Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1640/2013 ~ М-1308/2013 от 20.05.2013

Дело № 2-1640/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Елизово 13 ноября 2013 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего

судьи Цитович Н.В.

при секретаре Беляевой Я. В.,

с участием помощника прокурора Паламарчук Е. А., ответчика Царькова Д. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Елизовского городского прокурора к Управлению образования администрации Елизовского муниципального района – Муниципальное Казенное Учреждение, Царькову Денису Александровичу о признании трудового договора заключенного с нарушением требований Трудового Кодекса РФ, ФЗ « О противодействии коррупции», расторжении трудового договора,

У С Т А Н О В И Л:

Елизовский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, ссылаясь на те обстоятельства, что Елизовской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления, в результате которой установлены существенные нарушения требований законодательства о противодействии коррупции со стороны Управления образования администрации Елизовского муниципального района и Царькова Д. А. 31 августа 2012 года Царьков принят на службу в органы прокуратуры Камчатского края и назначен на должность помощника Елизовского городского прокурора. 03 октября 2011 года назначен на должность заместителя прокурора Карагинского района. 13 августа 2012 года приказом № 222-л уволен из органов прокуратуры и освобожден от должности по собственному желанию в соответствии с п. 3 ст. 77 ТК РФ. 03 июля 2012 года принят на должность начальника юридического отдела Управления образования и с ним заключен трудовой договор. Трудовой договор заключен с Царьков с нарушением ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 ФЗ « О противодействии коррупции», поскольку гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Царьков с заявлением на дачу согласия на замещение муниципальной должности в Управлении образования администрации Елизовского муниципального района не обращался. При этом должность помощника прокурора включена в перечень должностей при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и в его должностные обязанности входили функции государственного управления осуществление надзора за исполнением федерального законодательства и законностью правовых актов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, осуществление надзора за исполнением законов и законностью нормативных и правовых актов органов местного самоуправления Елизовского района и входящих в него муниципальных образований. В рамках своих полномочий Царьков проводил проверки в отношении Управления образования, подготавливал меры прокурорского реагирования. Просили признать трудовой договор № 24/1 от 07 сентября 2012 года заключенный Управлением образования, администрации Елизовского муниципального района –МКУ с Царьковым заключенным с нарушением требований абзаца 1 ст. 64.1 Трудового Кодекса и части 1 ст. 12 ФЗ « О противодействии коррупции» с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Управление образования администрации Елизовского муниципального района расторгнуть с Царьковым трудовой договор от 07 сентября 2012 года на основании пункта 11 ст. 77 Трудового Кодекса РФ.

В судебном заседании помощник Елизовского городского прокурора Паламарчук Е. А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что для Царьковым необходимо было получить согласие комиссии, поскольку он занимая должность помощника прокурора осуществлял функции государственного управления, им проводились проверки в отношении Управления образования. Трудовой договор заключен без согласия комиссии по урегулированию споров. Царьков готовил проекты мер прокурорского реагирования, направлял требования, где являлся исполнителем.

Ответчик Царьков Д. А. исковые требования не признал и суду пояснил, что прокурором пропущен срок для обращения в суд, так как срок обращения составляет 3 месяца, поскольку в 2012 году прокурору было известно о его работе в Управлении образовании. Функций по управлению в отношении Управления образования он не осуществлял. С момента его перевода с должности помощника прокурора Елизовского городского прокурора истекли два года и оснований для расторжения трудового договора отсутствуют. С октября 2012 года должностные обязанности помощника Елизовского городского прокурора не исполнял, так как был переведен заместителем прокурора Карагинского района. Кроме того его доход составляет менее 100000 руб. и согласие комиссии не требуется. Меры прокурорского реагирования такие как представление, предостережение обязательной силы не имеют.

Представитель Управления Образования Администрации Елизовского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Суд, выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

31 августа 2007 года Царьков был принят на службу в органы прокуратуры Камчатского края и назначен на должность помощника Елизовского городского прокурора. 03 октября 2011 года переведен заместителем прокурора Карагинского района и 13 августа 2012 года уволен из органов прокуратуры Камчатского края (л.д.10).

С 03 сентября 2012 года принят на должность начальника юридического отдела Управления образования администрации Елизовского муниципального района - Муниципальное Казенное Учреждение (л.д.12).

В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации в течение 2-х лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" также предусмотрено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. N 557.

Указанный перечень включает в себя должности старшего и помощника прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.

Согласно п. 2 ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте работы.

Аналогичная обязанность возложена на работника и ч. 2 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции», из которой следует, что гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

В силу п. 3 ст. 12 Закона, несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Из этого следует, что основанием для расторжения с работником трудового договора является несоблюдение работником обязанности о сообщении работодателю сведений о последнем месте службе.

Трудовой Кодекс РФ не содержит такого основания прекращения трудового договора, как отсутствие согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Не возлагается и действующим законодательством и обязанности представления бывшим служащим обращения в комиссию.

Вышеперечисленные нормы закона не запрещают заключение трудового договора с бывшим государственным служащим до получения согласия соответствующей комиссии, поскольку согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов дается уже после заключения трудового договора с бывшим государственным служащим и работодатель при его заключении не вправе требовать от бывшего служащего документ, подтверждающий такое согласие.

Таким образом, заключение трудового договора при отсутствии согласия комиссии не может расцениваться как заключение трудового договора с нарушением требование ч. 1 ст. 64.1 ТК РФ и ч. 1 ст. 12 ФЗ « О противодействии коррупции».

На основании пункта 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 ТК РФ).

Действительно ст. 84 ТК РФ предусматривает такое основание прекращения трудового договора, однако суд полагает, что по данному основанию договор может быть расторгнут, если бывший служащий не сообщил работодателю о замещении им определенной должности.

Как пояснил в судебном заседании ответчик Царьков, при заключении трудового договора он сообщил свое последнее место работы и должность.

В данном случае прекращение трудового договора возможно по обстоятельствам не зависящим от воли сторон по п.13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, согласно которому трудовой договор подлежит прекращению в случае возникновения установленных Трудовым Кодексом РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнение работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. В качестве такого ограничения может являться отсутствие согласие комиссии. Однако требования о расторжении трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ прокурором не заявлялись.

В соответствии с п. 4 ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции», под функциями государственного муниципального (административного) управления организацией понимается полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений(лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. Осуществление функций государственного управления предполагает в том числе осуществление государственного надзора и контроля.

Вместе с тем суд полагает, что если гражданин осуществлял отдельные функции управления, направленные на неопределенных круг лиц в конкретной сфере, в которой функционирует организация и при этом гражданин не совершал действий, которые могли создать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритеты согласие комиссии не требуется.

Согласно должностной инструкции Царькова от 06 ноября 2009 года (л.д. 38-43), помощник прокурора осуществляет надзор за исполнением законов и законностью нормативных и правовых актов представительных органов местного самоуправления Елизовского района и входящих в него муниципальных образований, исполнение бюджетного законодательства на поднадзорной территории, за исполнением федерального законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно должностной инструкции Царькова от 22 июля 2008 года (л.д. 152-157), являясь помощником прокурора в его обязанности входило осуществлять надзор за исполнением законодательства по делам несовершеннолетних и молодежи, материнства и детства органами системы профилактики, органами государственной власти, местного самоуправления, правопорядка, контроля (надзора), из должностными лицами, составлять статистическую отчетность по данному направлению.

Согласно распоряжению № 25-Р от 23 июня 2010 года об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в Елизовского городской прокуратуре (л.д.79-80) ответчик обязан был в соответствии с планами работы, организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры края, указаниями вышестоящего прокурора, а также на основании поступивших сообщений проводить проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, государственной и муниципальной службе.

Суду не представлено доказательств того, что Царьков являясь помощником прокурора, осуществлял отдельные функции государственного управления в данном случае функции государственного надзора непосредственно над Управлением образования, принимал решения обязательные для исполнения.

Доводы прокурора о том, что Царьковым проводились проверки в отношении Управления образования не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств проведения таких проверок суду не представлено.

Представленные суду письменные документы (л.д.172, 177-178, 179,190-193, 194196-197, 200-202), на которых имеются резолюции для Царькова подготовить докладную записку, информацию, не свидетельствуют об осуществлении им функций управления.

Не могут быть приняты судом по внимание и представленные прокурором требования, предостережения адресованные начальнику Управления Образования, поскольку требования были направлены от имени и.о. прокурора Янина А. И., Елизовского городского прокурора Саксина В. В. Царьков в них указан как исполнитель, который изготавливал текст документа.

Доводы Царькова о том, что прокурором пропущен срок обращения в суд, так как истекли три месяца не состоятельны, поскольку указанные в статье 392 ТК РФ сроки установлены для работника и работодателя при обращении в суд работника за разрешением индивидуального трудового спора, а для работодателя по спорам о возмещении ущерба.

С 03 октября 2011 года Царьков занимал должность заместителя прокурора Карагинского района, то есть начиная с 03 октября 2011 года изменились трудовые функции, а также должностные обязанности, что позволяет суду сделать вывод о том, что с момента его перевода с должности помощника Елизовского городского прокурора на момент рассмотрения дела истек установленный законом 2-хлетний срок, в течение которого требуется получение согласие комиссии для замещения должности.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований заместителю Елизовского городского прокурора к Управлению образования администрации Елизовского района- Муниципальное Казенное Учреждение о признании трудового договора № 24/1 от 07 сентября 2012 года заключенный Управлением образования администрации Елизовского муниципального района с нарушением требований абзаца 1 статьи 64.1 Трудового Кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 12 Федерального закона « О противодействии коррупции» с момента вступления решения в законную в силу, возложении обязанности на Управление образования администрации Елизовского муниципального района – Муниципальное Казенное Учреждение расторгнуть с Царьковым Денисом Александровичем трудовой договор на основании пункта 11 статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме- 20 ноября 2013 года.

Судья Н. В. Цитович

2-1640/2013 ~ М-1308/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
зам Ел прокурора
Ответчики
Управление образования ЕМР
Суд
Елизовский районный суд Камчатского края
Судья
Цитович Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
elizovsky--kam.sudrf.ru
20.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2013Передача материалов судье
25.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.08.2013Предварительное судебное заседание
10.09.2013Судебное заседание
21.10.2013Производство по делу возобновлено
21.10.2013Судебное заседание
05.11.2013Судебное заседание
13.11.2013Судебное заседание
20.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2014Дело оформлено
04.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее