Дело № 2-30/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Эвенск «19» февраля 2014 года
Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Яруллиной Н.М.,
с участием помощника прокурора Северо-Эвенского района Шипшиной Н. А.,
представителя третьего лица – УМП «Комэнерго» п. Эвенск Збарской Л.П.,
при секретаре Осокиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северо-Эвенского районного суда в п. Эвенск по ул. Победы, д. 19, дело по иску прокурора Северо-Эвенского района к администрации муниципального образования «посёлок Эвенск» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определённых действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Северо-Эвенского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «посёлок Эвенск» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определённых действий, указывая следующее.
Прокуратурой Северо-Эвенского района была проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и благоустройстве на территории п. Эвенск, в результате которой выявлено несоблюдение требований при обращении с отходами потребления: на территории п. Эвенск не организован надлежащим образом процесс сбора бытовых отходов, не оборудованы в установленном порядке контейнерные площадки, не имеется специальной техники.
В связи с ненадлежащей организацией сбора бытовых отходов нарушаются права и интересы неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, создаются опасность возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, благоприятные условия для размножения и жизнедеятельности грызунов и бродячих собак, ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «посёлок Эвенск», выразившееся в ненадлежащей организации сбора бытовых отходов и мусора; обязать администрацию муниципального образования «посёлок Эвенск» организовать и обеспечить в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, обустройство на территории муниципального образования «п. Эвенск» контейнерных площадок с бетонным или асфальтовым покрытием, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений в срок до 31.12.2014г.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о его времени и месте уведомлен надлежащим образом, дело просит рассмотреть в отсутствие его представителя.
С учётом положений ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и мнения помощника прокурора, представителя третьего лица, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования с учётом их уточнения поддержала в полном объёме по изложенным в нём доводам. Также пояснила, что в связи с тем, что количество контейнерных площадок для сбора бытовых отходов и мусора действующим законодательством не регламентировано, при расчёте их количества следует руководствоваться положениями вышеназванных СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10 и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, в частности, соблюдать нормы расстояния данных площадок от жилых домов. Места размещения контейнерных площадок также должны быть определены ответчиком.
Представитель третьего лица Збарская Л.П. пояснила, что необходимое количество контейнерных площадок и место их расположения определяются администрацией п. Эвенск. Против удовлетворения иска прокурора не возражала.
Свидетель ФИО6 пояснила, что она работает в администрации п. Эвенск в должности начальника финансового отдела. Бюджет МО «п. Эвенск» является дотационным и формируется, в основном, за счёт дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, поступающих из администрации Северо-Эвенского района и областного бюджета. Согласно смете, составленной районным архитектором, обустройство 5 контейнерных площадок обойдётся в 453082 рубля, то есть одна площадка – в 90616, 40 рублей. Решением Собрания представителей в 2010г. определено количество таких площадок на территории п. Эвенск аналогично распоряжению главы администрации от 2009г. – 9 площадок. Следовательно, на их обустройство потребуется порядка 815000 рублей. При этом на благоустройство посёлка в бюджете заложено 1976000 рублей, из которых будет израсходовано: на уличное освещение – более 500000 рублей, на озеленение – более 100000 рублей, на вывоз бытового мусора – более 650000 рублей. При названной стоимости обустройства контейнерных площадок уложиться в общую сумму невозможно, поэтому потребуются дополнительные финансовые поступления из районного и областного бюджета. Однако поступление данных дотаций проблематично, поскольку организация сбора мусора относится к вопросам местного значения администрации п. Эвенск. 2014г. объявлен «годом благоустройства», в связи с чем администрация п. Эвенск направляла в администрацию Магаданской области заявку на проведение работ по благоустройству посёлка, работы по обустройству контейнерных площадок в заявке не указывались. Данная заявка носит предположительный характер и ответа по ней из областной администрации на сегодняшний день не поступало.
Заслушав прокурора, представителя третьего лица, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 21, ч. 3 ст. 39 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств; содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц.
Пунктами 1.1, 1.2, 2.2.1 СанПиН 42-128-4960-88 установлено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Санитарных правил. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание бытовых отходов, хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Преамбулой к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 (далее – Правила) установлено, что данные Правила являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления.
Пунктом 3.7.4 Правил установлено, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Данное положение также закреплено в п. 17 ч. 1 ст. 6 Устава МО п. Эвенск.
Данные положения корреспондируют нормам ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением администрации п. Эвенск от 16.03.2009г. № 33-р в соответствии с Уставом МО п. Эвенск в целях благоустройства территории МО п. Эвенск закреплены участки сбора ТБО.
Согласно справкам по итогам проверки от 17.01.2014г., проведённой прокурором Северо-Эвенского района Оганесяном А. В., по адресам: п. Эвенск с южной стороны дома № 14 по ул. Мира, с северной стороны дома № 11 по ул. Гоголя, с северной стороны дома № 20 по ул. Пушкина, с восточной стороны дома № 10 по ул. М. Амамич, с восточной стороны дома № 26 по ул. Гоголя, с северной стороны дома № 1 по ул. Геологов, с западной стороны дома № 11 по ул. М. Амамич специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелёными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющие подъездной путь для автотранспорта, не оборудованы. Стандартные металлические контейнеры для сбора твёрдых бытовых отходов в благоустроенном жилищном фонде не применяются. Площадки для установки контейнеров удалены от жилого фонда на расстояние менее 20 метров. Размеры площадок не рассчитаны на установку необходимого числа контейнеров. в п. Эвенск не соответствуют требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 3.7.4 вышеназванных Правил, п.,п. 2.2.2, 2.2.3 СанПиН 42-128-4960-88.
Указанные сведения в полной мере подтверждаются прилагаемыми к названным актам фото-таблицами.
Из п., п. 1.1,1.2,1.3 Устава УМП «Комэнерго» следует, что данное предприятие является коммерческой организацией, юридическим лицом, находится в собственности городского поселения «п. Эвенск», его учредителем является администрация МО «п. Эвенск».
Распоряжением администрации п. Эвенск от 16.01.2014г. № 04-ра в Устав УМП «Комэнерго» внесены изменения, согласно которым к предмету деятельности предприятия отнесены также сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «п. Эвенск» (п.п. 10). При этом согласно п. 2 названного распоряжения действие п.п. 10 Устава вступает в силу со дня передачи предприятию учредителем на праве хозяйственного ведения специализированной техники – мусоровоза.
Из сообщений УМП «Комэнерго» от 04.02.2014г. и 05.02.2014г. следует, что вышеназванные изменения в Устав регистрацию не проходили, администрацией п. Эвенск передача специализированной техники – мусоровоза не осуществлялась.
В письме от 14.02.2014г. третье лицо указывает, что названные изменения противоречат целям предприятия, поскольку последнее не занимается оказанием жилищных услуг, в том числе, сбором и вывозом бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 20 ФЗ от 14.11.2002г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) собственник имущества унитарного предприятия вносит изменения в его Устав.
В соответствии со ст. 9 Закона № 161-ФЗ изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 10 данного Закона. Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Согласно ст. 10 Закона № 161-ФЗ для государственной регистрации изменений в Устав унитарного предприятия в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, предоставляются решение органа местного самоуправления.
Между тем ответчиком и третьим лицом сведений о государственной регистрации названных изменений в Устав УМП «Комэнерго», равно как и о передаче учредителем данному предприятию на праве хозяйственного ведения специализированной техники – мусоровоза суду не предоставлено.
Названные обстоятельства в совокупности с вышеприведёнными доказательствами не опровергают того факта, что надлежащим ответчиком по данному иску является именно администрация МО «п. Эвенск», поскольку на данный муниципальный орган вышеуказанными нормативными актами и положениями Устава МО «п. Эвенск» возложена обязанность по организации сбора бытовых отходов и мусора на территории п. Эвенск.
УМП «Комэнерго» в силу приведённого выше п.п. 10 Устава (изменений в Устав) данного предприятия управомочено осуществлять лишь непосредственный сбор бытовых отходов и мусора при соблюдении ответчиком условия о передаче специализированной техники – мусоровоза, которое на момент рассмотрения дела не выполнено, равно как не вступили в законную силу данные изменения в Устав УМП «Комэнерго» по вышеназванным основаниям.
Следует отметить, что п. 2.1 Устава УМП «Комэнерго» установлено, что предприятие создано в целях исполнения полномочий, предусмотренных п.п.4, п.п.10 п. 1 ст. 6 Устава МО «п. Эвенск».
Из п.п.4, п.п.10 п. 1 ст. 6 Устава МО «п. Эвенск» следует, что к вопросам местного значения МО «п. Эвенск» относятся, помимо прочих, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Таким образом, цели и предмет деятельности УМП «Комэнерго», установленные п., п. 2.1, 2.2. его Устава, определяются исходя из вышеназванных вопросов местного значения МО «п. Эвенск».
Между тем, такой вопрос местного значения, как организация сбора бытовых отходов и мусора, предусмотренный п.п. 17 ч. 1 ст. 6 Устава МО «п. Эвенск», в качестве основания для возложения такого предмета деятельности, как непосредственный сбор мусора на УМП «Комэнерго» ни п. 2.1 Устава последнего, ни распоряжением администрации МО «п. Эвенск» от 16.01.2014г. № 04-ра не предусмотрен.
В своём ходатайстве от 07.02.2014г. ответчик указал, что в соответствии с п.п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4960-88 размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Рассматривая названный довод, суд приходит к следующему.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10, устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, положения которых не содержат названного требования. Положения СаНПиН 42-128-4690-88 подлежат применению в части не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.
При этом согласно письму Территориального отдела Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Магаданской области в Северо-Эвенском районе от 11.02.2014г. представленным данным органом по запросу суда, СанПиН 42-128-4690-88 утверждены Министерством здравоохранения СССР и являются подзаконным нормативным актом.
Согласно абзацу второму постановления Госкомсанэпиднадзора РСФСР от 6 февраля 1992 г. N 1 «О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения» на территории России действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим Министерством здравоохранения СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст.3 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.22) в настоящее время не требует наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии порядка, условий и способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления санитарным правилам. Требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии порядка, условий и способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления санитарным правилам отменил Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» не требует наличия каких-либо разрешительных документов (заключений, согласований и т.п.) для сбора, транспортировки, хранения отходов производства и потребления. Таким образом, требования абз.2 п.2.2.3, абз.2 п.2.4.6 СанПиН 42-128-4690-88 о необходимости согласования с районными санэпидстанциями (учреждениями санитарно-эпидемиологической службы) размещения мест временного хранения отходов, в т.ч. пищевых, особенно на жилой территории, противоречат ныне действующему санитарному законодательству Российской Федерации и не могут применятся. В соответствии с изложенным выше, распоряжение администрации пос. Эвенск от 16.03.2009г. №33 «О закреплении мест установки мусорных ящиков для сбора населением твердых бытовых отходов» не согласовано и не могло быть согласовано территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Северо-Эвенском районе.
Из сообщения филиала «Центра гигиены и эпидемиологии Магаданской области» в Северо-Эвенском районе от 12.02.2014г. следует, что на территории района отсутствует санэпидстанция, в связи с чем распоряжение администрации п. Эвенск от 16.03.2009г. № 33 не проходило данного согласования. Данные вопросы могут рассматриваться путём выдачи филиалом ФБУЗ экспертных заключений.
Согласно сообщению главного специалиста отдела архитектуры и строительства администрации Северо-Эвенского района от 10.02.2014г. распоряжение администрации п. Эвенск от 16.03.2009г. № 33 согласования с названным отделом не проходило.
Таким образом, для определения мест размещения сбора бытовых отходов и мусора не требуется его обязательного согласования с районным архитектором и районной санэпидстанцией как непременного условия обустройства контейнерных площадок для сбора бытовых отходов и мусора.
Исследованными в судебном заседании доказательствами в полной мере подтверждается тот факт, что на момент проверки – 17.01.2014г. контейнерные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений на территории МО «п. Эвенск» отсутствовали, как отсутствовали и какие-либо иные организованные участки и ёмкости для сбора бытовых отходов и мусора.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиком законных мер к организации сбора бытовых отходов и мусора в виде обустройства контейнерных площадок для сбора данных отходов, администрацией п. Эвенск не предоставлено и в судебном заседании таковых не установлено.
В ходатайстве от 04.02.2014г. ответчик просит установить срок исполнения не менее 2 лет в связи с большим уровнем дотационности бюджета.
Рассматривая данное ходатайство, суд исходит из положений ст. 2, ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, согласно которым задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Решение суда должно быть законным и обоснованным.
Исходя из названных норм, с учётом обстоятельств данного дела, суд полагает, что установление срока исполнения настоящего решения не менее двух лет приведёт к длительному нарушению прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, поставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения п. Эвенск.
Бездействие ответчика в виде ненадлежащей организации сбора бытовых отходов и мусора является нарушением вышеприведённых п., п. 1.1, 1.2 СанПиН 42-128-4960-88, в частности, нарушением организации рациональной системы сбора твердых бытовых отходов, СанПиН 2.1.2.2645-10, а также п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, по обустройству специальных контейнерных площадок для сбора бытовых отходов и мусора.
В связи с изложенным суд полагает, что заявленные прокурором в иске требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик от уплаты государственной пошлины освобождён.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «посёлок Эвенск», выразившееся в ненадлежащей организации сбора бытовых отходов и мусора.
Возложить на администрацию муниципального образования «посёлок Эвенск» обязанность организовать и обеспечить в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, обустройство на территории муниципального образования «п. Эвенск» контейнерных площадок с бетонным или асфальтовым покрытием, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений в срок до 31.12.2014г.
Настоящее решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 21.02.2014г. с подачей апелляционной жалобы через Северо-Эвенский районный суд.
Судья Н. М. Яруллина