения, сена, мешков с мусором на территориях общего пользования, прилегающих к земельным участкам, находящимся в собственности (владении, пользовании) физических и юридических лиц, за исключением тротуаров и газонов.
Но, ни протокол, ни постановление не содержат сведений, в течение которого времени Князев Г.А. хранил чурки на территории прилегающей к земельному участку.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 4.71 Закона Амурской области «Об административной ответственности в Амурской области» от 30.03.2007 № 319-ОЗ, является недопустимым доказательством, поскольку составлен в отсутствие Князева Г.А., с нарушением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.
На момент рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении правовые основания для устранения выявленного нарушения отсутствуют, поскольку п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Учитывая, что такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии в Шимановском районе администрации Шимановского района № 195 от 10 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 4.7.1 Закона Амурской области «Об административной ответственности в Амурской области» от 30.03.2007 № 319-ОЗ в отношении Князева Г.А. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Князева Г.А. подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Князева Геннадия Александровича удовлетворить.
Постановление административной комиссии в Шимановском районе администрации Шимановского района № 195 от 10 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 4.71 Закона Амурской области «Об административной ответственности в Амурской области» от 30.03.2007 № 319-ОЗ в отношении Князева Геннадия Александровича отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Шимановский районный суд в течение 10 (десяти) суток со дня его вынесения.
Решение может (вступившее в силу) быть обжаловано в девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54 в порядке, установленном ст. 30.12-30.13 КоАП РФ.
Судья: М.А. Едакова