Дело № 2-2036/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 сентября 2013 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Балакиной А.В.,
при секретаре Шиховой Н.Н.,
с участием прокурора Чеботковой Е.В. по удостоверению,
заявителя Кайгородова В.А.,
представителя заявителя Чегриной Л.Ф. по устному ходатайству,
председателя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района Кисилева В.В. по удостоверению,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Совета депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва по восьмимандатному избирательному округу № Кайгородова ФИО10 об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета Депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва по восьмимандатному избирательному округу № Южакова ФИО11,
УСТАНОВИЛ:
Кайгородов В.А. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета Депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва по восьмимандатному избирательному округу № Южакова С.В.
В обоснование заявления указал, что решением Совета Депутатов Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении выборов депутатов Совета депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва» ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Советов депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва. Согласно решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района» на территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района (далее - ТИК Пермского муниципального района) возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета Депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва по восьмимандатному избирательному округу №. Согласно положению ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона Пермского края № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные указанным Законом, после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. На основании ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и (или) многомандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата и протокол об итогах сбора подписей избирателей в 2-х экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей)... Согласно ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливаются правила сбора подписей в поддержку кандидатов, где количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготовляются и оформляются по форме, согласно приложению 8 к настоящему Федеральному Закону. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно. Каждый подписной лист должен.. .. заверен подписью лица, осуществляющего сбор подписей избирателей. Участников референдума,.. . заверении подписного листа лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Согласно п.п. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием к отказу в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Аналогичные положения содержатся в п.п. «ж» п. 4 ст. 37 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», Часть 11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК, устанавливает перечень оснований для признания подписей недействительными. По смыслу п.п. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ», основанием для регистрации кандидата является набранное количество достоверных подписей, которое определяется от числа действительных подписей. В противном случае искажается смысл закона и требования необходимого количества достоверных и действительных подписей, собранных в поддержку кандидата. Решением ТИК Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Южаков С.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета Депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва по восьмимандатному избирательному округу №. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва по восьмимандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ Южаковым С.В. были представлены подписные листы, содержащие 11 подписей. Вывод ТИК Пермского муниципального района о недействительности 11 подписей из представленных кандидатом имеющихся 11 подписей по основаниям, указанным в ведомости проверки подписных листов (по пп. 3 п. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК), является верным. При таких обстоятельствах, имелись основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные п.п. «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ», а именно выявлено 10 и более процентов недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Однако ТИК признала недействительные подписи достоверными, и соответственно, регистрация кандидата при 100 процентах недействительных подписей, является незаконной. Полагает, что поскольку регистрация кандидата Южакова С.В. была произведена с нарушением вышеуказанных положений п.п «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ», регистрация данного кандидата является незаконной и подлежащей отмене. Согласно законодательству РФ регистрация (наличие данного юридически значимого факта) для лица в качестве кандидата в депутаты порождает возникновение определённого правового статуса, с соответствующими правами и обязанностями (ст. 39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 38 Закона Пермского края № 525-ПК). Решение комиссии о регистрации кандидата порождает факт регистрации (с соответствующими правовыми последствиями факта регистрации). Данное решение является лишь доказательством факта регистрации. Согласно ч. 6 ст. 76 ФЗ № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом,иным законом. Из этого следует, что основанием для прекращения «незаконной регистрации» будет не только нарушение требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, но и любых иных требований, которые предусмотрены данным законом. Кроме того, также нарушение избирательной комиссией других законов. К требованиям, предусмотренным Федеральным законом № 67-ФЗ относится, в том числе требование п.