Судья Нечаева Т.Ю. дело № 33-1715/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 24 сентября 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Лелекова Н.Г.,
судей Клюкиной О.В. и Гринюк М.А.,
при секретаре Харченко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2019 года, которым постановлено обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл включить в общий страховой стаж Жериховой И. А. периоды работы на территории Республики Казахстан в Жанатасском филиале Джамбульской <...> с 1 октября 1991 года по 2 марта 1994 года.
Во включении в страховой стаж периодов получения пособия по безработице отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жерихова И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее – УПФР в г. Йошкар-Оле) о возложении обязанности включить в общий страховой стаж истца период работы на территории Республики Казахстан в Жанатасском филиале Джамбульской <...> с 1 октября 1991 года по 2 марта 1994 года, а также периоды получения пособия по безработице с 23 декабря 1994 года по 14 мая 1995 года, с 20 мая 1995 года по 20 декабря 1995 года.
В обоснование заявленных требований указано, что с 11 августа 2018 года истцу назначена страховая пенсия по старости. Как полагает истец, ответчик необоснованно не включил в ее стаж период работы на территории Республики Казахстан в Жанатасском филиале Джамбульской <...> с 1 октября 1991 года по 2 марта 1994 года в связи с отсутствием справок из компетентных органов Республики Казахстан, а также нечетким оттиском печати при увольнении по записи в трудовой книжке, и период получения пособия по безработице. Истец полагает решение пенсионного органа незаконным, поскольку при ее обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости она представила все необходимые для назначения пенсии документы, отсутствие справки компетентных органов Республики Казахстан не является препятствием для включения в ее страховой стаж спорного периода.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Йошкар-Оле просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на отсутствие справки компетентного органа, содержащей сведения о факте работы истца после 13 марта 1992 года, отсутствие сведений об уплате страховых взносов.
В возражениях на апелляционную жалобу Жерихова И.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, приводя доводы в пользу решения суда.
Выслушав объяснения представителя УПФР в г. Йошкар-Оле Шалишкиной А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Жериховой И.А. и ее представителя Камских К.В., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции действовавшей на момент назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Судом первой инстанции установлено, что 7 августа 2018 года Жерихова И.А. обратилась в УПФР в г. Йошкар-Оле с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Йошкар-Оле от 1 октября 2018 года № 196321/18 Жериховой И.А. с 11 августа 2018 года назначена страховая пенсия по старости, страховой стаж на дату назначения страховой пенсии составляет 28 лет 9 месяцев 3 дня. В расчет страхового стажа пенсионным органом не включены периоды работы на территории Республики Казахстан с 1 октября 1991 года по 2 марта 1994 года в филиале Джамбульской <...> в связи с отсутствием справок из компетентных органов, а также нечетким оттиском печати при увольнении по записи в трудовой книжке.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения в общий страховой стаж Жериховой И.А. периода работы на территории Республики Казахстан, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный период должен учитываться при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов без подтверждения справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, а также наступление неблагоприятных последствий, связанных с нечетким оттиском печати в трудовой книжке, не должно ухудшать положение истца в части включения периодов работы в общий страховой стаж, влияющий на определение ее права на пенсионное обеспечение и размер такового обеспечения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они согласуются с нормами действующего законодательства.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
Как правильно указал суд первой инстанции, при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, оснований для отказа во включении Жериховой И.А. периода работы на территории Республики Казахстан с 1 октября 1991 года по 2 марта 1994 года в филиале Джамбульской <...> у ответчика не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
В силу статьи 327.1 ГПК РФ судом апелляционной инстанции рассмотрено дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле – без удовлетворения.
Председательствующий Н.Г. Лелеков
Судьи О.В. Клюкина
М.А. Гринюк