Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2а-294/2023 (2а-4032/2022;) ~ М-3956/2022 от 14.11.2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 марта 2023 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Демиховой Л.В.,

при секретаре Шкариной Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-294/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Дедову ДА о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд
с административным исковым заявлением к области к Дедову Д.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество, транспортного налога и земельного налога за 2020 год, поскольку в указанный период за ним были зарегистрированы транспортное средство, и недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения.

В соответствии со статьей 32 НК РФ в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № 44759885 от 01.09.2021 об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество не позднее 01.12.2021.

Также административный ответчик в период с 21.06.2019 по 09.02.2022 осуществлял предпринимательскую деятельность, в связи с чем имел обязанность по уплате страховых взносов и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения.

Однако, в нарушение статьи 45 НК РФ обязанность по уплате указанных выше налогов не исполнена, в связи с чем Дедову Д.А. были направлены требования № 46995 от 09.12.2021, № 1121 от 25.01.2022, которые до настоящего времени не исполнены. Судебный приказ № 2а-989/2022 от 21.04.2022, выданный по заявлению налогового органа о взыскании с Дедова Д.А. задолженности (недоимки) по налогу, по заявлению должника отменен. Однако задолженность до настоящего времени не исполнена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил взыскать
с Дедова Д.А. недоимку на общую сумму 43267,95 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог за 2021 год в размере 6296,22 руб., пени в размере 24,98 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование РФ в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): налог за 2021 год в размере 16719,39 руб., пени в размере 66,32 руб.; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городских округов: налог в за 2019 год в размере 9859 руб., пени за период с 11.01.2022 по 24.01.2022 в размере 39,11 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2020 года в размере 886 руб., пени в размере 1,55 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог за 2020 год в размере 8897 руб., пени в размере 15,57 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за 2020 год в размере 462 руб., пени в размере 0,81 руб.

Определением суда от 14.02.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Финансовый управляющий - Федоров ДА

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело без его участия, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик – Дедов Д.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом путем направления посредством почтовой связи судебной корреспонденции по месту ее регистрации.

Привлеченный судом в качестве заинтересованного лица Федоров Д.А. в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия, указав, что решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2022 Дедов Д.А. признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, в связи с чем считает, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

В силу ч.ч. 2,6,7 ст.150 КАС РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Согласно ч. 1 ст. 96 КАС РФ, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В силу ст. 100 КАС РФ в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Изучив административное исковое заявление, представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности об уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ.

В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно ст. 346.46 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения
в порядке, установленном настоящей главой.

Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.

Согласно ст. 346.48 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с настоящей главой, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.

В федеральной территории "Сириус" налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с настоящей главой, устанавливаемого законом Краснодарского края для города-курорта Сочи.

Согласно положениям пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из материалов дела, в период с2020 года по настоящее время на имя Дедова Д.А. зарегистрированы жилой и земельный участок, расположенные по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, транспортные средства: ГАЗ 330202, г/н № ***, Мицубиси OUTLANDER 2.0, Г№ ***.

На основании сведений о зарегистрированных в указанном налоговом периоде объектах налогообложения налоговым органом налогоплательщику Дедову Д.А. были начислены транспортный налог, земельный налог и налог на имущество, и соответствии со ст. 52 НК РФ в адрес Дедова Д.А. направлено налоговое уведомление № 44759885 от 01.09.2021 для уплаты налога, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект и сумма налога, подлежащая уплате до 01.12.2021.

Из материалов дела также следует, что в период с 21.06.2019 по 09.02.2022 Дедов Д.А. осуществлял предпринимательскую деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, в связи с чем имел обязанность по уплате страховых взносов, а также обязанность по уплате налогов в связи с применением патентной системы налогообложения.

С 09.02.2022 Дедов Д.А. утратил статус индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 5 ст. 432 Налогового кодекса РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

В установленный в налоговом уведомлении срок Дедов Д.А. не исполнил обязанность по уплате исчисленных платежей, в связи с чем налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 46995 по состоянию на 09.12.2021, которым предлагалось погасить задолженность по налогам в срок до 11.01.2022, №1121 по состоянию на 25.01.2022, которым предлагалось погасить задолженность по налогам в срок до 22.02.2022.

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов и пени.

Из материалов дела также следует, что решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2022 Дедов Д.А. признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Федоров Д.А.

Согласно части 2 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Обращаясь в суд с настоящим иском Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области ставит вопрос о взыскании с Дедова Д.А. налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты городских округов за 2019 год, задолженности по земельному налогу, налогу на имущество, транспортному налогу за 2020 год, задолженности по страховым взносам за 2021 год.

Согласно пункту 1 статьи 393 НКРФ налоговым периодом признается календарный год.

Таким образом, днем окончания периода будет являться: в отношении налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемого в бюджеты городских округов за 2019 год - 31.12.2019, в отношении земельного налога, налога на имущество и транспортного налога за 2020 год -31.12.2020, в отношении налога по страховых взносам – 31.12.2021.

Из предоставленной в материалы дела копии Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2022 следует, что обязательства по уплате перечисленных выше налогов возникли до принятия заявления о признании должника Дедова Д.А. банкротом.

Согласно ст. 33 АПК РФ, дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов.

При этом требования, которые могут быть рассмотрены в рамках дела о банкротстве, определены нормами Федерального закона от <дата> № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

В силу ст. 213.11 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.

При этом частью 8 статьи 213.6 Закона о банкротстве предусмотрено, что по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.

Таким образом, при рассмотрении заявления о признании должника банкротом суд вправе при совокупности определенных обстоятельств, минуя процедуру реструктуризации долгов, признать должника банкротом и ввести процедуру реализации имущества, в таком случае наступление последствий, предусмотренных статьей 213.11 Закона о банкротстве, связано с моментом признания обоснованным заявления о признании должника банкротом, т.е. такие последствия наступают с даты принятия решения о признании должника банкротом и ведения соответствующей процедуры.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.

Отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой Х Закона о банкротстве, регулируются, в том числе главой VII Закона о банкротстве, которая в числе прочего, предусматривает последствия принятия решения суда о признании должника банкротом.

Согласно статье 69.1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при получении копии решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, о взыскании алиментов, о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и иные ограничения распоряжения этим имуществом.

Исходя из совокупности приведенных правовых норм, принимая во внимание тот факт, что административное исковое заявление было подано в суд 17.11.2022 и не разрешено до настоящего времени, решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2022 по делу № А55-33859/2022 административный ответчик признан несостоятельным (банкротом), требования истцом заявлены не в рамках дела
о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, в связи с чем, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Дедову Д.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, следует оставить без рассмотрения, в силу абз. 3 п. 2 ст. 213.11 ФЗ от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

На основании изложенного, руководствуясь 196-198 КАС РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области к ДА о взыскании обязательных платежей и санкций, - оставить без рассмотрения.

На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение 15 дней со дня вынесения настоящего определения судом первой инстанции.

Судья Л.В. Демихова

2а-294/2023 (2а-4032/2022;) ~ М-3956/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ФНС № 23 по Самарской области
Ответчики
Дедов Д.А.
Другие
Финансовый управляющий Федоров Дмитрий Александрович
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Демихова Л.В.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
31.01.2023Судебное заседание
15.11.2022Передача материалов судье
14.11.2022Регистрация административного искового заявления
16.11.2022Решение вопроса о принятии к производству
16.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.12.2022Предварительное судебное заседание
10.01.2023Судебное заседание
14.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
15.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее