УИД № 11RS0006-01-2021-003330-72 Дело № 5 - 1658/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Усинск 28 декабря 2021 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Ленина, д. 10, Ларина Л.В.,
рассмотрев административное дело в отношении Братенкова В. Т. о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Помощник депутата Братенков В.Т. дд.мм.гггг. с дд.мм.гггг. часов на входе ..., расположенной на территории, прилегающей к дому № по ..., организовал и провел публичное мероприятие, которое изначально не предполагалось как встреча с избирателями депутата с целью информирования о своей деятельности, в форме митинга, то есть публичное мероприятие для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. При этом уведомление о проведении митинга в администрацию МО ГО «Усинск» не направил и проведение мероприятия не согласовал, чем нарушил части 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Своими действиями Братенков В.Т., являясь организатором публичного мероприятия в форме митинга, допустил нарушение установленного порядка организации и проведения публичного мероприятия.
По данному факту в отношении Братенкова В.Т. дд.мм.гггг. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении направлено в Усинский городской суд РК для рассмотрения.
Братенков В.Т. вину в совершении указанного правонарушения не признал. Пояснил, что дд.мм.гггг. в период с дд.мм.гггг. часов митинг не проводился, а состоялась встреча избирателей с депутатом Избиратели сами ему позвонили и просили назначить встречу с ней, при этом сами определили место встречи. Он сообщил об этом ., которая согласилась приехать на встречу с избирателями. После чего он позвонил нескольким свом знакомым, чтобы они пришли на встречу с
Заслушав Братенкова В.Т., исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. При этом в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ) под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Права и обязанности организатора публичного мероприятия установлены ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
Положениями ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.02.2017 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.», право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу ее части 3 статьи 55 Конституции может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой.
Организация и проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется), а также участие в таком мероприятии является нарушением требований Публичное мероприятие, уведомление о проведении которого не было подано по правилам ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, является несанкционированным.
Публичное мероприятие, уведомление о проведении которого не было подано по правилам ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, является несанкционированным.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2017 № 27-П и п. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.06.2017 № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» (далее – Федеральный закон от 07.06.2017 № 107-ФЗ), информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата с избирателями является самостоятельной целью публичного мероприятия в соотношении с целью свободного выражения и формирования мнений, выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Поскольку эти цели содержательно разведены и не могут пересекаться, инициатива избирателей в ходе встречи с депутатом - с учетом цели ее проведения - предполагает преимущественно выражение пожеланий относительно осуществления депутатом его деятельности и деятельности представительного органа, в состав которого он входит. Соответственно (хотя прямое ограничение по перечню форм публичных мероприятий, которые могут использоваться для проведения встреч депутатов с избирателями, и отсутствует), проведение такого рода встреч возможно и оправданно лишь в форме тех публичных мероприятий, которые по своему характеру пригодны именно для информирования депутатом избирателей о своей деятельности, а также для выражения избирателями пожеланий депутату относительно его деятельности и деятельности представительного органа, в состав которого он входит; использование же специальных (по сути, упрощенных) условий проведения встреч депутатов с избирателями для реализации иных целей, включая выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, недопустимо.
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закрепляет видовое разнообразие публичных мероприятий, каждое из которых характеризуется индивидуальными целевыми, содержательными, организационными и иными особенностями: собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (пункты 2 - 6 статьи 2).
Из приведенных законоположений следует, что адекватно соотносимыми с целевым назначением проведения встреч депутатов с избирателями являются лишь такие формы публичных мероприятий, как собрание и митинг, поскольку информирование депутатом избирателей о своей деятельности подразумевает разъяснительно-отчетные и диалоговые формы взаимодействия депутата и избирателей, не связанные с наглядной агитацией, движением (перемещением) или иным воздействием на органы публичной власти в целях привлечения их внимания к каким-либо проблемам и тем более не сводимые к односторонним визуальным (текстовым, изобразительным и иным подобным) формам информационного воздействия.
Федеральный закон Федеральный закон от 07.06.2017 № 107-ФЗ не содержит применительно к проведению встреч депутатов с избирателями каких-либо исключений из предусмотренного Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» общего правила, в соответствии с которым уведомительный правовой режим проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований не распространяется, в частности, на собрания, - более того, распространение этого правила в том числе на встречи депутатов с избирателями подчеркивается прямым указанием части 1 статьи 7 названного Федерального закона в новой редакции. Вводя же процедуру предварительного уведомления органов публичной власти о проведении встреч депутатов с избирателями в форме публичного мероприятия, которое требует согласования, т.е., по существу, только митинга, федеральный законодатель руководствовался тем, что в данном случае приобретает существенное значение соблюдение относящихся к реализации конституционного права граждан Российской Федерации на свободу собраний общих условий, которые, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года № 12-П, должны обеспечивать поддержание надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, гарантии государственной защиты прав и свобод всех граждан (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В контексте конституционного принципа равенства распространение на встречи депутатов с избирателями, проводимые в форме публичного мероприятия, требований законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предполагает не только необоснованность проведения таких встреч в форме публичного мероприятия, не релевантной ее специально-целевому назначению, но и недопустимость игнорирования требований указанного законодательства, если по своему характеру и содержанию встречи, проводимые на внутридворовых территориях, выходят за рамки информирования депутатом избирателей о своей деятельности, а выражение пожеланий депутату в отношении его деятельности и деятельности представительного органа, в состав которого он входит, сводится к выражению общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, дд.мм.гггг. в период времени с дд.мм.гггг.30 часов на входе на ..., Братенков В.Т. организовал и провел публичное мероприятие - митинг без подачи уведомления в органы исполнительной власти.
Доводы Братенкова В.И. о том, что в указанный период времени и в указанном месте митинг не проводился, нахожу несостоятельными, поскольку они опровергаются исследованными материалами дела: протоколом об административном правонарушении УС № от дд.мм.гггг. (л.д. 4-7); рапортом оперативного дежурного дежурной части ОМВД Р. по ... о том, что дд.мм.гггг. в дд.мм.гггг. часов в дежурную часть поступило сообщением о том, что у ... собралась толпа людей, возможен несанкционированный митинг (л.д. 9); фотоматериалами (л.д. 11-21); сообщением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. о том, что уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории ... дд.мм.гггг. не поступало (л.д. 36); актом осмотра публичной страницы в социальной сети «ВКонтакте» от дд.мм.гггг., из которой следует, что Гражданское Общество Республики Коми разместило следующую информацию: «... выражает свой протест! дд.мм.гггг. активные жители Республики Коми, проживающие в ..., выразили свою ВОЛЮ быть свободными и потребовали от власти: уважать свободу и неотъемлемые Конституционные права человека и гражданина! Выступили против введения ограничивающих режимов и QR-кодов» (л.д. 39-42); актом осмотра видео от дд.мм.гггг., из которого следует, что стоит толпа мужчин, женщин, пожилых людей, детей в количестве 33 человек, которые хором на счет раз, два, три выкрикивают: «Мы, жители Республики Коми ...! Нас много, и вместе мы огромная сила! Мы против QR-кодов» (л.д. 43-45) и другими материалами дела.
Таким образом, Братенков В.Т., как организатор, достоверно зная о незаконности публичного мероприятия в форме митинга, провел публичное мероприятие без подачи уведомления в органы исполнительной власти.
Представленные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом, при этом в нем отражены все имеющие значение для дела обстоятельства.
Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод о том, что вина Братенкова В.Т. нашла свое подтверждение и квалифицирует его действия по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, как организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Братенкова В.Т., не установлено.
Учитывая характер административного правонарушения, фактические обстоятельства его совершения, принимая во внимание его имущественное (пенсионер) и семейное положение (состоит в браке, иждивенцев не имеет), состояние здоровья (со слов - глаукома), прихожу к выводу о необходимости и достаточности назначения ему наказания в виде административного штрафа минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Братенкова В. Т. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Назначить Братенкову В. Т., дд.мм.гггг. года рождения, уроженцу ... Республики Коми (паспорт: серия №, выдан дд.мм.гггг., № ОВД ... Республики Коми), зарегистрированному и проживающему по адресу: ..., работающему в Государственном Совете Республики Коми помщником депутата Дьячковой Е.В., за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Административное задержание Братенкова В. Т. прекратить.
Штраф перечислить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по РК (МВД по РК, л/с 04071148520)
ИНН: 1101481581
КПП: 110101001
Банк получателя: Отделение – НБ Республика Коми Банка России//УФК по Республике Коми г. Сыктывкар
БИК: 018702501
р/с. 03100643000000010700
Кор./сч. 40102810245370000074
КБК: 188 116 01 121 01 0001140
ОКТМО: 87 723 000
Идентификатор: 188 804 112 100 710 625 29
Назначение: Братенков Валерий Терентьевич за протокол № 106252 от 21.12.2021.
Предупредить Братенкова В.Т., что в случае неуплаты штрафа в течение 60 суток, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усинский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Л.В. Ларина