Дело № 2-1880/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 24 ноября 2017 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Шутовой Е.В.,
при секретаре Жильцовой О.С.,
с участием истца Рычкова А.А. посредством видеоконференц-связи,
представителя ответчика Люлевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рычкова Анатолия Александровича к администрации Ивановского сельского поселения Ковровского района Владимирской области, Министерству обороны РФ о возложении обязанности выполнить работы по реконструкции жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Рычков А.А. обратился в суд с иском к администрации Ивановского сельского поселения Ковровского района Владимирской области, в котором просит обязать администрацию Ивановского сельского поселения <адрес> провести реконструкцию несущих конструкций многоквартирного <адрес>, расположенного на <адрес>-<адрес> <адрес>.
В судебном заседании Рычков А.А. исковые требования поддержал. В обоснование заявленных требований пояснил, что он является лицом из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей: мать Рылина С.В. решением Ковровского городского суда от <дата>. лишена родительских прав. Постановлением главы администрации Ивановского сельского округа от 22.03.2001 г. № 12 за ним забронировано жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кВ.4 и выдано охранное свидетельство. Полагает собственником данного дома является администрация Ивановского сельского поселения Ковровского района. В 2010 году он был осужден и в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 ФСИН России по Владимирской области. До этого он периодически посещал выделенное ему жилое помещение, поддерживал его в надлежащем состоянии. Однако, распоряжением администрации Ковровского района от <дата> данное помещение признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодным для проживания в результате утраты функционального значения конструкций дома, что свидетельствует о том, что администрация Ивановского сельского поселения Ковровского района не выполняла свои обязанности, предусмотренные ч.ч.3,4 ст.30 ЖК РФ и не поддерживала <адрес> в <адрес>-<адрес>, <адрес> в надлежащем состоянии. Просит обязать администрацию Ивановского сельского поселения <адрес> провести реконструкцию несущих конструкций многоквартирного <адрес>, расположенного на <адрес> <адрес>, либо в случае не возможности реконструкции дома выделить ему новое жилье, при этом полагает, что не должен и не желает вставать на учет в качестве нуждающегося.
Представитель ответчика - администрации Ивановского сельского поселения Владимирской области Люлева Е.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что администрация Ивановского сельского поселения не является собственником жилья, поскольку жилье находится в собственности Министерства Обороны РФ, поэтому является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, администрация Ивановского сельского поселения без оснований не может предоставить жилое помещение.
Представитель соответчика Министерства обороны РФ, привлеченного определением суда от 22.08.2017 г., от имени которого действует ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, ранее представлял письменные возражения, в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать истцу в удовлетворении требований, поскольку договор социального найма с ним не заключался, на учете в качестве нуждающегося он не состоит, а также в связи с пропуском срока исковой давности.
Представитель третьего лица - ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна, об отложении рассмотрения дела не просил, представил письменный отзыв, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес> <адрес>, принят на балансовый учет учреждения по передаточному акту от ФГКЭУ «Ковровской КЭЧ района» Министерства обороны РФ. Жилое помещение <№>, как отдельный объект недвижимого имущества, на балансовый учет учреждения не передавалось.
Представитель третьего лица – ООО «ГУЖФ» извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, оставил удовлетворение требований истца на усмотрение суда.
Третье лицо – Рылин А.А. извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, конверт вернулся с отметкой «Истек срок хранения».
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их надлежащее и своевременное уведомление о дате, времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, не усматривая оснований для отложения судебного разбирательства, полагает возможным рассмотреть дело по существу.
Выслушав истца Рычкова А.А., представителя ответчика Люлеву Е.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
Судом установлено, что Рычков А.А. является сиротой и относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Рылина С.В. решением Ковровского городского суда от <дата>. лишена родительских прав.
Согласно протоколу <№> совместного заседания профсоюзного комитета <№> командования войсковой части 11931 от <дата> по вопросу распределения жилой площади рабочим и служащим войсковой части 11931 Рылиной С.В., с составом семьи три человека, выделена двухкомнатная <адрес>, площадью <данные изъяты> как нуждающейся в улучшении согласно очередности.
Постановлением главы администрации Ивановского сельского округа Ковровского района от 22.03.2001 №12 за Рычковым А.А., <дата> года рождения, забронировано жилое помещение по адресу: <адрес>-<адрес>, без права подселения и права продажи без согласия органов опеки.
При рассмотрении дела установлено, что указанное жилое помещение находится в военном городке, относится к федеральной собственности и закреплено за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
По данным ООО «ГУЖФ» в настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрирован 1 человек, лицевой счет открыт на Рылину С.В.
Распоряжением администрации Ковровского района от <дата> данное помещение признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодным для проживания в результате утраты функционального значения конструкций дома.
Сведений о наличии у Рычкова А.А. иных жилых помещений не имеется.
Поскольку до достижения 23 лет истец не обращался в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был постановлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, решением Ковровского городского суда от 07.09.2016 г., оставленным без изменения определением судебной коллегией Владимирского областного суда от 01.12.2016 г., административные исковые требования Рычкова А.А. к администрации Ковровского района о признании незаконным бездействия в части не обеспечения его жилым помещением и возложении обязанности предоставить ему жилое помещение не ниже установленных социальных норм, оставлены без удовлетворения.
На основании заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № 18 от 21.12.2012 г. администрацией Ковровского района <дата> издано распоряжение № 32р, которым жилые помещения <адрес>, расположенные по адресу: <адрес>, район Ковровский, МО Ивановское сельское поселение, <адрес>, <адрес>, признаны несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению и не пригодными для проживания в результате утраты функционального значения конструкций дома.
При этом заключение межведомственной комиссии о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции <адрес> или всего дома отсутствует.
Доказательств того, что <адрес> по указанному адресу подлежит реконструкции истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
В ходе рассмотрения дела истец настаивал на обязании администрации Ивановского сельского поселения <адрес> провести реконструкцию несущих конструкций многоквартирного <адрес>, расположенного на <адрес> <адрес>, либо в случае не возможности реконструкции дома выделить ему новое жилье.
Однако, суд находит заслуживающим внимание довод представителя ответчика администрации Ивановского сельского поселения Ковровского района Владимирской области о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по данному делу поскольку спорное жилое помещение находится в федеральной собственности.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований Рычкова А.А.
Поскольку требования истца не подлежат удовлетворению в том числе по недоказанности возможности реконструкции дома, довод представителя соответчика Министерства обороны РФ о применении срока исковой давности к заявленным требованиям не имеет значения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рычкова Анатолия Александровича к администрации Ивановского сельского поселения Ковровского района Владимирской области, Министерству обороны РФ о возложении обязанности выполнить работы по реконструкции жилого помещения оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Шутова
Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2017 года.