п. «г» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, предусматривающее отсутствие факта установленного количества недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей. К требованиям другого закона - Закона Пермского края № 525-ПК, относится требование о количестве подписей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого в многомандатном избирательном округе, число которых в любом случае не может составлять менее 10 подписей (ст. 35 Закона). Кроме того, ч. 2 ст. 78 вышеназванного закона устанавливает пресекательный срок для обжалования решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, равный 10 дням со дня принятия обжалуемого решения. И закон предусматривает, что указанный срок восстановлению не подлежит. Согласно ч. 7 ст. 76 ФЗ № 67-ФЗ основанием для прекращения «незаконной регистрации» по заявлению об отмене регистрации кандидата вышеназванные нарушения не будут. Таким образом, избирательные права кандидата в депутаты по тому же округу, нарушенные, в сущности «незаконной регистрацией» других лиц в качестве кандидатов в депутаты, согласно вышеприведённому ФЗ, закон защищает не равным образом. Избирательные права, кандидатов в депутаты до истечения 10 дней со дня принятия решения комиссией о регистрации защищаются не равным образом, по иному (независимо от причин пропуска срока на обжалование), нежели избирательные права кандидатов в депутаты, нарушенные «незаконной регистрацией» по истечении 10 дней после принятия решения комиссией о регистрации кандидата. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Кандидаты в депутаты при защите нарушенных «незаконной регистрацией» своих избирательных прав, как в случае обжалования принятого комиссией решения о регистрации кандидата, так и при заявлении об отмене регистрации кандидата имеют право на равную защиту своих избирательных прав, нарушенных «незаконной регистрацией». Равенство и эффективность которой определяется основаниями, предусмотренными ч. 6 ст. 76 ФЗ № 67-ФЗ. Кроме того, данная позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 25.04.2000 № 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которой «отмена регистрации» кандидата (списка кандидатов) «представляет собой меру ответственности». «Между тем меры юридической ответственности могут устанавливаться федеральным законодателем лишь за нарушения избирательного законодательстваучастниками избирательного процесса, должны быть соразмерны деянию, с которым закон связывает их применение, и не должны приводить к неправомерному ограничению прав и свобод граждан». Следует дополнить, что установленные ФЗ № 67-ФЗ правила, в части не равной защиты нарушенных прав кандидатов в депутаты при подаче заявления об отмене регистрации кандидата, противоречат ст. 19 Конституции - нарушают принцип равенства всех перед законом, принцип справедливости (в одинаковых условиях должны быть одинаковые следствия) и принцип законности, поскольку позволяет избираться кандидатам в депутаты с нарушением норм избирательного законодательства. Просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета Депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва по восьмимандатному избирательному округу № Южакова С.В.
Заявитель – Кайгородов В.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель заявителя – Чегрина Л.Ф. в судебном заседании на заявлении настаивала, доводы, изложенные в заявлении подтвердила, обратила внимание суда на равноправие всех перед законом. Право заявителя нарушено, поэтому применить необходимо требование Конституции и Международных договоров.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района в судебном заседании согласился с требованиями заявителя.
Заинтересованное лицо – Южаков С.В. о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, в суд не явился.
Суд, заслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с последующими внесёнными в него изменениями и дополнениями, который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут устанавливаться Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Совета депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Согласно решения Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий на территориальную избирательную комиссию Пермского муниципального района» на территориальную комиссию Пермского муниципального района возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета Култаевского сельского поселения второго созыва по восьмимандатному избирательному округу № (л.д. 11-13).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона Пермского края № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Решением Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Южаков ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения, выдвинутый в порядке самовыдвижения ДД.ММ.ГГГГ в 19-02 часов зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва по восьмимандатному избирательному округу № (л.д. 16-17).
На основании ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и (или) многомандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию: а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей); б) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, установленного частью 1 статьи 58 настоящего Закона); в) сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1-2 статьи 32 либо частью 18 статьи 33 настоящего Закона (если такие изменения имеются).
Согласно ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливаются правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, где количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей; подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.
Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными; подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону; избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно; каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения; каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом.
Согласно подпункту «д» п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием к отказу в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержаться в п.п. «ж» п. 4 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, единого списка кандидатов, принимает решение о регистрации кандидата, единого списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному или многомандатному избирательному округу, в решении окружной избирательной комиссии о регистрации указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения. При одновременной регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением в одномандатном или многомандатном избирательном округе и в составе единого списка кандидатов, в решении окружной избирательной комиссии указывается, что кандидат зарегистрирован также в составе единого списка кандидатов. В решении соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, единого списка кандидатов указываются дата и время регистрации. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата (п. «ж» ч. 4 ст. 37). Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, установленные частями 4-6 настоящей статьи, являются исчерпывающими (ч. 7 ст. 37).
Согласно ч. 11 ст. 36 Закона Пермского края № 525-ПК, недействительными признаются: а) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов; б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 5 настоящей статьи; г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом; е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 5 настоящей статьи; ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей; з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно; и) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону, и(или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 3 статьи 35 настоящего Закона, и(или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 35 настоящего Закона; к) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 5 статьи 35 настоящего Закона; л) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 5 настоящей статьи; м) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом; н) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего кандидата.
При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям, предусмотренным настоящим Законом, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами «з», «и», «н» части 11 настоящей статьи.
Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами «з», «и», «н» части 11 настоящей статьи.
Из ведомости проверки подписных листов, представленных кандидатом Южаковым С.В. следует, что 11 подписей признаны недействительными, но достоверными (л.д.18).
Проверкаподписных листов проводилась рабочей группой от ДД.ММ.ГГГГ, созданной решением ТИК Пермского муниципального района Пермского края. Из итогового протокола проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва по восьмимандатному избирательному округу № следует, что количество заявленных подписей – 10, количество представленных подписей – 11, количество проверенных подписей – 11, количество недействительных подписей – 11, количество достоверных подписей – 11. Общее количество недействительных подписей – 11, что составило 100 % от общего количества подписей, отобранных для проверки (л.д. 14).
Из представленных Территориальной избирательной комиссией Пермского муниципального района документов видно, что все подписи признаны достоверными.
Поскольку, с учетом численности избирателей по округу № количество необходимых для регистрации подписей, которые должен представить кандидат в свою поддержку составляет 11 подписей, количество достоверных подписей представленных в поддержку кандидата в депутаты Южаковым С.В. является достаточным для принятия решения о регистрации его в качестве кандидата. При таких обстоятельствах, у Территориальной избирательной комиссии Пермского муниципального района не было оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Южакова С.В.
Согласно ч. 6, 7 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости; и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости. Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7-9 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Согласно пункта 32 вышеуказанного постановления при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, об аннулировании регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, а также заявления об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, следует иметь в виду, что Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым возможны исключение кандидата из заверенного списка кандидатов избирательной комиссией при принятии ею решения о регистрации списка кандидатов (пункт 26 статьи 38), аннулирование избирательной комиссией (пункты 1, 2 и 3 ст. 76) и отмена судом (пункт 9 статьи 76) регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов. Содержащиеся в указанном перечне основания обусловлены наличием обстоятельств, исключающих возможность участия гражданина в выборах в качестве кандидата либо связанных с нарушением гражданином требований избирательного законодательства.
Таким образом, заявленные требования об отмене регистрации кандидата могут быть удовлетворены судом только по основаниям, предусмотренными п. 7 ст. 76, которые заявителем не заявлены. Основания, по которым заявитель считает регистрацию Южакова С.В. не законной, может быть заявлено только по требованиям об отмене решения ТИК, Однако, данных требований заявителем не заявлено, поскольку им пропущен срок для обжалования решения от ДД.ММ.ГГГГ, что признается самим заявителем в заявлении.
Согласно ч. 2 ст. 78 жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
Более того, согласно п. 5 Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 г. "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц (ТИК) о согласии с заявлением, поскольку данное согласие противоречит действующему законодательству и не может быть принято судом.
Таким образом, данные доводы не могут быть приняты по внимание и не могут быть применены судом.
С учетом вышеизложенного оснований для принятия решения об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Култаевского сельского поселения второго созыва по восьмимандатному избирательному округу № Южакова С.В. не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░░░13 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░14 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░