Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2477/2021 ~ М-2425/2021 от 07.07.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2021 года     

Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.

при секретаре Пудиковой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2477/2021 по иску прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению городского округа Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений», Администрации г.о. Сызрань о понуждении к обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Сызрани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МКУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений», Администрации г.о. Сызрань с вышеназванным иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, ссылаясь на то, что Прокуратурой города Сызрани Самарской области проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства, законодательства о противодействии экстремизму на объекте ГБОУ СО СОШ № 3 г.о. Сызрань.

В соответствии п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно ч. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства России от 02.08.2019 №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования № 1006).

В соответствии с п. 24 Требований № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к любой категории опасности, осуществляются мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

В силу п. 20 Требований №1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях), исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.

На основании п. 5 Требований №1006 ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Между образовательными учреждениями г.о. Сызрань, подчиненными Западному управлению министерства образования и науки Самарской области (далее - Школы), в том числе ГБОУ СО СОШ № 3 г.о. Сызрань, и МКУ «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. Сызрань в 2016 году подписаны соглашения о передаче муниципального имущества (зданий Школ и прилегающих к ним территорий) в пользование государственных образовательных учреждений.

В силу п. 3.1.5 и 3.1.8 типового соглашения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключённого между МКУ «СЭЗиС» г.о. Сызрань и Школами, в обязанности МКУ «СЭЗиС» г.о. Сызрань входит обеспечение текущего ремонта и содержания имущества, а также прилегающей территории в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности.

В связи с вооруженным нападением <дата> на образовательное учреждение в <адрес> и массовой гибелью граждан прокуратурой города проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных учреждений г.о. Сызрань.

Согласно информации МУ МВД России «Сызранское» от <дата>

за № *** на объектах ГБОУ СО СОШ №№ 3, 33, а также ГБОУ СО Лицей г.о. Сызрань, ГБПОУ СПО «СМГК» отсутствуют ограждения/ограждения находятся в ветхом состоянии, имеются пролазы в ограждениях образовательных учреждений.

Таким образом, в нарушение п. 20, 24 Требований № 1006 на объекте ГБОУ СО СОШ № 3 г.о. Сызрань не обеспечено ограничение доступа посторонних лиц на объект, в связи с повреждением внешнего ограждения Школы.

Полагает, что нарушение целостности ограждения Школы свидетельствует о нарушении требований ст. 17 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара.

В связи с чем, прокурор г. Сызрани обратился в суд с данным иском и просит обязать МКУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного объекта путем восстановления внешнего ограждения школы, а именно: 4 пролетов со стороны лесопарковой зоны (лесополосы) по <адрес> пролетов с боковой стороны здания, напротив домов по проспекту <адрес> пролетов с боковой стороны по проспекту <адрес>

    Обязать Администрацию г.о. Сызрань обеспечить финансирование МКУ «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. Сызрань в целях устранения недостатков антитеррористической защищенности образовательного объекта ГБОУ СО СОШ № 3 г.о. Сызрань путем восстановления внешнего ограждения Школы, а именно: 4 пролетов со стороны лесопарковой зоны (лесополосы) по проспекту <адрес> с боковой стороны здания, напротив домов <адрес> пролетов с боковой стороны по проспекту <адрес>.

    В судебном заседании старший помощник прокурора г.Сызрани Самарской области ФИО3 исковые требования с учетом уточнений поддержала, привела доводы, изложенные выше.

В судебном заседании представитель ответчика - МКУ «СЭЗиС» по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указала, что пунктом 3.1.5. договора № *** от <дата> на МКУ «СЭЗиС» возложена обязанность по обеспечению текущего ремонта и содержания имущества в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности. Что так же подтверждается дополнительным соглашением от <дата> к договору № *** от <дата> о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУ «СЭЗиС» «поддерживать имущество в исправном состоянии, содержать и оборудовать муниципальное имущество в соответствии с техническими, санитарными, противопожарными и иными установленными действующим законодательством требованиями, в части касающейся текущего ремонта, своевременно принимать необходимые меры, направленные на соблюдение указанных требований за счет бюджетных средств, выделяемых на указанные цели».

Здание ГБОУ СОШ №3 введено в эксплуатацию в 1970 году часть ограждений находятся в неудовлетворительном состоянии (отсутствует секции, ветхий и гнилой металл). Процент износа ограждений на сегодняшний день составляет более 50%, что требует проведение капитального ремонта.

Согласно Ведомственным строительным нормам 58-88 (р), утвержденным Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству Приказом от <дата> № *** текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей. Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

На МКУ «СЭЗиС» обязанность по проведению капитального ремонта возложена пунктом 3.1.6. договора № *** от <дата> только в части подачи заявок на проведение капитального ремонта в орган Администрации городского округа Сызрань, уполномоченный на проведение капитального ремонта.

МКУ «СЭЗиС» направлено письмо в адрес Заместителя Главы городского округа Сызрань - руководителю Комитета по строительству и архитектуре с просьбой рассмотреть возможность устранения нарушений антитеррористической защищенности, а именно произвести замену (устройство) внешних ограждений территорий ГБОУ (письмо прилагается исх. № ***/и от <дата>) Ответа на него не последовало.

Несмотря на направленную заявку в Комитет по строительству и архитектуре городского округа Сызрань, МКУ «СЭЗиС» при формировании бюджета включает мероприятия направленные на устранение нарушений антитеррористической защищенности.

В лист ожидания на 2021 год внесены, в том числе и статья расходов на выполнение мероприятий по текущему ремонту зданий и помещений ГБОУ в соответствии с предписаниями надзорных органов и т.д. в сумме 448 807,90 руб. (п. 37 листа ожидания). До настоящего времени денежные средства не выделены.

В предыдущие годы МКУ «СЭЗиС» также запрашивались средства на устранение нарушений антитеррористической защищенности, запрашиваемые средства также выделялись с определенным дефицитом. МКУ «СЭЗиС», по мере поступления средств из бюджета городского округа Сызрань, частично устраняются нарушения антитеррористической защищенности.

Также на Заместителя Главы г.о. Сызрань по городскому хозяйству, руководителя Комитета ЖКХ направлено письмо о выделении дополнительного финансирования на текущий ремонт внешних ограждений территорий ГБОУ и СП на сумму 30 135 334,22 руб. По данному письму Комитетом жилищно-коммунального хозяйства направлено письмо в адрес и.о. Главы городского округа Сызрань на выделение дополнительных финансовых средств МКУ «СЭЗиС» на проведение ремонта ограждений в размере 30 135 334,22 руб.

МКУ «СЭЗиС» является некоммерческой организацией, по своей организационно-правовой форме является казенным учреждением и действует в полном соответствии с законами, нормативно-правовыми актами РФ, Самарской области и городского округа Сызрань и Уставом. Учредителем МКУ «СЭЗиС» является Муниципальное образование - городской округ Сызрань, в лице Администрации городского округа Сызрань. Координацию и регулирование деятельности МКУ «СЭЗиС» осуществляет Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области в ведомственном подчинении которого находится МКУ «СЭЗиС». Учредитель осуществляет финансовое обеспечение деятельности МКУ «СЭЗиС» в виде бюджетных ассигнований (субсидий) из средств бюджета городского округа Сызрань. МКУ «СЭЗиС» работает в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной на основании выделенных лимитов бюджетных ассигнований из бюджета городского округа Сызрань. У МКУ «СЭЗиС» отсутствуют собственные денежные средства на оплату расходов по устранению нарушений антитеррористической защищенности.

Между МКУ «СЭЗиС» и ГБОУ СОШ №3 заключен договор на безвозмездное пользование муниципальным имуществом, согласно п.3.2.5 Ссудополучатель обязуется обеспечить сохранность переданного ему имущества. Какие либо меры по сохранности имущества Ссудополучатель не предпринял.

В соответствии с пунктам 2.2.3., 2.2.4. договора № *** от <дата> ГБОУ СОШ № 3 имеет право участвовать в финансировании работ по текущему и капитальному ремонту имущества, устранению нарушений требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также производить улучшения имущества, неотделимые без вреда от имущества, которым временно пользуется, в том числе производить переустройство, перепланировку либо иные изменения, затрагивающие конструкцию имущества. За время пользования имуществом ГБОУ СОШ № 3 не предприняло мер по устранению данных нарушений путем подачи заявок на выделение субсидий из регионального бюджета по государственной программе Самарской области «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области до 2025 года» на устранение нарушений антитеррористической безопасности, в т.ч. в связи с предписаниями контролирующих органов. Указал, что МКУ «СЭЗиС» были предприняты все зависящие от него меры по устранению нарушений законодательства.

В судебном заседании представитель ответчика – Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО5 исковые требования Прокурора г. Сызрань не признала, пояснила, что между МКУ «СЭЗиС» и ГБОУ СОШ №3 заключен договор на безвозмездное пользование муниципальным имуществом. Согласно п. 5.2.5 указанного договора, Ссудополучатель обязуется обеспечить сохранность переданного ему имущества. Указала, что какие-либо меры по сохранности имущества Ссудополучатель не предпринял.

В судебном заседании представитель третьего лица - ГБОУ СОШ №3 по доверенности ФИО6, исковые требования Прокурора г. Сызрани полагает законными и обоснованными, представила письменный отзыв, на исковое заявление, в котором указала, что требования прокурора к ответчикам основаны на ст. 5 Федерального закона от <дата> № ***-Ф3 «О противодействии терроризму», который определяет принципы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление) определены требования по оснащению образовательных организаций техническими средствами антитеррористической безопасности.

Постановлением возложен контроль за реализацию антитеррористических мероприятий на правообладателя.

В связи с тем, что образовательный процесс в образовательных учреждениях городского округа Сызрань организован в зданиях, являющимися муниципальной собственностью, переданных объектам образования в безвозмездное пользование, обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, в том числе обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности, возложена на муниципальные органы.

В соответствии с п.2.2 Соглашения заключенного между Правительством Самарской области и администрацией городского округа Сызрань Самарской области о взаимодействии в области образования (далее - соглашение) от <дата> органы местного самоуправления городского округа Сызрань Самарской области обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям Самарской области, и контролирует его использование.

В контексте данного соглашения под пригодными зданиями и сооружениями подразумеваются объекты, удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной, антитеррористической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия.

Согласно договору о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключенному между Муниципальным казенным учреждением городского округа Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» и школой, передаваемое имущество является собственностью городского округа Сызрань Самарской области и принадлежит МКУ «СЭЗиС» на праве оперативного управления. МКУ «СЭЗиС» несет расходы по капитальному и текущему ремонту объекта образования, а также обеспечению пожарной безопасности и выполнению санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст.296 ГК РФ Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с Уставом, утверждённым постановлением Администрации г.о.Сызрань от <дата> № ***, МКУ «СЭЗиС» финансируется за счет средств бюджета городского округа Сызрань в соответствии с бюджетной сметой.

Предмет деятельности МКУ «СЭЗиС» включает в себя систему мероприятий, направленных на обеспечение содержания и текущего ремонта зданий и сооружений муниципального имущества с соблюдением противопожарных и санитарно-гигиенических норм, мероприятия по хозяйственному и транспортному обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления, а также мероприятия, направленные на совершенствование условий пребывания детей в государственных бюджетных образовательных учреждениях на территории муниципального образования городской округ Сызрань.

Для достижения установленных целей МКУ «СЭЗиС» осуществляет основные виды деятельности, в том числе организация работ по совершенствованию условий пребывания детей в государственных бюджетных образовательных учреждениях на территории муниципального образования городской округ Сызрань, в части приобретения необходимого инвентаря, оборудования, мебели.

Между ГБОУ, расположенными на территории г.о.Сызрань и МКУ «СЭЗиС» заключены договора от <дата> о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.

Согласно п. 3.1. договора МКУ «СЭЗиС» обязан:

нести расходы по содержанию переданного имущества, в том числе расходы по его капитальному и текущему ремонту;

обеспечить ремонт и содержание имущества в соответствии с требованиями    санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности;

осуществлять обустройство территории, прилегающей к зданиям;

осуществлять ремонт и содержание движимого имущества.

Таким образом, обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет, за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором. Именно собственник обязан нести все расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности. Полагает, что подписав настоящий договор, МКУ «СЭЗиС» приняло на себя обязательства по содержанию имущества.

Со своей стороны Школой были предприняты необходимые действия по предотвращению нарушений законодательства:

разработан, согласован и утвержден Паспорт безопасности ГБОУ СОШ № 3 г. Сызрани (февраль 2020 г.); издан приказ «Об обеспечении проведения мероприятий антитеррористической защищенности персонала и объектов» № *** от <дата>; утверждено положение о пропускном и внутри-объектовом режимах(от <дата>); издан приказ «Об организации охраны, пропускного и внутри объектового режимов работы в зданиях и на территории ГБОУ СОШ № 3 г. Сызрани» № *** от <дата>; в школе установлена система видеонаблюдения; система наружного освещения.

Все светильники в рабочем состоянии. Прямые указания со стороны законодательства РФ на установку источников бесперебойного питания для освещения по периметру здания отсутствуют;

Школа проводит профилактические мероприятия в области противодействия терроризму и иных возможных криминальных проявлений. Охрана учреждения осуществляется сторожами, состоящими в трудовых правоотношениях со школой. Школа проводит в начале учебного года, а далее по утверждённому графику (не реже двух раз в год) практические тренировки с воспитанниками, учащимися, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации людей в случаях чрезвычайных ситуаций; проводит воспитательную работу с участниками образовательных отношений и обслуживающим персоналом; обеспечивает строжайшее соблюдение правил внутреннего распорядка, пропускного режима; осуществляет регулярный обход в ночное время в зданиях и на прилегающих территориях; организует (в начале учебного года, а далее - по полугодиям) совместно со специалистами служб, обеспечивающих безопасность, практические занятия в учреждении по вопросам обучения администрации, обслуживающего персонала, воспитанников и учащихся навыкам действия в чрезвычайных ситуациях.

Полагает, что требования прокурора о понуждении МКУ «СЭЗиС» к обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования законны. Кроме того, указала, что в соответствии со ст. 11 Постановления №1006 комиссия по определению категорированию объекта определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

В судебном заседании представитель третьего лица – Западного управления Министерства образования и науки Самарской области по доверенности ФИО7 не возражала против исковых требований Прокурора г. Сызрани, в письменном отзыве на исковое заявление указала, что Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № *** «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление) определены требования по оснащению образовательных организаций техническими средствами антитеррористической безопасности.

Постановлением возложен контроль за реализацию антитеррористических мероприятий на правообладателя.

В связи с тем, что образовательный процесс в образовательных учреждениях городского округа Сызрань организован в зданиях, являющимися муниципальной собственностью, переданных объектам образования в безвозмездное пользование, обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, в том числе обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности, возложена на муниципальные органы.

В соответствии с п. 2.2 Соглашения заключенного между Правительством Самарской области и администрацией городского округа Сызрань Самарской области о взаимодействии в области образования от <дата> органы местного самоуправления городского округа Сызрань Самарской области обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям Самарской области, и контролирует его использование.

В контексте данного соглашения под пригодными зданиями и сооружениями подразумеваются объекты, удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной, антитеррористической безопасности и санитарно- эпидемиологического благополучия.

Согласно договору о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключенному между Муниципальным казенным учреждением городского округа Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» и школой, передаваемое имущество является собственностью городского округа Сызрань Самарской области и принадлежит МКУ «СЭЗиС» на праве оперативного управления. МКУ «СЭЗиС» несет расходы по капитальному и текущему ремонту объекта образования, а также обеспечению пожарной безопасности и выполнению санитарно-эпидемиологического законодательства.

Таким образом, обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет, за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором. Именно собственник обязан нести все расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности. Таким образом, подписав настоящий договор, МКУ «СЭЗиС» приняло на себя обязательства по содержанию имущества.

В соответствии с Уставом, утверждённым постановлением Администрации г.о.Сызрань от <дата> № ***, МКУ «СЭЗиС» финансируется за счет средств бюджета городского округа Сызрань в соответствии с бюджетной сметой.

Предмет деятельности МКУ «СЭЗиС» включает в себя систему мероприятий, направленных на обеспечение содержания и текущего ремонта зданий и сооружений муниципального имущества с соблюдением противопожарных и санитарно- гигиенических норм, мероприятия по хозяйственному и транспортному обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления, а также мероприятия, направленные на совершенствование условий пребывания детей в государственных бюджетных образовательных учреждениях на территории муниципального образования городской округ Сызрань.

Для достижения установленных целей МКУ «СЭЗиС» осуществляет основные виды деятельности, в том числе организация работ по совершенствованию условий пребывания детей в государственных бюджетных образовательных учреждениях на территории муниципального образования городской округ Сызрань, в части приобретения необходимого инвентаря, оборудования, мебели.

Между ГБОУ, расположенными на территории г.о.Сызрань и МКУ «СЭЗиС» заключены договора от <дата> о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.

Согласно п. 3.1. договора МКУ «СЭЗиС» обязан: нести расходы по содержанию переданного имущества, в том числе расходы по его капитальному и текущему ремонту; обеспечить ремонт и содержание имущества в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности; осуществлять обустройство территории, прилегающей к зданиям; осуществлять ремонт и содержание движимого имущества.

Школа проводит профилактические мероприятия в области противодействия терроризму и иных возможных криминальных проявлений. Охрана учреждения осуществляется сторожами, состоящими в трудовых правоотношениях со школой. Школа проводит в начале учебного года, а далее по утверждённому графику (не реже двух раз в год) практические тренировки с воспитанниками, учащимися, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации людей в случаях чрезвычайных ситуаций; проводит воспитательную работу с участниками образовательных отношений и обслуживающим персоналом; обеспечивает строжайшее соблюдение правил внутреннего распорядка, пропускного режима; осуществляет регулярный обход в ночное время в зданиях и на прилегающих территориях; организует (в начале учебного года, а далее - по полугодиям) совместно со специалистами служб, обеспечивающих безопасность, практические занятия в учреждении по вопросам обучения администрации, обслуживающего персонала, воспитанников и учащихся навыкам действия в чрезвычайных ситуациях.

    Суд, заслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав письменные доказательства, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

     В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    Согласно ст.ст.20,41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

    Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

     В соответствии с п.п.1,7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

     Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    В соответствии со ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: 1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; 2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; 3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

    На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    В силу п.п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

    Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательном учреждении.

     К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

     Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

    Согласно п. 7 утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).

     В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения

     Во исполнение п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования № 1006).

     Согласно п. 2 Требований № 1006 для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

В силу п. 4 Требований №1006 перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются:

- Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций;

- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.

    На основании п. 5 Требований № 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

    Согласно п. 24 Требований № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к любой категории опасности, осуществляется, в том числе, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).

    Согласно п. 20 Требований № 1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается в том числе посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.

    Судом установлено, что Прокуратурой г. Сызрани Самарской области на основании решения заместителя прокурора г. Сызрани ФИО8 проведена проверка исполнения требований законодательства о антитеррористической защищенности и пожарной безопасности образовательных учреждений в ГБОУ СО СОШ № 3 г.о. Сызрань.

     Проверкой установлено, что в нарушение требований п. 20 и п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства России от <дата> № ***, на объекте ГБОУ СО СОШ №3 г.о. Сызрань не обеспечено ограничение доступа посторонних лиц на объект в связи с повреждением внешнего ограждения школы, что подтверждается актом проверки от <дата>..

    Установлено также, что <дата> договором № *** о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МБУ г.о. Сызрань «СЭЗиС» заключенного между Администрацией г.о. Сызрань Самарской области и МБУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» определен порядок использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепляемого за Учреждением на праве оперативного управления.

     Согласно договору о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование № *** от <дата>, заключенному между МКУ «СЭЗиС» (ссудодатель) и ГБОУ СО СОШ № 3 г.о. Сызрань (ссудополучатель), Ссудодатель передает Ссудополучателю муниципальное имущество в безвозмездное пользование, а Ссудополучатель принимает данное имущество, предназначенное для организации и обеспечения образовательного процесса и осуществления иной деятельности, предусмотренной    уставом Ссудополучателя.

    В соответствии с п.3.1.4, 3.1.5, 3.1.6, 3.1.8 Договора, ссудодатель МКУ «СЭЗиС» обязано: нести расходы по содержанию переданного по настоящему договору имущества, в том числе расходы по его текущему ремонту; обеспечить текущий ремонт и содержание имущества в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности; организовать проведение капитального ремонта имущества, исходя из его фактического технического состояния, учитывая предложения Ссудополучателя, в пределах бюджетных ассигнований, путем подачи заявок на проведение капитального ремонта; осуществлять обустройство территории, прилегающей к зданиям, переданным в безвозмездное пользование, в соответствии с правилами благоустройства территорий и требованиями антитеррористической защищённости, в части выполнения текущих ремонтных работ, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.

Согласно п. 2.1. Устава МКУ г.о. Сызрань «Служа эксплуатации зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Администрации г.о.Сызрань от <дата> № ***, целью учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г.о. Сызрань, содержание, обслуживание и ремонт зданий, сооружений, автотранспорта и иного муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности г.о. Сызрань, обустройство прилегающих к ним территорий.

Предмет деятельности МКУ «СЭЗиС» включает в себя систему мероприятий, направленных на обеспечение содержания и текущего ремонта зданий и сооружений муниципального имущества с соблюдением противопожарных и санитарно-гигиенических норм, мероприятия по хозяйственному и транспортному обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления, а также мероприятия, направленные на совершенствование условий пребываний детей в государственных бюджетных образовательных учреждениях на территории муниципального образования городской округ Сызрань (п. 2.2. Устава).

В соответствии с п. 1.11. Устава, учреждение МКУ г.о. Сызрань «СЭЗиС» финансируется за счет средств бюджета г.о. Сызрань в соответствии с бюджетной сметой.

    Из материалов дела следует, что руководство ГБОУ СО СОШ №3 г.о. Сызрань во избежание травм среди учащихся и исполнение минимальных требований антитеррористической защищенности учреждения неоднократно обращалось в адрес МКУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» с просьбами отремонтировать ограждение школы (заменить сломанные звенья и установить недостающие), что подтверждается письмами от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***, от <дата> № ***.

    Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся повреждения внешнего ограждения школы создает опасность для здоровья обучающихся и людей, посещающих школу, большинство которых - дети, влечет возможность беспрепятственного проникновения на территорию учреждения бродячих собак, посторонних граждан, а также подрывает антитеррористическую защищенность объекта.

В связи с тем, что образовательный процесс в образовательных учреждениях городского округа Сызрань организован в зданиях, являющимися муниципальной собственностью, переданных объектам образования в безвозмездное пользование, обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, в том числе обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности, возложена на муниципальные органы, суд приходит к выводу о том, что устранение нарушений законодательства по антитеррористической защищенности объектов, указанных в исковом заявлении лежит на Администрации г.о. Сызрань, а также на МКУ г.о. Сызрань "Служба эксплуатации зданий и сооружений" на основании договора № *** о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МБУ г.о. Сызрань «СЭЗиС» от <дата> и договора № *** о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от <дата>.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик МКУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» обязан в силу закона и заключенного договора устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного объекта путем восстановления внешнего ограждения школы, а именно: 4 пролетов со стороны лесопарковой зоны (лесополосы) <адрес> пролетов с боковой стороны здания, напротив домов по проспекту <адрес> пролетов с боковой стороны по проспекту <адрес>

    Кроме того, поскольку для устранения указанных выше нарушений образовательному учреждению требуются финансовые ресурсы, выделение которых регламентируется требованиями бюджетного законодательства, при этом «имущество» закрепленно учредителем на праве оперативного управления за МКУ г.о. Сызрань «СЭЗиС», суд полагает, что Администрация г.о. Сызрань обязана обеспечить финансирование МКУ «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. Сызрань в целях устранения недостатков антитеррористической защищенности образовательного объекта ГБОУ СО СОШ № 3 г.о. Сызрань путем восстановления внешнего ограждения Школы, а именно: 4 пролетов со стороны лесопарковой зоны (лесополосы) <адрес> пролетов с боковой стороны здания, напротив домов <адрес> пролетов с боковой стороны по проспекту <адрес>

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Иск прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение городского округа Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного объекта ГБОУ СО СОШ №3 г.о. Сызрань путем восстановления внешнего ограждения школы, а именно: 4 пролетов со стороны лесопарковой зоны (лесополосы) по <адрес> пролетов с боковой стороны здания, напротив домов <адрес> пролетов с боковой стороны по <адрес>

    Обязать Администрацию г.о. Сызрань обеспечить финансирование Муниципального казенного учреждения городского округа Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» в целях устранения недостатков антитеррористической защищенности образовательного объекта ГБОУ СО СОШ № 3 г.о. Сызрань путем восстановления внешнего ограждения Школы, а именно: 4 пролетов со стороны лесопарковой зоны (лесополосы) <адрес> пролетов с боковой стороны здания, напротив домов <адрес> пролетов с боковой стороны по проспекту <адрес>

     Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2021

Судья: Сорокина О.А.

2-2477/2021 ~ М-2425/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация г.о.Сызрань
МКУ Служба эксплуатации зданий и сооружений
Другие
ГБОУ СО СОШ № 3 г.Сызрани
Западное управление Министерства образования и науки СО
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Сорокина О.А.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2021Передача материалов судье
08.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Подготовка дела (собеседование)
25.08.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.09.2021Предварительное судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Судебное заседание
24.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.11.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.11.2021Судебное заседание
31.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее