Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-424/2022 ~ М-31/2022 от 11.01.2022

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> край                 17 февраля 2022 года    

Кунгурский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Головковой И.Н.,

при секретаре Савченко Е.А.,                    

с участием истца Кузнецовой М.К.,

представителя ответчика Управления жилищной политики Кунгурского муниципального округа Абрамовой Н.Н.,

представителя третьего лица Территориального управления Министерства социального развития <адрес> по городскому округу «<адрес>» и Кунгурскому муниципальному району Казариной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Кузнецовой Марии Константиновны к Управлению жилищной политики Кунгурского муниципального округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

    

Кузнецова М.К. обратилась в суд с иском к Управлению жилищной политики Кунгурского муниципального округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником комнаты, жилой площадью 15 кв.м., в коммунальной <адрес> многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. В указанной комнате истец зарегистрирована и проживает совместно с детьми ФИО4 и ФИО4. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , жилой <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Семья истца включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и малоимущих граждан, сын ФИО4 имеет категорию ребенок-инвалид. Считает, что ей должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма вне очередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в связи с чем обратилась в суд с данным исковым заявлением.

В судебном заседании истец Кузнецова М.К. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, в пояснениях сослалась на доводы искового заявления.

Представитель ответчика исковые требования не признала, представила письменный отзыв, согласно которому заявленные истцом требования считает не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а соглашение о предоставлении другого жилого помещения не достигнуто.

Представитель третьего лица Территориального управления Министерства социального развития <адрес> по городскому округу «<адрес>» и Кунгурскому муниципальному району Казарина О.В. в судебном заседании исковые требования Кузнецовой М.К. поддержала, в тоже время, полагает, что истец может в рамках иных исковых требований восстановить нарушенное право.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев документы дела, суд находит требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище.

В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных правоотношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с п. 26 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Судом установлено:

Кузнецова М.К. является собственником жилого помещения – комнаты в квартире, общей площадью 22,4 кв.м. по адресу: <адрес> на основании договора дарения комнаты от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-9).

Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.131).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан собственникам помещений принять меры к отселению из жилого многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ и к сносу жилого многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.132).

При этом согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> в указанную программу не включен.

По смыслу норм действующего законодательства, на который обратил внимание судов Верховный суд РФ, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ. Таким образом, в случае невключения многоквартирного дома в региональную адресную программу, собственник жилого помещения в таком доме ограничен в выборе способа обеспечения своих жилищных прав, имеет право только на возмещение стоимости изымаемого жилого помещения и земельного участка, предоставление же другого жилого помещения возможно лишь в случае согласия на это органа местного самоуправления.

В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МКД признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам установлен срок для его сноса. Данное постановление было направлено администрацией собственникам МКД, им установлен срок для расселения до ДД.ММ.ГГГГ. и сноса МКД до ДД.ММ.ГГГГ.

В данном случае срок для исполнения собственниками действий по сносу дома не истек, в связи с чем говорить о бездействии органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, преждевременно.

Решением комиссии Управления перспективного развития территории администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова М.К. признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на общую очередь . (л.д.12,126-129).

Истец, обращаясь с иском в суд, полагает, что подлежит обеспечению жильем по договору социального найма, поскольку единственное принадлежащее ей жилое помещение является аварийным и непригодным для проживания, другого помещения для проживания не имеет, предоставленное жилье маневренного фонда не соответствует требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес> признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, однако решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.

От предложенных вариантов маневренного жилья в <адрес> истец отказалась. (л.д.40,124,125).

Доводы истца о том, что предоставленное ей жилое помещение маневренного фонда, предназначено для временного проживания, не отвечает требованиям по площади, району, благоустройствам, не свидетельствует о наличии оснований для предоставления ей жилого помещения на условиях договора социального найма вне очереди.

Положениями закона предусмотрены только минимальные нормативные требования к площади предоставляемого помещения специализированного фонда, но не обязанность муниципального образования предоставить для проживания равнозначное жилое помещение, в том числе с аналогичными условиями благоустройства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований о возложении на администрацию Кунгурского муниципального округа обязанности по предоставлению Кузнецовой М.К. во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма и отказу в их удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Марии Константиновны к Управлению жилищной политики Кунгурского муниципального округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    

Судья                                И.Н.Головкова

2-424/2022 ~ М-31/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецова Мария Константиновна
Ответчики
Управление жилищной политики Кунгурского муниципального округа
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Головкова Ирина Николаевна
Дело на странице суда
kungur--perm.sudrf.ru
11.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2022Передача материалов судье
12.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2022Подготовка дела (собеседование)
03.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2022Судебное заседание
22.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее