Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-351/2022 ~ М-27/2022 от 12.01.2022

УИД: 11RS0008-01-2022-000066-74                                                        Дело № 2-351/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сосногорск, Республика Коми                                                              20 июня 2022 года

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Попковой Е.Н.,

при секретаре Ксендзовой О.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Злобина ФИО10 к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, обязании восстановить в очереди,

установил:

Злобин А.Н. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, в котором просил признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Злобина А.Н. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании восстановить на учете.

В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ г. Злобин А.Н. проходит службу в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, является заместителем начальника отдела охраны. Следственным изолятором на состав семьи 3 человека было предоставлено неблагоустроенное жилое помещение по адресу: <адрес>, которое находилось на балансе учреждения. В связи с тем, что указанное жилое помещение являлось неблагоустроенным и ветхим, ДД.ММ.ГГГГ им был подан рапорт о постановке на учет для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представлен комплект документов. Рапорт был рассмотрен на заседании жилищно-бытовой комиссии следственного изолятора, истец поставлен на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В дальнейшем, жилищный фонд в <адрес> был передан в муниципальную собственность городского поселения «Сосногорск». Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение признано непригодным для проживания. В ДД.ММ.ГГГГ УФСИН по Республике Коми проведена проверка учетных дел граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание жилищно-бытовой комиссии, по результатам которой истец снят с учета. Комиссия пришла к выводу, что истец постановлен на учет без указания состава семьи и основания постановки, документы, подтверждающие непригодность жилого помещения для проживания, либо документы, подтверждающие не соответствие жилья установленным санитарным нормам и техническим требованиям, в деле отсутствуют.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УФСИН России по Республике Коми, администрация МР «Сосногорск».

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и третьего лица УФСИН России по Республике Коми в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзывах на иск.

Третье лицо администрация МР «Сосногорск» будучи надлежаще извещенным, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 40, 46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилье. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были установлены в ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно п. 1 и 2 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного. Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям

Такая же норма содержалась в подп. «а» и «б» п. 7 Примерных правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 N 335.

Из пункта 8 Указа Главы РК от 27.05.1999 N 190 «О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми» (далее – Указ Главы РК от 27.05.1999 N 190), утратившего силу 10.06.2005, следует, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, независимо от вида жилищного фонда - 7 и менее квадратных метров; б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным нормам и техническим требованиям.

В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введении его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, определены в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 1 марта 2005 г. могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Из материалов дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит в службу в уголовно-исполнительной системе.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи: жена ФИО5 и дочь ФИО6

Согласно выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии следственного изолятора УИН Минюста России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ, в комиссию ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от Злобина А.Н., техника группы ИТО, связи и вооружения отдела охраны следственного изолятора № 2 УФСИН Минюста России по Республике Коми с обращением о постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Злобин А.В. проходит службу в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ. проживает по адресу: <адрес>, жилье неблагоустроенное, водопровод и канализация отсутствует. По результатам рассмотрения заявления Злобин А.Н. поставлен на учет жилищно-бытовой комиссией следственного изолятора, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Республике Коми проведена проверка дел граждан, состоящих на учете в улучшении жилищных условий (поставленных до 01.03.2015). В ходе проверки установлено, что Злобин А.Н. поставлен на учет без указания состава семьи и основания постановки. Имеющаяся площадь на каждого члена семьи составляла более 7 кв.м. жилой площади, что превышало учетную норму для постановки на жилищной учет (нарушение подп. «а» п. 8 Указа). Документы, подтверждающие непригодность жилого помещения для проживания, либо документы, подтверждающие несоответствие жилья установленным санитарным нормам и техническим требованиям в деле отсутствуют.

Из выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Злобин А.Н. снят с жилищного учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что справка о составе семьи комиссии была предоставлена. Поскольку жильё было ведомственным, технический паспорт на дом находился в следственном изоляторе, запрашивать документы, подтверждающие, что жилое помещение с печным отоплением и удобствами (туалет) на улице является неблагоустроенным, не соответствует санитарным нормам и техническим требованиям, не было необходимости, данные документы у истца не запрашивали.

Доводы истца о том, что спорное жилое помещение являлось ведомственным жильем и находилось на балансе учреждения, стороной ответчика не оспаривалось. Какая-либо техническая документация на дом по запросу суда ответчиком не представлена.

Установлено, что на основании распоряжения Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ -р и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение включено в реестр муниципальной собственности МО ГП «Сосногорск».

На сновании заключения Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помещение по адресу <адрес>, введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ г., отопление печное, туалет на улице, водоснабжение – водоразборная колонка.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно п. 17, 18 Указа Главы РК от 27.05.1999 N 190 заявления граждан о постановке на учет для улучшения жилищных условий рассматриваются в организациях - комиссией с составлением акта проверки жилищных условий по форме согласно приложению N 2. Комиссия вносит предложения о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет органу местного самоуправления или администрации и выборному органу организации. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы - совместным решением администрации и выборного органа. О принятом решении гражданам сообщается в письменной форме.

Таким образом, в данном случае проверка жилищных условий Злобина А.Н. при принятии решения о постановке на учет, в том числе составления акта жилищных условий была возложена на ЖБК и администрацию следственного изолятора. В нарушении ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств направления истцу извещения о предоставлении документов, подтверждающих его право на получение жилья, в частности, необходимости предоставления справки о составе семьи и документов, подтверждающих несоответствие жилья установленным санитарным нормам и техническим требованиям.

Из материалов учетного дела следует, что при подаче заявления в ЖБК Злобин приложил справку о составе семьи, что подтверждается его заявлением. В дальнейшем Злобин А.Н. неоднократно представлял справки о составе семьи при прохождении перерегистрации. В материалах учетного дела также имеется акт жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому семья Злобина А.Н. проживает в неблагоустроенной квартире, общей площадью 40,9 кв.м., жилой – 28,7 кв.м. Дом оборудован: электроснабжение, канализация – выгребная яма, отопление – печное.

Согласно п.п. 19, 21 23. 27 Указа Главы РК от 27.05.1999 N 190 копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений в организациях, ежегодно передаются в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения администрацией и выборным органом организации, если в них включены граждане с нарушением правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Органы местного самоуправления, организации не реже одного раза в три года, с 1 января, проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий. Организации не позднее 15 апреля направляют уточненные списки в орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления, организации в ходе перерегистрации уточняют изменения в жилищных условиях граждан, состоящих на учете, а также другие обстоятельства, характеризующие нуждаемость в улучшении жилищных условий, и снимают их с учета в случаях:

- улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет 9 и более квадратных метров и отпали другие основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий;

- выявления в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

- прекращения трудовых отношений с организацией, если они стоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает в этой организации, кроме случаев увольнения в связи с выходом на пенсию, по сокращению численности или штата в течение двух лет после увольнения в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), а также переходом на выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления;

- выезда на другое постоянное место жительства;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, носило исключительный характер и вышеприведенный перечень оснований для снятия с учета являлся исчерпывающим, а принятый на учет сохраняет право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо возникновения прямо указанных в вышеприведенных правовых актах обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета.

Из содержания выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии следственного изолятора от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Злобин А.Н. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживающий в неблагоустроенном жилье.

В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки на учет, проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, являлось самостоятельным основанием к признанию гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Поскольку в силу действовавшего законодательства обязанность по надлежащей проверке жилищных условий при постановке на учет и оформления необходимых документов была возложена на ЖБК и администрацию следственного изолятора, права Злобина А.Н. не могут быть поставлены в зависимость от неисполнения указанными лицами данных обязательств.

Документов, подтверждающих обеспеченность истца жилым помещением, материалы дела не содержат. Факт не соответствия жилья установленным санитарным нормам и техническим требованиям подтверждается материалами дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий у ответчика не имелось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

    Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

    решил:

    признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Злобина ФИО11 с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

    Обязать жилищно-бытовую комиссию ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми восстановить Злобина ФИО12 на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с очередностью на момент снятия с учета.

    Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                           Е.Н. Попкова

    Решение в окончательной форме принято 05 июля 2022 года.

Копия верна                                                                                Е.Н. Попкова

2-351/2022 ~ М-27/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Злобин Алексей Николаевич
Ответчики
ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по РК
Другие
УФСИН России по Республике Коми
АМР «Сосногорск»
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Попкова Е.Н.
Дело на странице суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
12.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2022Передача материалов судье
19.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2022Судебное заседание
28.04.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2022Дело оформлено
18.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее