Дело № 12-15/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Очер Пермского края «06» марта 2018 годаСудья Очерского районного суда Пермского края Петухова О.В.,
при секретаре Носковой Н.Ф.,
с участием: представителя Лебедева Д.В. – ФИО4,
представителя Министерства территориальной безопасности Пермского края - ФИО5;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
ЛЕБЕДЕВА ДМИТРИЯ ВАЛЕНТИНОВИЧА – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, являющегося заместителем главы, начальником отдела городского хозяйства администрации Очерского городского поселения, проживающего и зарегистрированного в <адрес>,
на постановление мирового судьи судебного участка №1 Очерского судебного района Пермского края от 27 декабря 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Очерского судебного района Пермского края от 27 декабря 2017 года Лебедев Д.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Мировым судьей установлено, что 03 ноября 2017г при проведении плановой выездной проверки Лебедев Д.В., являясь должностным лицом, ответственным за соблюдение норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нарушил требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно:
- в нарушение п.п. «а», «б», «в», «е», «ж», «з», «л», «м» ч.2 ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в администрации отсутствуют: распорядок работы УКП; журнал персонального учета населения прошедшего обучение; планы работы комиссии; протоколы и решения комиссии; схема оповещения членов комиссии; постановление администрации Очерского городского поселения о порядке организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в области предотвращения чрезвычайной ситуации; планы работы комиссии по повышению устойчивости функционирования (ПУФ) на 2016-2017г. г.; протоколы и решения комиссии по повышению устойчивости функционирования; планы работ комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (КЧС) за 2016 и 2017г.; протоколы и решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приказ о приеме на работу работников муниципального казённого учреждения «центр гражданской защиты населения Очерского района»; функциональные обязанности на каждого работника МКУ «Центр гражданской защиты населения Очерского района»; отсутствует регламентирующая документация к допуску на несение дежурства (Согласно изложения о ЕДДС Очерского МР допуск осуществляется 2 раза в год); на месте несения дежурства дежурной сменой ЕДДС МР отсутствуют: графики несения дежурства дежурными сменами (график дежурства на месяц); журнал проведения инструктажа перед заступлением на дежурство дежурных смен; инструкция по обмену информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при угрозе возникновения и возникновения ЧС (происшествий) (согласно Положения ЕДДС Очерского МР); ежедневный план работы оперативного дежурного ЕДДС МР; суточный расчет сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС; алгоритм действия дежурной смены при разливе нефтепродуктов; журналы, находящиеся к месте дежурства дежурной смены не пронумерованы, не сброшюрованы; отсутствует печать учреждения и роспись производителя; отсутствует дата начала ведения журнала; не представлены распорядительные документы руководителя органа местного самоуправления подтверждающие участие в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; отсутствует акт проверки готовности системы оповещения за 2017 г.
Лебедев Д.В. просит отменить данное постановление и прекратить производство по делу, указывая на то, что он не является субъектом данного правонарушения, поскольку с 2008 года полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защита населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с 2008г, в соответствии с ч.5 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», переданы Очерскому муниципальному району вместе с финансовым обеспечением.
В судебном заседании представитель Лебедева Д.В. – ФИО4 настаивала на удовлетворении жалобы по приведенным в ней доводам, представив на обозрение документы, свидетельствующие о том, что вмененные в вину Лебедеву Д.В. нарушения фактически выполняет администрация муниципального района.
Представитель Министерства Территориальной безопасности Пермского края ФИО5 считает, что постановление мирового судьи является обоснованным, законным и не подлежащим отмене, поскольку в должностной инструкции Лебедева Д.В. имеется обязанность по организации осуществления мероприятий по ГО и ЧС и, несмотря соглашение на передачу полномочий по данным мероприятиям, заключенного между администрацией города и администрацией района, условия данного соглашения, предусматривающие, что район при осуществлении данных полномочий обязан отчитываться в установленном порядке за их исполнение, а поселение обеспечивать контроль за осуществлением районом полномочий и целевым использованием переданных финансовых средств, администрациями не исполняются.
Выслушав представителей, проверив материалы дела в полном объеме, с учетом доводов жалобы Лебедева Д.В., суд приходит к следующему.
03. 11. 2017г, на основании распоряжения Министерства территориальной безопасности Пермского края №21 от 25. 09. 2017г в отношении Администрации Очерского городского поселения Пермского края была проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, результаты проведения которой отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 4-12).
В ходе проверки выявлен ряд нарушений требований ст. 11.2 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в деятельности администрации городского поселения и в отношении Лебедева Д.В., как должностного лица – заместителя главы администрации, начальника отдела городского хозяйства администрации городского поселения, в деятельность которого входит организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в границах поселения, (л.д. 26-34), составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, а так же администрации городского поселения выдано предписание об устранении выявленных нарушений (л.д. 13-22).
При составлении протокола Лебедев Д.В. с вмененным ему правонарушением не согласился, указывая на то, что полномочия по вопросу предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации переданы администрации муниципального района.
На момент вынесения обжалуемого постановления мировому судье были представлены документы, свидетельствующие о передаче муниципальным образованием «Очерское городское поселение» муниципальному образованию «Очерский муниципальный район» полномочий по вопросам местного значения, включающих в себя: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организацию деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения и т.д., с передачей финансовых средств на обеспечение полномочий от бюджета поселения в бюджет района: соглашение между Очерским городским поселением и Очерским муниципальным районом о передаче полномочий по решению вопросов местного значения от 10. 11. 2008г; дополнительные соглашения к данному соглашению от 13. 04. 2011г, 19. 12., 2016г с приложениями о размере межбюджетных трансфертов на обеспечение отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в границах Очерского городского поселения, в том числе на 2016-2019г.г.; соглашение между администрациями о взаимодействии при решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 16. 01. 2017г; регламент информационного обмена между диспетчером ЕДДС службы Очерского муниципального района и администрации Очерского городского поселения (л. д. 57-71).
В соответствии с п.п. 8, 23 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения городского (сельского) поселения.
На основании ч.2 ст. 11 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно, в частности: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; а организации, в силу п. «в» ст. 14 этого же закона, обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем, ч.4 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и нашло свое подтверждение в суде второй инстанции, при проведении проверки надзорным органом было установлено, что полномочия по организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории городского поселения от чрезвычайных ситуации администрацией городского поселения переданы администрации муниципального района, однако данное обстоятельство, наличие существующих соглашений с приложениями о межбюджетных трансфертах отражение в акте проверки не нашло.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 02.09.2016 N 686-п "Об утверждении Положения о порядке организации и обеспечения осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Пермском крае", Приказом Министерства территориальной безопасности Пермского края от 01.09.2017 N СЭД-10-03-04-81 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Пермского края" установлено, что предметом регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является проверка выполнения субъектами надзора обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального и муниципального характера.
В соответствии с ч.ч. 2.1., 2.2 ст. 77 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов. Органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности. При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.
В связи с этим, доводы представителей Министерства Территориальной безопасности Пермского края, отраженные и в письме от 25. 12. 2017г № СЭД-10-01.3-04-99 о том, что соглашение между Очерским городским поселением и Очерским муниципальным районом о передаче полномочий по решению вопросов местного значения, включающие в себя организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций и т.д. не соответствуют требованиям закона, поскольку должны заключаться на определенный срок и предусматривать порядок прекращения их действия и порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, а так же неисполнение сторонами условий соглашения в части контроля переданных полномочий, являются несостоятельными. Данные обстоятельства к предмету регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не относятся.
Частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В связи с передачей Очерским городским поселением полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера Очерскому муниципальному образованию за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района администрация Очерского городского поселения не может нести ответственности за невыполнение требований ч.2 ст. 11 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Статья 14 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", неисполнение п. «в» которой так же вменено в вину Лебедева Д.В., предусматривает обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, что организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Доказательств того, что Лебедевым Д.В., как должностным лицом, не исполнена такая обязанность именно в администрации города, как в организации (учреждении) материалы дела не содержат.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В нарушении данных требований закона, мировым судьей не дана полная и всесторонняя оценка имеющимся в деле доказательствам. Признавая должностное лицо виновным в совершении правонарушения, мировой судья исходил лишь из факта составления протокола об административном правонарушении по указанным в акте нарушениям, без установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.
При таких обстоятельствах, жалоба Лебедева Д.В. подлежит удовлетворению, поскольку обжалуемое постановление нельзя признать обоснованным и законным; в силу п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Жлобу Лебедева Дмитрия Валентиновича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Очерского судебного района Пермского края от 27. 12. 2017г. в Лебедева Дмитрия Валентиновича по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ отменить; производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу незамедлительно, но может быть обжаловано в надзорном порядке, установленном ст. ст. 30.12. – 30.14 КоАП РФ.
Судья: О.В. Петухова