Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30.09.2013г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Аскеровой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Быкова В. И., Быкова А. И. к администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, указав, что они являются детьми- сиротами, поскольку их мать Быкова О.В. умерла 08.01.2000г., а отец Быков И.Ю. решением Кировского районного суда гор. Самары был лишен родительских прав. У них в собственности имеется по 1/6 доли трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Вместе с тем, количество общей и жилой площади в указанной квартире существенно меньше норм, установленных в Самарской области. Несмотря на то, что они имеют право на предоставление жилья, соответствующие органы их об этом не информировали, самостоятельно на учет не поставили. В мае 2013г. им, как лицам из числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, было отказано в принятии на учет в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения о постановке на учет. Считают данный отказ необоснованным, поскольку в силу закона они обладают правом на обеспечение жильем.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят обязать ответчиков принять их на учет нуждающихся в жилых помещениях как детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда.
В судебном заседании истцы поддержали требования по изложенным выше основаниям, при этом пояснили, что их не информировали о наличии у них права на обеспечение жильем, самостоятельно соответствующие органы их на данный учет не поставили. В связи с этим, их права являются нарушенными. Кроме того, они до достижения 23 летнего возраста обращались с вопросом о постановке их на учет нуждающихся в жилых помещениях как детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда. Вместе с тем, в связи с недостаточностью собранных ими документов им было отказано в принятии заявления. Своевременно собрать полный пакет документов они не имели возможности, поскольку ряд справок выдается на платной основе, а уплатить требуемую сумму они не могли в связи с тяжелым материальным положением. Кроме того, формирование необходимого пакета документов требовало значительных временных затрат, поскольку они вынуждены были собирать соответствующие документы из различных учреждений. Поскольку они обладают правом на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, данное право не утрачивается в связи с достижением определенного возраста, считают, что они могут быть поставлены на указанный выше учет.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие обозначенного участника процесса.
Представитель администрации г.о. Самара Белова Е.Л., действующая на основании доверенности, иск не признала, при этом пояснила, что право на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда заявителями утрачено, поскольку они обратились с заявлениями о принятии их на учет и включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по достижении 23 летнего возраста - в возрасте 24 лет. В связи с этим, считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, суд считает требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статейКонституцииРоссийской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральныхзаконови иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п.3 ст. 8 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из п.4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что у Быкова В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Быкова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения до достижения последним 18 летнего возраста умерла мать и отец был лишен родительских прав.
06.03.2013г. истцы обратились в администрацию г.о. Самара с заявлениями о принятии на учет и включении в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в связи с отсутствием закрепленного за ними жилого помещения.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 08.05.2013г. № 1313 истцам было отказано в принятии и включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения о постановке на учет.
Судом установлено, что истцы имели статус лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они в несовершеннолетнем возрасте находились под опекой своей бабушки Левановой М.Ф. в связи со смертью матери и лишением отца родительских прав. Проживание истцов в занимаемой ими на праве собственности квартире невозможно, поскольку общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менееучетной нормыплощади жилого помещения. Иного жилья Быков А.И. и Быков В.И. в собственности не имеют, нанимателями иных жилых помещений не являются, жильем как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, до настоящего времени обеспечены не были.
Данные обстоятельства не отрицались сторонами в судебном заседании и подтверждаются свидетельствами о рождении истцов; свидетельством о смерти матери истцов Быковой О.В. от 12.01.2000г.; решением Кировского районного суда г.Самары от 17.08.2004г. согласно которого отец истцов Быков И.Ю. был лишен родительских прав в отношении своих несовершеннолетних сыновей Быкова В.И. и Быкова А.И.; распоряжениями администрации Кировского района г.Самары №158, 159 от 09.02.2004г. из которых следует, что Леванова М.Ф. назначена опекуном истцов; справкой службы по учету
потребителей ЖКУ №6 в которой указано, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 52,10 кв.м., жилой 36,40кв.м. постоянно зарегистрированы истцы, а также иные лица, а всего 8 человек(обеспеченность на одного человека 6,51 кв.м. общей площади и 4,55 кв.м. жилой); выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах истцов на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества, согласно которым Быкову В.И. и Быкову А.И. принадлежит на праве общей долевой собственности по 1\6 доли каждому в праве собственности на квартиру (что соответствует 8,68 кв.м. общей площади и 6, 06 кв.м. жилой); а также отсутствием доказательств, подтверждающих реализацию права Быковых на обеспечение жильем.
Принимая во внимание данные обстоятельства и учитывая, что в соответствии с действующим законодательством право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями в случае, если указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, что имеет место в данном случае, суд находит требования Быковых обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя администрации г.о.Самара о том, что истцами пропущен срок для обращения с заявлением о постановке на учет, в связи с чем их право на обеспечение жильем является утраченным, безосновательны. Согласноп.9 ст. 8 ФЗРФ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот"с 1 января 2013 года право на обеспечение жилыми помещениями распространяется на тех лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, дофактическогообеспечения их жилыми помещениями. При этом в ФЗ РФ № 15-ФЗ от 29.02.2012, который и ввел в силу новую редакциюст. 8 ФЗРФ"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот", говорится, что новая редакция распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,т.е.до 1 января 2013 года. Анализируя указанные положения законодательства, суд считает, что закон не содержит указание на то, что достижение определенного возраста подразумевает одновременное прекращение права. Напротив, приведенным законом предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за выше указанными лицами и в том случае, если они достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В связи с этим, истцы не могут быть лишены гарантированного и нереализованного права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить их на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилых помещениях. Поскольку истцы проживают в жилом помещении, в котором обеспеченность общей площадью на одного человека составляет 6,51 кв.м. и жилой – 4,55 кв.м., что существенно ниже норм, установленных в Самарской области, иного жилья не имеют, что подтверждается выше приведенными доказательствами, суд считает, что Быковы объективно относятся к категории нуждающихся. В связи с этим, законные права истцов, связанные с постановкой на учет на улучшение жилищных условий по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилых помещений, должны быть восстановлены независимо от того, что их возраст старше 23 лет.
Ссылки представителя администрации г.о. Самара на то, что истцам было обоснованно отказано в постановке на учет, поскольку заявление было подано после достижения предельного возраста, не могут быть приняты судом во внимание по выше приведенным основаниям. К тому же, истцы ссылаются на то, что соответствующие органы их не информировали о порядке предоставления им жилья, что не отрицалось сторонами в судебном заседании и подтверждается отсутствием доказательств, указывающих на
обратное. Из приведенных выше положений закона усматривается, что права истцов обеспечиваются и охраняются государством, органы местного самоуправления в отношении лиц, оставшихся без попечения родителей должны принимать меры по учету таких детей и решать вопросы, связанные с предоставлением им жилых помещений. Вместе с тем, истцы не были поставлены на соответствующий учет, а также проинформированы о порядке предоставления им жилья, что свидетельствует о том, что государство, в данном случае, в лице своих представительных органов - органов местного самоуправления и отдела опеки и попечительства, призванных защищать права детей свои обязанности не выполнили и права Быковых, как детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей не защитили. При таких обстоятельствах, учитывая, что истцы не могут нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления и органов опеки, суд считает, что подача заявления Быковыми после достижения 23 летнего возраста не влечет за собой прекращения права на обеспечение жильем. Кроме того, как указано выше, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется до фактического обеспечения соответствующих лиц жилыми помещениями.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Быкова В. И., Быкова А. И. удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара принять Быкова В. И. и Быкова А. И. на учет нуждающихся в жилых помещениях как детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения муниципального специализированного жилого фонда.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.10.2013г.
Судья Ю.В. Косенко