Дело № 2-1255/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2018 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи О.В. Миллер
при секретаре Д.Р. Алимовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области к Алексееву Антону Сергеевичу о взыскании суммы основного долга, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области обратился в суд с иском к Алексееву А.С. о взыскании суммы основного долга, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, указав следующее.
29.11.2010 между Министерством экономики Ульяновской области и ИП Алексеевым А.С. был заключен договор № о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей на осуществление расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом проекта «Студия Красоты и Здоровья «CREATIVE STUDIO».
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 05.10.2015 ИП Алексеев А.С. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.
Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика платежным поручением №658 от 02.12.2010.
Согласно п.3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Договора, организация (ИП) обязуется обеспечить в срок с 01 декабря 2010 по 01 декабря 2013 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере не менее 67 670 рублей.
Согласно условиям бизнес-плана:
- финансовый прогноз обоснования проекта составляет 36 месяцев. Согласно финансовому прогнозу порог возврата бюджетных средств в качестве уплаты платежей путем реализации проекта (ЕНВД + НДФЛ + взносы в государственные внебюджетные фонды) должен быть достигнут в декабре 2011 года, а именно, в размере 321 285,40 руб., что соответствует сумме полученной субсидии;
- предусмотрено создание 7 рабочих мест.
По представленным платежным документам в бюджетную систему Российской Федерации налоговых платежей поступило 97 543,63 рубля.
Условием предоставления субсидии, а также предметом Договора является реализация проекта согласно бизнес-плану, однако, в связи с прекращением ответчиком своей деятельности, выполнение обязательств, предусмотренных Договором и Проектом не возможно.
В соответствии с п.10.2 Договора отношения между сторонами Договора прекращаются по исполнении всех взятых на себя обязательств, о чем составляется соответствующий акт.
Акт об исполнении обязательств с ответчиком не заключался, а также отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее исполнении договорных обязательств по уплате налоговых платежей в полном объеме, согласно бизнес-плану расходования собственных средств, в соответствии с Договором нарушены договорные обязательства, установленные при предоставлении субсидии.
Согласно п.5.5. Договора в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при непредоставлении в срок отчетов, предусмотренных п.п.5.2, 5.3. Договора, Организация (ИП) в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счет Министерства.
Поскольку обязательства по Договору не исполнены, в порядке, предусмотренном п.5.5. Договора в адрес Ответчика было направлено требование о возврате субсидии в течение 10 дней с момента получения. До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Обращаясь в суд, со ссылкой на ст.ст.309, 310, 395 ГК РФ, представитель истца просит взыскать с ответчика в пользу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области сумму основного долга в размере 300 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 17.05.2016 по 26.02.2018 в сумме 48 446,09 руб.
Представитель истца Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствии, на иске настаивает.
Ответчик Алексеев А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что проработав в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет задолженности по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды. Не отрицает, что Договор, заключенный с Министерством экономического развития Ульяновской области на получение субсидии нарушил, однако впоследствии выплатил налоги на сумму 316 786 рублей.
Заслушав мнение и доводы ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 29.11.2010 между Министерством экономики Ульяновской области и ИП Алексеевым А.С. был заключен договор № о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей на осуществление расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом проекта «Студия Красоты и Здоровья «CREATIVE STUDIO».
Согласно п.3.2.3 Договора от 29.11.2010 № организация (ИП) обязуется обеспечить в срок с 01 декабря 2010 года по 01 декабря 2013 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере не менее 67 670 рублей.
Согласно условиям бизнес-плана срок окупаемости проекта, согласно финансовому прогнозу технико-экономического обоснования проекта, составляет 36 месяцев. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации общей суммы налоговых платежей декабре 2011 должно было поступить в размере 321 285,4 руб.
В соответствии с п.5.3 Договора ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Организация (ИП) представляет Министерству содержательный отчет с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом (возможно представление заверенных копий). Отчет представляется Организацией (ИП) до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.
Согласно п.3.2.4. Договора Организация (ИП) обязуется своевременно представлять Министерству отчетность, предусмотренную пунктами 5.2, 5.3. раздела 5 настоящего Договора.
Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства в сумме 300 000 рублей путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика заявкой на оплату расходов №658 от 02.12.2010.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 05.10.2015 ИП Алексеев А.С. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.
В силу статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
Доказательств надлежащего исполнения ответчиком условий Договора стороной ответчика суду представлено не было.
Согласно смете расходов, содержащейся в бизнес-плане ИП Алексеева А.С., целевые бюджетные ассигнования в форме субсидий (гранта) планировалось расходовать на закупку оборудования для открытия салона-парикмахерской, строительных и отделочных материалов для полного осуществления ремонта на 84 кв.м. помещения, материалов и сырья, достаточных для начала работы (Таблица 6, 7, 8).
В соответствии с отчетами, которые предоставлял ответчик о расходовании бюджетных средств, подтвержденным товарными накладными, счетами-фактурами, целевые бюджетные средства были потрачены ответчиком на указанные в расходной смете товары.
Однако, согласно показателям последнего отчета о выполнении комплекса мероприятий за период с 01.01.2010 по 01.12.2014 года, обязательства по реализации социально экономических показателей проекта об организации 7 рабочих мест по проекту не создано, поступления в бюджетную систему Российской Федерации налоговых платежей из 321 285,40 руб. фактически перечислено 128 911 рублей.
В связи с прекращением ответчиком своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, выполнение обязательств, предусмотренных Договором и Проектом не возможно.
При установленных обстоятельствах, поскольку ответчиком нарушены условия Договора, суд приходит к выводу о том, что требования истца о возврате субсидий в размере 300 000 рублей, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы Алексеева А.С. о том, что он полностью произвел возврат бюджетных средств в качестве уплаты налоговых платежей, не нашли своего документального подтверждения в ходе рассмотрения данного гражданского дела. Документы, представленные ответчиком в ходе судебного разбирательства, а именно отчет о выполнении комплекса мероприятий за период с 01 января 2010 по 01 января 2018 года, выписки из лицевого счета налогоплательщика Алексеева А.С. данные доводы не подтверждают. По отчету на 01 января 2018 года, составленному самим Алексеевым А.С. поступления в бюджетную систему РФ налоговых платежей составили 316 786 руб., что не подтверждено документально, и также не является выполнением взятых на себя обязательств по Договору № от 29.11.2010.
Согласно п.5.5. Договора в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при не предоставлении в срок отчетов, предусмотренных п.5.3. Договора, Организация (ИП) в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счет Министерства.
В соответствии с п.8.3. Договора получатель субсидии обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора.
Поскольку обязательства по Договору не исполнены, в порядке, предусмотренном п.5.5. Договора в адрес Ответчика было направлено требование от 14.04.2016 № 73МОГВ-03/965 исх. о возврате субсидии в течение 10 дней с момента получения. До настоящего времени денежные средства не возвращены.
В соответствии с п.1 ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставкиучетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В судебном заседании установлено, что Требование не было получено ответчиком и 24 мая 2016 года возвращено в адрес истца, что подтверждено выпиской с сайта «Почта России». Соответственно, требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению за период с 04.06.2016 (с учетом 10 дней для добровольного возврата) по 26.02.2018 (в пределах заявленных требований).
Согласно п. 1 ст. 395п. 1 ст. 395 ГК РФ в редакции до 01.06.2015 г. за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Пунктом 1 ст. 395 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, действовавшей в период с 01.06.2015 г. до 01.08.2016 г., предусмотрено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно ст. 395 ГК в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ, действующей с 01.08.2016 г., в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
С учетом периода просрочки сумма неустойки, подлежащей взысканию в пользу истицы единовременно, составил 47 270,09 рубля, исходя из следующего расчета:
с 04.06.2016 по 15.06.2016 (11 дней):300 000 руб. х 11 х 7,53%/366 = 679,41 руб.
с 16.06.2016 по 14.07.2016 (29 дн.):300 000 х 29 х 7,82%/366 = 1 858,85 руб.
с 15.07.2016 по 31.07.2016 (17 дн.):300 000 х 17 х 7,10%/366 = 989,34 руб.
с 01.08.2016 по 18.09.2016 (49 дн.):300 000 х 49 х 10,50%/366 = 4 217,21 руб.
с 19.09.2016 по 31.12.2016 (104 дн.) :300 000 х 104 х 10%/366 = 8 524,59 руб.
с 01.01.2017 по 26.03.2017 (85 дн.) :300 000 х 85 х 10%/366 = 6 986,30 руб.
с 27.03.2017 по 01.05.2017 (36 дн.) :300 000 х 36 х 9,75%/366 = 2 884,93 руб.
с 02.05.2017 по 18.06.2017 (48 дн.) :300 000 х 48 х 9,25%/366 = 3 649,32 руб.
с 19.06.2017 по 17.09.2017 (91 дн.) :300 000 х 91 х 9%/366 = 6 731,51 руб.
с 18.09.2017 по 29.10.2017 (42 дн.) :300 000 х 42 х 8,50%/366 = 2 934,25 руб.
с 30.10.2017 по 17.12.2017 (49 дн.) :300 000 х 49 х 8,25%/366 = 3 322,60 руб.
с 18.12.2017 по 11.02.2018 (56 дн.) :300 000 х 56 х 7,75%/366 = 3 567,12 руб.
с 12.02.2018 по 26.02.2018 (15 дн.) :300 000 х 15 х 7,50%/366 = 924,66 руб.
С учетом изложенного, исковые требования Министерства подлежат удовлетворению частично, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 47 270,09 рубля, в остальной части следует отказать.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В соответствии с п.10.2 Договора отношения между сторонами Договора прекращаются по исполнении всех взятых на себя обязательств, о чем составляется соответствующий акт.
Акт об исполнении обязательств с ответчиком не заключался, а также отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее исполнении договорных обязательств по уплате налоговых платежей в полном объеме, согласно бизнес-плану расходования собственных средств, в соответствии с Договором нарушены договорные обязательства, установленные при предоставлении субсидии.
Как установлено в судебном заседании, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 05.10.2015 ИП Алексеев А.С. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.
Прекращение истцом предпринимательской деятельности с 05.10.2015 года, явилось обстоятельством, свидетельствующим о том, что условия договора и бизнес-план ответчиком исполнены не будут, что повлекло обращение истца с требованиями о возврате субсидии.
С учетом изложенного, исковые требования заявлены в пределах срока исковой давности.
Согласно п.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований, с ответчика в пользу бюджета муниципального образования «город Ульяновск» надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 6 672 рубля 70 копеек.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст.309, 310, 395 ГК РФ, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 47 270,09 ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ 6 672 ░░░░░ 70 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░