Судья Красногирь Т.Н. № 33а-968
№2а-1019/2019
67RS0004-01-2019-000091-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2020 года г.Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.
судей Туникене М.В., Савушкиной О.С.,
при секретаре Гуляевой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ратниковой Елены Викторовны к Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, межведомственной комиссии при Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным бездействия с апелляционной жалобой административного истца Ратниковой Е.В. на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 22 ноября 2019 г.,
заслушав доклад судьи Туникене М.В., судебная коллегия
установила:
Ратникова Е.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества: жилого помещения (квартиры №1) и многоквартирного дома ...
Требования мотивировала тем, что является нанимателем квартиры в многоквартирном доме по адресу: ... находящейся в муниципальной собственности. Данное жилое помещение и многоквартирный дом не соответствуют требованиям градостроительного, жилищного, санитарно-эпидемиологического законодательства, являются ветхими и аварийными. Дом введен в эксплуатацию в (дата) капитальный и текущий ремонт дома не проводились. (дата) административный истец обратилась в межведомственную комиссию МО «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о признании квартиры и жилого дома непригодными для проживания. В ответе от (дата) ей было предложено представить заключение проектно-изыскательской организации с результатами инструментального обследования данного жилого помещения. Просила признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества квартиры в многоквартирном доме и многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, а также бездействие в связи с не обращением в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Возложить обязанность по инициировании процедуры, установленной Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением правительства РФ от 28.01.2006г. №47 для рассмотрения вопроса о признании непригодным дома ... аварийным, подлежащим сносу или реконструкции в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 19.02.2019г. административный иск Ратниковой Е.В. оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 14.05.2019г.решение Вяземского районного суда Смоленской области от 19.02.2019г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Судом в качестве административного соответчика привлечена Межведомственная комиссия при Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, в качестве заинтересованных лиц : правообладатели квартир № в д.№ по ... Зуева Л.М., Лукина А.И., Горохова Ю.А., Лоткова О.А., Лукашова Т.Д.
Ратникова Е.В. в суде административный иск уточнила (л.д.108 т.1), просила признать незаконным бездействие межведомственной комиссии Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области по не рассмотрению ее заявления от (дата) и оценке пригодности (непригодности) жилого помещения в многоквартирном доме и многоквартирного дома № по ... для проживания, а также рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Просила обязать межведомственную комиссию рассмотреть заявление от (дата) и провести процедуру оценки вышеуказанного жилого помещения согласно требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В судебном заседании административный истец Ратникова Е.В. и ее представитель Евстегнеев И.И. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Полигонько Г.И. в удовлетворении административного иска просила отказать.
Представитель административного ответчика межведомственной комиссии при Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в суд не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель заинтересованного лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица Зуева Л.М., Лукашова Т.Д. не возражали против удовлетворения административного иска.
Заинтересованные лица Горохова Ю.А., Голикова А.И., Лоткова О.А. в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Белоусова К.И. умерла 11.04.2000г.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 22.11.2019 в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Ратникова Е.В. и ее представитель Евстегнеев И.И. просят указанный судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывают, что Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области в нарушение действующего законодательства и Устава муниципального образования за весь период эксплуатации многоквартирного дома капитальный и текущий ремонт дома и квартиры №1 не проводила, в межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания не обращалась, что нарушает конституционные права административного истца. Акт обследования жилого помещения в порядке, предусмотренном п.49 Положения и заключение комиссии не составлялись.
Административный истец и ее представитель, а также представитель административного ответчика Администрации МО «Вяземский район» в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Также в Смоленский областной суд не явились представитель межведомственной комиссии и заинтересованные лица, уведомлены надлежащим образом.
Рассмотрев на основании ч. 1 ст. 308 КАС РФ дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом № по ... является одноэтажным, состоит из четырех квартир, из которых квартира № в указанном доме является муниципальной собственностью. Нанимателем указанной квартиры является Ратникова Е.В. Остальные жилые помещения в данном многоквартирном доме принадлежат Зуевой Л.М., Лукашовой Т.Д., Гороховой Ю.А., Голиковой А.И., Лотковой О.А.
Постановлением администрации МО «Вяземский район» Смоленской области от 11.08.2015 № (с учетом изменений) утвержден порядок создания межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, создана межведомственная комиссия и утвержден ее состав.
06.08.2018 Ратникова Е.В. обратилась в межведомственную жилищную комиссию МО «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о признании многоквартирного дома № по ... аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенной в нем квартиры № – непригодной для проживания.
Согласно уведомлению Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от (дата) , направленного в адрес Ратниковой Е.В., межведомственной комиссией при Администрации запланирован выезд по вопросу проведения обследования жилого помещения (квартиры №) и жилого дома № по .... Одновременно сообщено, что после заседания комиссии будет принято решение о пригодности (непригодности) данного жилого помещения и жилого дома для проживания.
Из уведомления Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от (дата) усматривается, что выезд межведомственной комиссии осуществлен. По результатам заседания комиссии принято решение о необходимости назначения дополнительного обследования, результаты которого необходимо приобщить к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии, а именно: заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов отражающих несущих конструкций жилого дома. Для принятия решения о пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения (квартиры №) жилого дома ... Ратниковой Е.В. в соответствии с п. 45 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» предложено представить заключение проектно-изыскательской организации с результатами инструментального обследования данного жилого помещения.
При этом заключение о пригодности или непригодности для проживания названного жилого дома межведомственной комиссией не дано.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на орган местного самоуправления не возлагается обязанность по принятию решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания, а предоставляется такое право. Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске Ратниковой Е.В. трехмесячного процессуального срока на обращение в суд с указанными требованиями.
В соответствии со ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение не отвечает указанным требованиям.
В соответствии с частью 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем, применение установленного данной статьей срока при оспаривании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих практически невозможно, поскольку бездействие - это длящееся правонарушение.
Кроме того, оспариваемое решение Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области было направлено в адрес административного истца (дата) даты его получения Ратниковой Е.В. материалы дела не содержат, административный иск Ратниковой Е.В. был подан в суд (дата) Из содержания данного уведомления (т. 1, л.д. 108 - 109) не следует, что в этот день административному истцу стало известно о принятии оспариваемого решения.
Нарушение трехмесячного срока обращения в суд административным истцом не было предметом рассмотрения в судебном заседании, судом не было предоставлено возможности административному истцу предоставить свои доводы о нарушении срока.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным восстановить процессуальный срок на обращение Ратниковой Е.В. в суд с данным административным иском.
Также, судебная коллегия не соглашается с остальными выводами суда по существу спора.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Как следует из пунктов 8, 9 части 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 г. N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению (п. 47 Положения).
Содержащийся в п. 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п. 49 в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Надлежащим доказательством установления пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения является акт межведомственной комиссии, составленный в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47. При этом суд проверяет соблюдение процедуры оценки жилого помещения требованиям закона и соответствие акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.
Как видно из дела, акт обследования жилого помещения и многоквартирного дома в порядке, предусмотренном п.49 настоящего Положения по форме согласно приложению №2 и заключение комиссии в порядке, предусмотренном п.47 Положения по форме согласно приложению №1 административными ответчиками не составлялись. Заключение о пригодности либо непригодности для проживания квартиры по адресу: ... и названного жилого дома межведомственной комиссией не дано.
Несмотря на то, что Ратниковой Е.В. представлено заявление о том, что жилое помещение № и многоквартирный дом по адресу: ... является ветхим, аварийным и непригодным для проживания, Администрацией в пределах своих полномочий не обеспечен контроль за сохранностью помещений, собственником которого она является, его соответствием установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Неправомерно бездействуя, Администрация не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого комиссия и орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, с дальнейшим использованием помещения.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм судом первой инстанции не обоснованно отказано в признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по неосуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества, многоквартирного дома по адресу: ... в связи с не обращением в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, а также по не рассмотрению заявления Ратниковой Е.В. от (дата) и оценки пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме и многоквартирного дома по адресу: ...
Позиция административных ответчиков о том, что для решения вопроса о пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения по адресу: ... административному истцу необходимо представить заключение проектно-изыскательской организации с результатами инструментального обследования данного жилого помещения не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку как видно из дела, квартира, вопрос о пригодности (непригодности) которой ставится административным истцом, является муниципальной собственностью, следовательно все необходимые документы для решения данного вопроса находятся у административных ответчиков.
Кроме того, вопрос финансирования обследования дома на предмет признания его пригодным либо непригодным для проживания не является юридически значимым по настоящему спору.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела, и при неверном толковании и применении норм материального права.
На основании изложенного, решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца Ратниковой Е.В., признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества по адресу: ... по не проведению мероприятий по инициированию признания многоквартирного жилого дома по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Возложении на Администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанности в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу инициировать процедуру, установленную Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, подготовить и представить в отношении данного дома документы в Межведомственную комиссию при Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области для принятия решения, предусмотренного п.47 указанного Положения.
Признании незаконным бездействия Межведомственной комиссии при Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по не рассмотрению заявления Ратниковой Е.В. от (дата) и оценки пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме и многоквартирного дома по адресу: ... а также рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Возложении на Межведомственную комиссию при Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанности рассмотреть заявление Ратниковой Е.В. от (дата) о признании помещения по адресу: ... пригодным (непригодным) для постоянного проживания в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 22 ноября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административный иск Ратниковой Елены Викторовны удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества по адресу: ... а также по не проведению мероприятий по инициированию признания многоквартирного жилого дома по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Обязать Администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу инициировать процедуру, установленную «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. №47, подготовить и представить в отношении данного дома документы в Межведомственную комиссию при Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области для принятия решения, предусмотренного п.47 указанного Положения.
Признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии при Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по нерассмотрению заявления Ратниковой Елены Викторовны от (дата) и оценки пригодности (непригодности) жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме и многоквартирного дома по адресу: ... для проживания, а также рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Обязать Межведомственную комиссии при Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области рассмотреть заявление Ратниковой Елены Викторовны от (дата) и провести процедуру оценки соответствия жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме и многоквартирного дома по адресу: ... согласно требованиям постановления Правительства РФ от 28 января 2006г. №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: