Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2583/2014 ~ М-2402/2014 от 01.09.2014

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2014 года       город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.

при секретаре БОРОДИНОЙ Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2583/2014 по иску АЛЕКСЕЕВОЙ В. В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ при оценке пенсионных прав АЛЕКСЕЕВОЙ В.В. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, принято к зачету в специальный стаж педагогической деятельности <...>. В специальный трудовой стаж не зачтены периоды трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, детский комбинат , ОАО Нижнетагильский радиаторный завод.

Вышеперечисленные периоды работы не приняты к зачету, поскольку наименование учреждения «детский комбинат» не поименован Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781; с ДД.ММ.ГГГГ года учреждение не обладало статусом юридического лица; пункт 13 Правил, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, применить невозможно, т.к. «детский комбинат» не поименован в числе структурных подразделений.

В назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано.

1 сентября 2014 года истец АЛЕКСЕЕВА В.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности включить в специальный стаж оспариваемые периоды; и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указала, что наименование учреждения «детский комбинат» не является нормативным, поэтому оно не предусмотрено Списком. Ненормативное наименование учреждения, не может служить отказом в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку детский комбинат объединял два вида дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение, ее деятельность была связана с процессом обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Нормативных актов, подтверждающих переименование детского сада в детский комбинат, не имеется, что подтверждается тот факт, что в данном случае имеет место неправильная запись в трудовой книжке.

Пенсионное законодательство предусматривает включение в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, всех видов педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной принадлежности. В нормативных актах нет ссылок на то, что образовательные учреждения и организации должны иметь статус юридического лица. Федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, в связи с чем отказ в назначении пенсии является незаконным. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Истец АЛЕКСЕЕВА В.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного разбирательства, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, что в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует разрешению дела по существу.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области предъявленные исковые требования не признал по доводам, изложенным в решении об отказе в назначении пенсии и в отзыве на исковое заявление.

Огласив исковое заявление и отзыв ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 указанной выше нормы Федерального закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что нормы закона о трудовых пенсиях не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. При исчислении продолжительности стажа за период до 01.01.2002 года могут применяться нормы и правила, действующие до введения нового правового регулирования.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указал, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки и Правила, применяемые при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона, которые содержат наименования образовательных учреждений и структурных подразделений государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), в том числе, детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли; наименование должности - воспитатель.

Аналогичные наименования учреждений и должностей поименованы в Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в редакции от 22 сентября 1993 года № 953), применяемого к периодам работы до 1 ноября 1999 года, и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, применяемого к периодам работы с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года.

В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное учреждение. Инструкцией о порядке объединения яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения «ясли-сад» и комплектования их детьми, утвержденной министром просвещения РСФСР от 22 августа 1959 года и министром здравоохранения РСФСР от 25 августа 1959 года, предписано объединенному учреждению присваивать наименование «ясли-сад». На основании указанных нормативных актов учредители детских дошкольных учреждений, в том числе предприятия, организации должны были использовать именно такое наименование.

Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства, утвержденный Госкомстатом СССР и Госпланом СССР от 1 января 1976 года (в редакции от 29 октября 1997 года, с изменениями от 15 января, 31 августа 1999 года, 15 февраля 2000 года) в графе дошкольное воспитание содержит наименование дошкольных учреждений: детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки, детские дома, детские приемники-распределители.

Приказом по Нижнетагильскому городскому отделу народного образования от ДД.ММ.ГГГГ , вновь открываемый детский сад-ясли на <...> мест по <адрес> от котельно-радиаторного завода, зарегистрирован в титульных списках детский садов города Нижний Тагил, ему присвоено наименование - детский сад .

Доказательств того, что с момента открытия детского сада-яслей и до окончания периода работы истца в данном учреждении изменялось его наименование и вид деятельности, суду не представлено, о наличии таковых не заявлено.

Напротив, на предприятии также разработано положение о структурном подразделении - детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур ОАО «НТКРЗ», утвержденное директором в <...> году; в структуре управления ОАО «НТКРЗ» на <...> год поименован - детский сад; в штатном расписании за <...> год структурное подразделение поименовано - детский сад .

Согласно Положения деятельность детского сада направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; познавательно-речевое развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Неправильное наименование дошкольного учреждения в приказах работодателя не может являться основанием для отказа истцу в защите ее прав на социальное обеспечение. При этом следует учитывать, что некоторые нормативные акта отождествляли дошкольные учреждения ясли-сад, как детские комбинаты.

Отсутствие статуса юридического лица не исключает возможность включение в специальный педагогический стаж оспариваемого периода, поскольку в пенсионном законодательстве отсутствует обязательное условие - наличие юридического лица образовательного учреждения.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Данное конституционное предписание следует рассматривать и как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от организационно-правовой формы.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с конституционными положениями в качестве правого основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности (особый вид специального трудового стажа).

Поскольку федеральным законом не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере образования, отказ истцу в назначении пенсии в зависимости от правового статуса учреждений является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли трудовую деятельность.

С учетом вышеизложенного периоды работы истца в Детском комбинате подлежат включению в специальный стаж.

Таким образом, педагогическая деятельность истца отвечает требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При сложении периодов, принятых к зачету и подлежащих включению, специальный стаж истца на дату обращения за досрочным назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ составляет более 25 лет.

Решение пенсионного органа об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствия истцу в осуществлении своего права на пенсионное обеспечение.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования АЛЕКСЕЕВОЙ В. В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе АЛЕКСЕЕВОЙ В. В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Признать за АЛЕКСЕЕВОЙ В. В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж АЛЕКСЕЕВОЙ В. В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель, детский комбинат , ОАО Нижнетагильский радиаторный завод, за исключением отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и дней без сохранения заработной платы и без оплаты; досрочно назначить АЛЕКСЕЕВОЙ В. В. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.

<...>

<...>

<...> Судья -      М.В. ПЕСТЕРНИКОВА

2-2583/2014 ~ М-2402/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алексеева Валентина Васильевна
Ответчики
Управление Пенсионного Фонда
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Пестерникова М.В.
Дело на странице суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
01.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2014Передача материалов судье
05.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2014Судебное заседание
20.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2017Дело оформлено
12.07.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее