Дело № 2- 319/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.02.2014 Кировский районный суд г. Томска в составе:
судьи С.Н.Ларина
при секретаре Т.Н.Чемерзовой,
при участии истца Галышева А.А., представителя ответчика Министерства финансов РФ Лаздыньш С.А. (по доверенности от 09.09.2013, сроком действия по 27.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Галышева А.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Томской области о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Галышев А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице УФК по Томской области о компенсации морального вреда. Указал, что содержался под стражей в ФКУ /________/ г.Томска в период май-июнь 2004 года в режимном корпусе /________/ камере /________/. В период его содержания камеры не были оборудованы шкафом для хранения продуктов и индивидуальных принадлежностей, полкой для туалетных принадлежностей, постельное белье и гигиенические средства не выдавались. За столом отсутствовали лавки для сиденья. Уместиться за столом всем лицам, содержащимся в камере, не представлялось возможным. Камеры были переполнены. Свободное пространство отсутствовало. Камера /________/ режимного корпуса /________/ имела площадь не более /________/.м., спальных мест /________/, число лиц, содержащихся в камере /________/. Полы в камере были бетонными, от них исходила сырость и холод. Свет был тусклым. Бытовые условия не отвечали санитарно - гигиеническим требованиям и нормам санитарной площади в камере на одного человека. Его содержание в /________/ было в ненадлежащих и бесчеловечных условиях. В результате указанных незаконных действий должностных лиц были нарушены его права, причинен моральный вред. Просил взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере /________/ руб.
В судебном заседании, проведенном путем видеоконференцсвязи, истец исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований отказать в связи с тем, что истцом не представлены доказательств, обосновывающих его требования.
Выслушав участников процесса, опросив свидетеля, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим 4 ноября 2005 года), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания.
На основании ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Конституция РФ, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (ст.2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).
Гражданское законодательство, согласно ст.1 ГК РФ, основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, обеспечении восстановления нарушенных прав, их судебной защите. Не допускаются действия граждан, осуществляемые с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (п.1 ст.10 ГК РФ).
В силу ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьёй 1099 ГК РФ установлено, что основания и размер компенсации морального вреда гражданину определяются по правилам главы 59 и ст.151 ГК РФ.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Судом установлено, что 18.05.2004 Галышев А.А. прибыл в /________/ из /________/ России по Томской области и до 11.06.2004 содержался в камерах режимного корпуса /________/, что подтверждается справкой начальника ФКУ /________/ России по Томской области от 12.02.2014 № /________/.
В силу ч.2 ст.10 УИК РФ при исполнении наказаний гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.77.1 УИК РФ, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Статья 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту - Закон) регламентирует, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей (ст.15 указанного Закона).
В соответствии со статьей 16 Закона федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел МВД России 22.11.2005 № 950, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми установлен порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых (пункты 4, 14 части второй).
Статьей 24 Закона определено, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Администрация и сотрудники мест содержания под стражей несут установленную Законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со ст.23 Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются, в том числе, постельные принадлежности, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии с разделом V «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых», п. 42 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12 мая 2000 г. N 148 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно – исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования, в том числе, спальным местом, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем.
В соответствии с п. 44 Приказа, камеры СИЗО оборудуются, в том числе, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; санитарным узлом; водопроводной водой; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; настенным зеркалом; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова представителя администрации; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения; розетками для подключения электроприборов; вентиляционным оборудованием, телевизором и холодильником (при наличии возможности); тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Ссылаясь на ненадлежащие условия содержания, истец указал на отсутствие в камерах шкафа для хранения продуктов и индивидуальных принадлежностей, полки для туалетных принадлежностей, невыдачу постельного белья и гигиенических средств, отсутствие лавок за столом для сиденья, переполненность камер, плохое освещение.
Однако, суд полагает, что данные доводы подтверждения в судебном заседании не нашли.
Свидетель ФИО5 показал, что работает в /________/ России по ТО с 1996 года. Камеры в /________/ оснащены искусственным освещением, санузлы оборудованы отсекающим экраном. Оконные проемы оборудованы в соответствии с действующими нормами. В период содержания Галышева А.А. в ФКУ /________/ УФСИН России по Томской области санитарные нормы площади на одного человека не нарушались, на каждого заключенного приходилось спальное место. Всем лицам, содержащимся в /________/, выдавались постельные принадлежности, ежемесячно выдавались средства гигиены. В камерах были установлены шкафы для хранения продуктов, вещей. С жалобами на перенаселенность камер никто не обращался, в том числе, Галышев А.А.
В соответствии с представленной справкой начальника ФКУ /________/ России по Томской области № /________/ от 12.02.2014, о содержании в ФКУ /________/ /________/ России по ТО Галышева А.А. в период с 18.05.2004 по 11.06.2004, предоставить информацию о количестве лиц, содержащихся в камерах, соблюдении нормы санитарной площади (о квадратных метрах, приходящихся на одного человека) и о соответствии количества содержащихся в камерах лиц количеству спальных мест в период до 03.09.2004 не представилось возможным в связи с тем, что учетная документация (книги количественной проверки, камерные карточки), которая велась в учреждении до 03.09.2004, была уничтожена по истечении сроков хранения.
В соответствии со ст. 23 Закона от 1995 года и п.п. 42-44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом МЮ РФ № 148 от 12.05.2000, действовавших до ноября 2005 года, камеры ФКУ /________/ УФСИН России по Томской области, в которых содержался Галышев А.А., были оборудованы: столом для приема пищи (стол был расположен у противоположной от входа в камеру стены у окна, между спальными местами, длина стола составляла 1м 50 см., нижние ярусы спальных мест, расположенные в 30 см по обе стороны во всю длину, использовались в качестве посадочных мест), водопроводным краном с холодной водой (горячее водоснабжение не предусмотрено с момента постройки зданий; доставка горячей воды производилась по просьбе лиц, содержащихся под стражей, из столовой учреждения); в каждой камере имелись бытовые электрокипятильники; раковиной, санитарным узлом (чаши- генуа), которые снабжены системой слива, оборудованной гидрозапорной системой. С целью соблюдения приватности санитарные узлы были отгорожены от основной площади помещения перегородкой (отсекающим экраном), высотой до 1 м 50 см, в кирпичном исполнении, облицованной керамической плиткой, раковины вмонтированы в стену, примыкали к внешней стороне отсекающего экрана; проход к санитарному узлу был отгорожен ширмой из плотной непрозрачной материи; розетками для подключения электроприборов; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; настенным зеркалом; бачком для питьевой воды с подставкой; радиодинамиком; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием; вызывной сигнализацией.
В камерах 1-го режимного корпуса имелось по одному окну. Окна были оборудованы в соответствии с требованиями. Размеры оконных проемов составляли 1 на 0,8 м. Решетка оконная камерная наружная имела каркас из стальной полосы, сечением 60 на 12 мм., решетчатое заполнение выполнено из стального прутка, диаметром 20мм и стальных полос, сечением 60 на 12 мм, размеры ячеек не превышают 100 на 200 мм. Решетка оконная камерная внутренняя выполнена из стального прутка, диаметром 10 мм, размеры ячеек не менее 50 на 50 мм. Металлические полосы и иные предметы, препятствующие естественному освещению и вентиляции, отсутствовали. Имелась возможность для чтения и письма при естественном освещении камеры в дневное время. Оконные рамы в камерах изготовлены из дерева и оборудованы форточками, что предполагает естественную вентиляцию камер. Полы были бетонные.
Данных о жалобах и обращениях Галышева А.А. по вопросам условий содержания за указанный период в ФКУ /________/ УФСИН России не имеется.
Истец указал также на наличие бетонных полов. Суду не представлено доказательств того, что обустройством бетонных полов истцу был причинен вред, что был нарушен температурный режим камер в связи с их наличием.
Сведения об уничтожении учетной документации, которая велась в учреждении до 03.09.2004 по истечении срока хранения подтверждаются актом на уничтожение журналов, номенклатурных дел, утвержденным начальником ФБУ /________/ УФСИН России по Томской области от 13.01.2010, согласно которому книга количественной проверки лиц, содержащихся в СИ с 05.04.2004 по 02.09.2004, была уничтожена по истечении срока хранения.
Поскольку в судебном заседании не нашли подтверждения доводы истца о его содержании в ненадлежащих условиях, оснований для компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ – /________/
/________/
/________/