У
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Х 19 августа 2020 года
Октябрьский районный суд Х в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре А3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Х о возложении обязанности, взыскании процентов,
УСТАНОВИЛ:
А1 обратилась в суд с иском к ИФНС по Х о возложении обязанности возвратить ей сумму НДФЛ в размере 9698 рублей, взыскании процентов на основании ст. 78 НК РФ в сумме 968,90 рубля, расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей. Требования мотивировала тем, что она имеет право на возмещение НДФЛ за обучение в 2015 – 2016 годах, в связи с чем в 2017 году ею были поданы налоговые декларации за 2015, 2016 годы, в которых она указывала свои доходы и расходы. В 2019 году она неоднократно обращалась в ИФНС по Х с требованием о возмещении подоходного налога, однако до настоящего времени денежные средства ей не возвращены.
В судебное заседание истец А1 не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена, при подаче иска ею подано ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика ИФНС по Х не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны, в том числе, принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ч.ч. 6, 7, 8 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с ч. 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Судом установлено, что на основании договора от 00.00.0000 года А1 обучалась в НП «Априори – учебный центр», стоимость обучения составила 2600 рублей.
В 2015 году А1 поступила в аспирантуру ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», в связи с чем производила оплату за обучение: 00.00.0000 года – 18000 рублей, 00.00.0000 года – 18000 рублей, 00.00.0000 года – 18000 рублей.
Кроме того, 00.00.0000 года А1 заключила договор об образовании на обучение по образовательным программам высшего образования с ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», в связи с чем 00.00.0000 года ею произведена оплата за обучение в сумме 18000 рублей.
00.00.0000 года в ИФНС по Х поступила налоговая декларация А1 по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 00.00.0000 года. Декларация не отражала налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 – 221 НК РФ.
Рассматривая спор по существу, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска о возложении на ИФНС по Х обязанности осуществить возврат оплаченного А1 за 2015 – 2016 годы налога в размере 9698 рублей, взыскании процентов в размере 968,90 рубля, расходов по уплате государственной пошлины.
Так, 00.00.0000 года в ИФНС по Х поступили уточненные налоговые декларации А1 по налогу на доходы физических лиц за 2015, 2016 годы (форма 3-НДФЛ), с суммой налога на доходы физических лиц за 2015 год, подлежащей возврату из бюджета в размере 9360 рублей – в связи с получением социального вычета по расходам на обучение, с суммой налога на доходы физических лиц за 2016 год, подлежащей возврату из бюджета в размере 12740 рублей – в связи с получением социального вычета по расходам на обучение.
В период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года налоговым органом проведена налоговая камеральная проверка, по результатам которой составлены акты проверок №У, У. Из акта У от 00.00.0000 года следует, что налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки было установлено, что общая сумма, документально подтвержденных расходов на обучение в 2015 году составляла 20600 рублей, социальный вычет в сумме документально не подтвержденных расходов на обучение в 2015 году в размере 51400 рублей предоставлен быть не может, в связи с чем на основании представленной декларации за 2015 год подлежит возврату из бюджета сумма налога в размере 2678 рублей (20600 * 13%) (л.д. 37 – 40). Из акта У от 00.00.0000 года следует, что налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки было установлено, что общая сумма, документально подтвержденных расходов на обучение в 2016 году составляла 36 000 рублей (документально подтверждены оплаты 00.00.0000 года в сумме 18000 рублей, 00.00.0000 года в сумме 18000 рублей, при этом, не была представлена квитанция об оплате 18000 рублей от 00.00.0000 года), социальный вычет в сумме документально не подтвержденных расходов на обучение в У году в размере 59000 рублей предоставлен быть не может, в связи с чем на основании представленной декларации за 2016 год подлежит возврату из бюджета сумма налога в размере 4680 рублей (36000 * 13%) (л.д. 41 – 44). Указанные акты налоговой проверки получены А1, в установленном законом порядке не оспорены (л.д. 45).
Из отзыва на иск, пояснений представителя ИФНС по Х, данных ранее в судебных заседаниях, следует, что 00.00.0000 года А4 в телефонном режиме сообщила налоговому инспектору о наличии у нее квитанции от 00.00.0000 года на сумму 18000 рублей, подтверждающей оплату за обучение по договору от 00.00.0000 года, заключенному с ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет», в связи с чем просила осуществить ей возврату налога за 2015 – 2016 годы с учетом указанной суммы.
В этот же день 00.00.0000 года ИФНС по Х принято решение о возврате налога за 2015 – 2016 годы в общей сумме 9698 рублей (2678 рублей за 2015 год + 7020 рублей за 2016 год) (л.д. 46 – 47).
00.00.0000 года денежные средства в общей сумме 9698 рублей (двумя платежами 2678 рублей + 7020 рублей).
Принимая во внимание то обстоятельство, что налоговым органом 00.00.0000 года осуществлена А1 выплата социального налогового вычета в сумме 9698 рублей, то правовых оснований для возложения на ИФНС по Х обязанности по возврату налога за 00.00.0000 года в сумме 9698 рублей не имеется.
Отказывая А1 в удовлетворении требования о взыскании процентов в сумме 968,90 рубля, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
При этом, днем обнаружения факта излишней уплаты налога является не день подачи налогоплательщиком декларации, а день окончания камеральной налоговой проверки предоставленной декларации и документов, подтверждающих право налогоплательщика на имущественный налоговый вычет.
Из представленного стороной ответчика скриншота интернет-страницы «личный кабинет налогоплательщика» следует, что 00.00.0000 года, то есть в установленный законом 10-дневный срок со дня окончания камеральной проверки в адрес налогоплательщика посредством электронной почты направлены сведения о ходе камеральной проверки по налоговой декларации за 00.00.0000 года У. Сведения о ходе камеральной налоговой проверки по налоговой декларации за 00.00.0000 года У были также размещены в личном кабинете налогоплательщика в 00.00.0000 года.
Таким образом, если по результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган принимает решение о предоставлении налогоплательщику указанного в декларации имущественного вычета, соответственно у налогоплательщика возникает излишне уплаченная сумма налога, право на возврат которой закреплено в пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ. Получив соответствующее сообщение от налогового органа, налогоплательщик обращается с заявлением о возврате ему излишне уплаченной суммы налога.
Форма заявления на получение налогоплательщиком социальных налоговых вычетов была утверждена Приказами ФНС России от 03.03.2015г., 23.05.2017г., с 18.03.2019г. – Приказом ФНС России от 00.00.0000 года N ММВ-7-8/137@.
Из вышеизложенных норм права следует, что для получения налогового вычета помимо налоговых деклараций истцу следовало представить в налоговый орган письменное заявление установленной формы, размещенной на официальном сайте налогового органа (налогоплательщик также вправе не требовать возврата налога, а просить произвести зачет денежных средств как в счет погашения задолженности по иным налогам, так и в счет будущих платежей, в связи с чем предусмотрен именно заявительный порядок). Такое заявление подано налогоплательщиком не было.
Факт выплаты А1 00.00.0000 года налогового вычета в сумме 9698 рублей на основании ее устного заявления от 00.00.0000 года, то есть в течение 30 календарных дней, прав налогоплательщика не нарушает, в связи с чем оснований для взыскания с налогового органа процентов, предусмотренных ч. 10 ст. 78 НК РФ, не имеется.
С учетом вышеизложенного, также не подлежат возмещению понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска А1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Х о возложении обязанности, взыскании процентов отказать.
Решение может быть обжаловано в Хвой суд через Октябрьский районный суд Х в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий