Строка отчёта № 146г
УИД 36RS0002-01-2021-001726-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2021 года Дело №2-2369/2021
город Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2021 года.
Решение в окончательной форме принято 18 июня 2021 года.
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи А.В.Бухонова,
при секретаре судебного заседания Ю.И. Чепрасовой,
с участием представителя истца ДИЗО Воронежской области подоверенности Е.Д.Неверных,
представителя третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности И.В.Воротынцева,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело поисковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области к Чурсину Анатолию Тихоновичу, кадастровому инженеру Шевелевой Ирине Анатольевне о признании недействительными результатов межевания,
УСТАНОВИЛ:
ДИЗО Воронежской области обратился в суд с иском к Чурсину А.Т., кадастровому инженеру Шевелевой И.А., в котором просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес>, выполненные кадастровым инженером Шевелевой Ириной Анатольевной; исключить из состава Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах и адресных ориентирах в отношении земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес> (л.д. 6-12).
Исковые требования мотивированы тем, что Чурсину А.Т. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес>, в отношении которого были произведены межевые работы и уточнены границы его местоположения, в связи с чем в ЕГРН внесены новые сведения о границах спорного участка с захватом земель находящихся в черте города. Поскольку уточнение местоположения границ земельного участка было осуществлено на основании межевого плана, составленного кадастровым инженером Шевелевой И.А. в противоречии с требованиями ч. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а изменение границ земельного участка привело к захвату земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия пораспоряжению которыми принадлежат истцу, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в суд с настоящим иском.
Всудебном заседании представитель истца ДИЗО Воронежской области подоверенности Неверных Е.Д. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности Воротынцев И.В. в судебном заседании относительно рассмотрения спора полагалася наусмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявлений и ходатайств об отложении разбирательства дела не направили, что с учётом части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), позволяет рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав объяснения участников процесса, суд приходит кследующему.
Согласно ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст.38 Федерального закона Российской Федерации № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшей до 1 января 2017 г., кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости. Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (части 4 статьи 28 Закона о кадастре).
После вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года словосочетание "кадастровая ошибка" заменяется "реестровой ошибкой", при этом реестровая ошибка также подразумевает, в том числе, и пересечение границ смежных земельных участков.
Согласно ст.61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Судом установлено и следует из материалов настоящего дела, что согласно выписки о правах собственности на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес> принадлежит Чурсину А.Т. Основанием для возникновения права собственности является свидетельство о праве собственности на землю от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) и постановление <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№).
Указанные правоудостоверяющие документы не содержат сведений об описании границ и местоположения земельного участка, который был предоставлен ответчику.
На основании постановления администрации <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) закреплены земельные участки площадью по 0,10 га заакционерами АОЗТ «Подгорное» для расширения личных подсобных хозяйств согласно приложению (список).
Ответчик входил в указанный список и ему выдано свидетельство о праве собственности на землю от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) на земельный участок площадью 0,10 га.
На основании постановления (ФИО)2 от (ДД.ММ.ГГГГ). 42244 «Об установлении городской черты <адрес>», решения Воронежского городского (ФИО)2 народных депутатов от (ДД.ММ.ГГГГ), решения <адрес> (ФИО)2 народных депутатов от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) в административное подчинение <адрес> (ФИО)2 народных депутатов передан Подгоренский сельсовет.
С изменением городской черты соответственно изменились полномочия сельсоветов по предоставлению земельных участков.
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР полномочиями по предоставлению земельных участков обладали сельские (в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков), городские (в пределах городской черты), районные (земельные участки из всех земель в границах района кроме полномочий отнесенных к сельским и городским) и краевые Советы народных депутатов (по согласованию с сельскими, городскими, районным в определенных целях) в границах соответствующей административно- территориальной единицы.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» определено, что полномочия Советов народных депутатов осуществляются соответствующими местными администрациями.
Таким образом, с 1993 года полномочия по предоставлению земельных участков в границах города Воронежа были у администрации Коминтерновского района, либо у администрации городского округа город Воронеж. Администрация Рамонского района Воронежской области в 1998 году (постановление №660) обладала полномочиями по предоставлению земельных участков только в границах Рамонского муниципального района, но не в черте города Воронежа.
Так, земельный участок с кадастровым номером (№) расположенный по адресу: <адрес> 3 был поставлен на кадастровый учет (ДД.ММ.ГГГГ). Вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь – 1 100 кв.м.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет без установления границ.
Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области были внесены изменения в части уточнения площади границ земельного участка на основании межевого плана от 10.07.2015, подготовленного кадастровым инженером Шевелевой Ириной Анатольевной.
Согласно межевому плану от 10.07.2015 основанием для уточнения границ явилось постановление Администрации Рамонского района Воронежской области от 01.12.1998 №660.
В соответствии с Положением «О департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365, а также согласно положениям Закона Воронежской области №217-03 от 30.12.2014 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа г. Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.
Пунктом 3.2.4. Положения предусмотрена функция департамента по защите имущественных интересов Воронежской области, в том числе и в судебных органах.
Кроме того, пунктом 4.15 Положения департаменту предоставлено право выступать в судах в защиту государственных интересов с реализацией прав, предоставленных положением о департаменте, в том числе заявлять ходатайства, иски, совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации при участии в делах и процедурах банкротства.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Департамент указывает, что межевой план, подготовленный кадастровым инженером Шевелевой И.А., является недействительным, поскольку не соответствует требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 24.07.2007 № 121-ФЗ «О кадастровой деятельности» (ранее - «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 27) в редакции, действовавшей до 91.01.2017) (далее - «О государственном кадастре недвижимости»), поскольку в результате незаконных действий собственника земельного участка, кадастрового инженера Шевелевой И.А. границы земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:42027 были определены в черте городского округа город Воронеж без какого либо правового основания, в связи с чем земельный участок незаконно выбыл из земель государственной собственности, тем самым нарушены требования ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ и ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», и затронуты права департамента являющегося уполномоченным органом по распоряжению данным земельным участком.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также обстоятельств, имеющих существенное значение длярассмотрения дела, суд приходит квыводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 9 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес> 3, собственником которого является Чурсин А.Т., был поставлен на кадастровый учет 01.12.1998. Вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь - 1100 кв.м.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет без установления границ.
Впоследствии, филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области были внесены изменения в части уточнения площади границ земельного участка на основании межевого плана от 10.07.2015, подготовленного кадастровым инженером Шевелевой Ириной Анатольевной.
Однако установлено, что межевой план спорного земельного участка, подготовленный кадастровым инженером Шевелевой И.А. был изготовлен в нарушение части 9 статьи 38 Закона «О государственном кадастре недвижимости», что подтверждено информацией содержащейся в актах согласования местоположения границы земельного участка, согласно которому в указании смежного участка, при уточнении границ участка, указаны земельные участки информация о собственниках которых отсутствует, что относит такие участки к землям неразграниченным по уровню собственности т.е. государственным землям.
Таким образом, кадастровым инженером при составлении межевого плана, несмотря на то, что ему было известно, что правоподтверждающий документ не содержал сведений о местоположении границ земельного участка, были отражены в межевом плане границы земельного участка совершенно произвольно.
Следовательно, произошло необоснованное и незаконное выбытие земель в черте города Воронежа из государственной собственности, полномочия по распоряжению которыми входит в компетенцию департамента.
В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары); красные линии - это линии которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения именуются как красные линии.
В соответствии с ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, установлено что включение при межевании в состав участка ответчика участка общего пользования (от точки 1 до точки 2, и от точки 4 до точки 5- земли общего пользования согласно акту согласования местоположения границы земельного участка, подготовленному Шевелевой И.А.).
Из изложенных обстоятельств усматривается, что межевой план подготовлен не в целях уточнения границ земельного участка, а с целью не законного определения местоположения границ земельного участка в черте города Воронеж за счет земель государственной собственности, полномочия по распоряжению которыми входят в компетенцию департамента в нарушение закона.
Кроме того, согласно межевому плану от 10.07.2015 основанием для уточнения границ явилось постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 01.12.1998 №660 (л.д. 144).
Однако село Подгорное принято в административное подчинение Коминтерновского района города Воронежа 26.04.1994. Следовательно, данное постановление принято администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области, в административном подчинении которой Подгоренский сельский совет находился ранее, уже после переподчинения сельского совета Коминтерновскому районному Совету народных депутатов города Воронежа. Поэтому вынесенное постановление не может касаться спорного земельного участка, находившегося на момент его принятия на территории иного муниципального образования.
Сделанные выводы соответствуют правоприменительной позиции Первого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в определении судебной коллегии погражданским делам от 07.10.2020 № 88-21148/2020.
С учетом изложенного, требования департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в части признания недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес>, выполненные кадастровым инженером (ФИО)4, исключении из состава Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах и адресных ориентирах в отношении земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области удовлетворить полностью.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка скадастровым номером (№) по адресу: <адрес>, выполненные кадастровым инженером (ФИО)4, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения.
Исключить из состава Единого государственного реестра недвижимости сведения ограницах и адресных ориентирах в отношении земельного участка скадастровым номером (№) по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию погражданским делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы черезКоминтерновский районный суд города Воронежа.
Судья подпись А.В.Бухонов
Строка отчёта № 146г
УИД 36RS0002-01-2021-001726-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2021 года Дело №2-2369/2021
город Воронеж
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2021 года.
Решение в окончательной форме принято 18 июня 2021 года.
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи А.В.Бухонова,
при секретаре судебного заседания Ю.И. Чепрасовой,
с участием представителя истца ДИЗО Воронежской области подоверенности Е.Д.Неверных,
представителя третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности И.В.Воротынцева,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело поисковому заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области к Чурсину Анатолию Тихоновичу, кадастровому инженеру Шевелевой Ирине Анатольевне о признании недействительными результатов межевания,
УСТАНОВИЛ:
ДИЗО Воронежской области обратился в суд с иском к Чурсину А.Т., кадастровому инженеру Шевелевой И.А., в котором просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес>, выполненные кадастровым инженером Шевелевой Ириной Анатольевной; исключить из состава Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах и адресных ориентирах в отношении земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес> (л.д. 6-12).
Исковые требования мотивированы тем, что Чурсину А.Т. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес>, в отношении которого были произведены межевые работы и уточнены границы его местоположения, в связи с чем в ЕГРН внесены новые сведения о границах спорного участка с захватом земель находящихся в черте города. Поскольку уточнение местоположения границ земельного участка было осуществлено на основании межевого плана, составленного кадастровым инженером Шевелевой И.А. в противоречии с требованиями ч. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а изменение границ земельного участка привело к захвату земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия пораспоряжению которыми принадлежат истцу, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в суд с настоящим иском.
Всудебном заседании представитель истца ДИЗО Воронежской области подоверенности Неверных Е.Д. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности Воротынцев И.В. в судебном заседании относительно рассмотрения спора полагалася наусмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявлений и ходатайств об отложении разбирательства дела не направили, что с учётом части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), позволяет рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав объяснения участников процесса, суд приходит кследующему.
Согласно ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст.38 Федерального закона Российской Федерации № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшей до 1 января 2017 г., кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости. Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (части 4 статьи 28 Закона о кадастре).
После вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 года словосочетание "кадастровая ошибка" заменяется "реестровой ошибкой", при этом реестровая ошибка также подразумевает, в том числе, и пересечение границ смежных земельных участков.
Согласно ст.61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Судом установлено и следует из материалов настоящего дела, что согласно выписки о правах собственности на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес> принадлежит Чурсину А.Т. Основанием для возникновения права собственности является свидетельство о праве собственности на землю от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) и постановление <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№).
Указанные правоудостоверяющие документы не содержат сведений об описании границ и местоположения земельного участка, который был предоставлен ответчику.
На основании постановления администрации <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) закреплены земельные участки площадью по 0,10 га заакционерами АОЗТ «Подгорное» для расширения личных подсобных хозяйств согласно приложению (список).
Ответчик входил в указанный список и ему выдано свидетельство о праве собственности на землю от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) на земельный участок площадью 0,10 га.
На основании постановления (ФИО)2 от (ДД.ММ.ГГГГ). 42244 «Об установлении городской черты <адрес>», решения Воронежского городского (ФИО)2 народных депутатов от (ДД.ММ.ГГГГ), решения <адрес> (ФИО)2 народных депутатов от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) в административное подчинение <адрес> (ФИО)2 народных депутатов передан Подгоренский сельсовет.
С изменением городской черты соответственно изменились полномочия сельсоветов по предоставлению земельных участков.
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР полномочиями по предоставлению земельных участков обладали сельские (в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков), городские (в пределах городской черты), районные (земельные участки из всех земель в границах района кроме полномочий отнесенных к сельским и городским) и краевые Советы народных депутатов (по согласованию с сельскими, городскими, районным в определенных целях) в границах соответствующей административно- территориальной единицы.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» определено, что полномочия Советов народных депутатов осуществляются соответствующими местными администрациями.
Таким образом, с 1993 года полномочия по предоставлению земельных участков в границах города Воронежа были у администрации Коминтерновского района, либо у администрации городского округа город Воронеж. Администрация Рамонского района Воронежской области в 1998 году (постановление №660) обладала полномочиями по предоставлению земельных участков только в границах Рамонского муниципального района, но не в черте города Воронежа.
Так, земельный участок с кадастровым номером (№) расположенный по адресу: <адрес> 3 был поставлен на кадастровый учет (ДД.ММ.ГГГГ). Вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь – 1 100 кв.м.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет без установления границ.
Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области были внесены изменения в части уточнения площади границ земельного участка на основании межевого плана от 10.07.2015, подготовленного кадастровым инженером Шевелевой Ириной Анатольевной.
Согласно межевому плану от 10.07.2015 основанием для уточнения границ явилось постановление Администрации Рамонского района Воронежской области от 01.12.1998 №660.
В соответствии с Положением «О департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365, а также согласно положениям Закона Воронежской области №217-03 от 30.12.2014 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа г. Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.
Пунктом 3.2.4. Положения предусмотрена функция департамента по защите имущественных интересов Воронежской области, в том числе и в судебных органах.
Кроме того, пунктом 4.15 Положения департаменту предоставлено право выступать в судах в защиту государственных интересов с реализацией прав, предоставленных положением о департаменте, в том числе заявлять ходатайства, иски, совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации при участии в делах и процедурах банкротства.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Департамент указывает, что межевой план, подготовленный кадастровым инженером Шевелевой И.А., является недействительным, поскольку не соответствует требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 24.07.2007 № 121-ФЗ «О кадастровой деятельности» (ранее - «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 27) в редакции, действовавшей до 91.01.2017) (далее - «О государственном кадастре недвижимости»), поскольку в результате незаконных действий собственника земельного участка, кадастрового инженера Шевелевой И.А. границы земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:42027 были определены в черте городского округа город Воронеж без какого либо правового основания, в связи с чем земельный участок незаконно выбыл из земель государственной собственности, тем самым нарушены требования ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ и ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», и затронуты права департамента являющегося уполномоченным органом по распоряжению данным земельным участком.
Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также обстоятельств, имеющих существенное значение длярассмотрения дела, суд приходит квыводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 9 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес> 3, собственником которого является Чурсин А.Т., был поставлен на кадастровый учет 01.12.1998. Вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь - 1100 кв.м.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет без установления границ.
Впоследствии, филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области были внесены изменения в части уточнения площади границ земельного участка на основании межевого плана от 10.07.2015, подготовленного кадастровым инженером Шевелевой Ириной Анатольевной.
Однако установлено, что межевой план спорного земельного участка, подготовленный кадастровым инженером Шевелевой И.А. был изготовлен в нарушение части 9 статьи 38 Закона «О государственном кадастре недвижимости», что подтверждено информацией содержащейся в актах согласования местоположения границы земельного участка, согласно которому в указании смежного участка, при уточнении границ участка, указаны земельные участки информация о собственниках которых отсутствует, что относит такие участки к землям неразграниченным по уровню собственности т.е. государственным землям.
Таким образом, кадастровым инженером при составлении межевого плана, несмотря на то, что ему было известно, что правоподтверждающий документ не содержал сведений о местоположении границ земельного участка, были отражены в межевом плане границы земельного участка совершенно произвольно.
Следовательно, произошло необоснованное и незаконное выбытие земель в черте города Воронежа из государственной собственности, полномочия по распоряжению которыми входит в компетенцию департамента.
В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары); красные линии - это линии которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения именуются как красные линии.
В соответствии с ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, установлено что включение при межевании в состав участка ответчика участка общего пользования (от точки 1 до точки 2, и от точки 4 до точки 5- земли общего пользования согласно акту согласования местоположения границы земельного участка, подготовленному Шевелевой И.А.).
Из изложенных обстоятельств усматривается, что межевой план подготовлен не в целях уточнения границ земельного участка, а с целью не законного определения местоположения границ земельного участка в черте города Воронеж за счет земель государственной собственности, полномочия по распоряжению которыми входят в компетенцию департамента в нарушение закона.
Кроме того, согласно межевому плану от 10.07.2015 основанием для уточнения границ явилось постановление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 01.12.1998 №660 (л.д. 144).
Однако село Подгорное принято в административное подчинение Коминтерновского района города Воронежа 26.04.1994. Следовательно, данное постановление принято администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области, в административном подчинении которой Подгоренский сельский совет находился ранее, уже после переподчинения сельского совета Коминтерновскому районному Совету народных депутатов города Воронежа. Поэтому вынесенное постановление не может касаться спорного земельного участка, находившегося на момент его принятия на территории иного муниципального образования.
Сделанные выводы соответствуют правоприменительной позиции Первого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в определении судебной коллегии погражданским делам от 07.10.2020 № 88-21148/2020.
С учетом изложенного, требования департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в части признания недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес>, выполненные кадастровым инженером (ФИО)4, исключении из состава Единого государственного реестра недвижимости сведений о границах и адресных ориентирах в отношении земельного участка с кадастровым номером (№) по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области удовлетворить полностью.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка скадастровым номером (№) по адресу: <адрес>, выполненные кадастровым инженером (ФИО)4, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения.
Исключить из состава Единого государственного реестра недвижимости сведения ограницах и адресных ориентирах в отношении земельного участка скадастровым номером (№) по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию погражданским делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы черезКоминтерновский районный суд города Воронежа.
Судья подпись А.В.Бухонов