Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1898/2013 ~ М-1632/2013 от 07.08.2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2013 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при секретаре Тимофеевой Ю.Ф., с участием прокурора А., адвоката И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Осипова С. Ю. о признании незаконным уклонения Территориальной избирательной комиссии ... района ... области от предоставления заверенных копий ведомостей проверки подписных листов, отмене решения Территориальной избирательной комиссии ... района ... области от (дата) , обязании Территориальной комиссии ... района ... области зарегистрировать Осипова С. Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... муниципального района ... области по многомандатному избирательному округу

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель просит суд признать незаконным уклонение Территориальной избирательной комиссии ... района ... области от предоставления заверенных копий ведомостей проверки подписных листов, отменить решение Территориальной избирательной комиссии ... района ... области от (дата) об отказе в регистрации Осипову С.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... муниципального района ... области, обязать Территориальную комиссию ... района ... области зарегистрировать Осипова С. Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... муниципального района ... области по многомандатному избирательному округу на выборах, назначенных на (дата)

Требования мотивированы тем, что решение ТИК ... района ... области от (дата) об отказе в регистрации Осипову С.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... района по многомандатному избирательному округу на выборах, назначенных на (дата), заявитель считает неграмотным и незаконным.

ТИК ... района в результате проверки подписных листов из ... представленных заявителем подписей признала недействительными ... подписей, в связи с чем на основании пункта 4 части 12 ст.28 Закона МО «О муниципальных выборах в Московской области» приняла решение отказать в регистрации Осипову С.Ю. Указанное решение немотивированно, так как в его тексте не содержится (не указаны) конкретные причины признания недействительными подписных листов, собранных и представленных заявителем. Кроме того, Закон Московской области от 04.06.2013г. №46/20130ОЗ (в ред. от 07.06.2013г.) «О муниципальных выборах в Московской области» в составе ст.28 не содержит оснований признания избирательных листов кандидатов недействительными, не имеет пункта 4 ч.12 ст.28. Устно Осипову С.Ю. сказали, что членам ТИК ... района не понравилось как граждане России, обладающие избирательным правом, проживающие и зарегистрированные на территории сельского поселения ..., внесли свой адрес в подписные листы, а именно подробно указывая свой адрес с указанием полностью названия муниципального района ... области, полностью название населенного пункта, улицы и номера дома, допустили сокращения названия субъекта Российской Федерации. Так вместо «... область» вписывали «...» или «...». Эта мотивировка подтверждена итоговым протоколом рабочей группы ТИК ... района от (дата), полученным на руки Осиповым С.Ю. (дата).

Сведения об отказе в регистрации кандидатом опубликованы на официальном сайте ИК ... области (дата) Итоговый протокол от (дата) не соответствует оспариваемому решению, согласно протоколу кандидатом представлено ... подписей, проверено ... подписей, отклонено ... подписей, принято ... подписи. Согласно решению ТИК представлено 14 подписей, проверено ... подписей, признаны недействительными ... подписей, при этом, написано, что отклонено ... подписи, хотя разница между ... и ... составляет .... Ни итоговый протокол, ни решение не содержат описания конкретных причин отказа в регистрации кандидата. Заключений в обоснование своего решения ТИК не приводит, соответствующих исследований не проводилось, фактов недостоверности подписей и данных о подписантах не обнаружено.

Исходя из обычаев делового оборота, сокращение «...» как указание наименование субъекта «...» является в ... области общеупотребимым, в том числе при составлении документов строгой отчетности и финансовых документов. Со стороны ТИК ... района было грубейшим образом нарушено требование ч.17 ст.30 закона Московской области, копия итогового протокола не была передана заявителю в установленный законом срок, также Осипову С.Ю. не были вручены заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, чем также были нарушены его права.

Заявитель и его представитель на удовлетворении заявления настаивали по доводам, изложенным в заявлении.

Представители Территориальной избирательной комиссии ... района ... области с заявлением не согласны по доводам, изложенным в письменных возражениях, считают решение избирательной комиссии законным и обоснованным, просят в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Выслушав заявителя и его представителя, представителей Территориальной избирательной комиссии ... района ... области, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, проверив и изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с ч. 3 ст. 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в пункте 5 части 22 статьи 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 № 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".

При этом согласно подпункта "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.

В силу пункта 4 части 12 статьи 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 № 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.

В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 № 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов.

Соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидат. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной, либо недостоверной или недействительной (части 5 и 7 статьи 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области")

По делу установлено, что решением Совета депутатов сельского поселения ... муниципального района ... области от (дата) назначены выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения ... и главы сельского поселения ... муниципального района ... области на (дата).

(дата) Осипов С.Ю. обратился в Территориальную избирательную комиссию ... района с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... по многомандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения. К заявлению Осиповым С.Ю. в соответствии с требованиями п.2 ст.23 Закона Московской области №101/2006-ОЗ от 11.07.2006г. «О муниципальных выборах в Московской области» были приложены необходимые документы.

(дата) Осипов С.Ю. в соответствии с п.3 ст.28 Закона Московской области №101/2006-ОЗ от 11.07.2006г. «О муниципальных выборах в Московской области» представил в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве ... листа, в составе ... папки, содержащей ... подписей, протокол об итогах сбора подписей избирателей.

Территориальной Избирательной комиссией ... района ... области в соответствии со ст. ст. 37, 38 Федерального закона от (дата) № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. ст. 27, 28 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" 31.07.2013г. была проведена проверка представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... ... подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.

Решением Территориальной избирательной комиссии ... района ... области от (дата) Осипову С.Ю. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... муниципального района ... области, со ссылкой на п.4 ч.12 ст.28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», поскольку в результате проведенной проверки признаны недействительными ... подписей избирателей, что составляет ...% от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Установлено, что согласно итоговому протоколу от (дата) из проверенных ... подписей избирателей на ... подписном листе избирательной комиссией признаны недействительными ... подписей в соответствии с п.4 ч.12 ст. 28 Закона Московской области №101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области")

В судебном заседании судом были исследованы оригинал подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в количестве ... листа, в составе ... папки, содержащей ... подписей.

Суд, проверяя те же подписи, которые были предметом проверки избирательной комиссии, установил, что из подлежащих проверке 12 подписей избирателей недействительными являются 9 подписей (строка 1, 2,6,7,8,9,10,11,12).

Суд приходит к выводу о том, что у территориальной избирательной комиссии имелись основания для отказа заявителю в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... муниципального района ... области, т.к. Осиповым С.Ю. не представлено достаточного количества достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации.

Процедура проверки избирательной комиссией подписных листов соответствовала порядку, установленному Законом Московской области от 11 июля 2006 № 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".

Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 7и.8 к настоящему Федеральному закону.

Приложением № 7 и 8 к указанному закону предусмотрено указание в подписном листе адреса места жительства избирателя, его подписавшего.

В силу ч. 5 ст. 27 Закона Московской области от 11 июля 2006 № 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

Судом установлено, что в подписном листе, проверенном территориальной избирательной комиссией ... района ... области, в сведениях об адресе места жительства избирателей (строка ...), не указано наименование субъекта Российской Федерации - ... область, где указанные в подписных листах избиратели имеют место жительства.

Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, референдума, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории, на обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 г. № 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В силу п. 2 ст. 1 Закона Московской области от 11 июля 2006 № 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.

Суд считает неправомерным написание в подписных листах (строка ...), наименование субъекта «....», поскольку считает, что такое написание в силу требований п.9 ст.28 Закона Московской области №101/2006-ОЗ от 11.07.2006г. «О муниципальных выборах в Московской области» препятствует однозначному восприятию сведений об избирателе.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в подписном листе, представленным Осиповым С.Ю. (строка ...), действительно в сведениях об избирателях, подписавших их, в графе адрес места жительства, указаны не все требуемые действующим избирательным законодательством данные, сведения о субъекте Российской Федерации - ... область.

Доводы заявителя о том, что территориальной избирательной комиссией не соблюден срок, предусмотренный п. 7 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ для вручения ему копии протокола проверки подписных листов до заседания избирательной комиссии, на котором должен был быть решен вопрос о регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... по многомандатному избирательному округу , не могут явиться основанием к удовлетворению заявленных требований.

Действительно территориальной избирательной комиссией (дата) вручен Осипову С.Ю. протокол, а (дата) территориальной избирательной комиссией ... района ... области принято решение об отказе в регистрации Осипова С.Ю. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... района ... области.

Нарушение территориальной избирательной комиссией ... района ... области срока вручения заявителю протокола не может служить основанием для отмены решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... района ... области, так как само по себе не соблюдение указанного срока не свидетельствует о незаконности принятого решения.

Суд не может считать состоятельной ссылку заявителя о том, что к спорным правоотношениям должен применяться Закон Московской области от 04.06.2013г. №46/20130ОЗ (в ред. от 07.06.2013г.) «О муниципальных выборах в Московской области», поскольку данный закон распространяет свое действие на выборы, назначенные после его вступления в силу (20.06.2013г.). Установлено, что выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения ... и главы сельского поселения ... муниципального района ... области назначены решением Совета депутатов сельского поселения ... муниципального района ... области от (дата) .

Довод заявителя о том, что в оспариваемом решении Территориальной избирательной комиссии от (дата) указано, что на проверку представлено и проверено ... подписей, суд считает технической опиской, которая не свидетельствует о незаконности принятого решения. Территориальной избирательной комиссией ... района от (дата) вынесено решение об исправлении технической описки в решении ТИК ... района от (дата)

Суд полагает, что довод заявителя о том, что он не был приглашен для участия в проверке подписей, не свидетельствует о незаконности принятого решения.

Суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным уклонения Территориальной избирательной комиссии ... района ... области от предоставления заверенных копий ведомостей проверки подписных листов, поскольку в силу п.14 ст.28 Закона Московской области от 11 июля 2006 № 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" кандидат вправе получить заверенные копии ведомостей подписных листов, однако заявитель при получении копии итогового протокола не изъявил желания получить ведомости подписных листов, что не отрицал в судебном заседании Осипов С.Ю.. Доказательств тому, что избирательная комиссия уклонялась от вручения ведомостей заявителю, суду не представлено.

При установленных обстоятельствах суд полагает, что у территориальной избирательной комиссии ... района отсутствовали правовые основания для регистрации Осипова С.Ю. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... района ... области, поскольку заявителем в территориальную избирательную комиссию ... района ... области не представлено достаточного количества достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Осипову С. Ю. о признании незаконным уклонения Территориальной избирательной комиссии ... района ... области от предоставления заверенных копий ведомостей проверки подписных листов, отмене решения Территориальной избирательной комиссии ... района ... области от (дата) , обязании Территориальной комиссии ... района ... области зарегистрировать Осипова С. Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения ... муниципального района ... области по многомандатному избирательному округу - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Рузский районный суд Московской области в течение пяти дней.

Судья Н.Ю.Ануфриева

2-1898/2013 ~ М-1632/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Осипов Сергей Юрьевич
Другие
Территориальная избирательная комиссия Рузского района Московской области
Суд
Рузский районный суд Московской области
Судья
Ануфриева Наталия Юрьевна
Дело на странице суда
ruza--mo.sudrf.ru
07.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2013Передача материалов судье
07.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2013Судебное заседание
09.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее