РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2017 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Шевченко М.В.,
при секретаре Боднар Т.С.,
с участием представителя истца Министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольниковой Е.А., ответчика, представителя третьего лица СНТ «Труд Ветерана» Вакуленко Л.И.,представителя ответчиков Абрамов С.А., Росбах А.К., Вакуленко Л.И. – Домолего А.В., представителейответчика Рейтер В.К., третьего лица СНТ «Труд Ветерана»–Власенко Р.Н., Иванова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-73/2017 по искам Министерства имущественных отношений Иркутской области к Абрамов С.А., Вакуленко Л.И., Росбах А.К., Рейтер В.К., Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконными постановлений о предоставлении земельных участков в собственность, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, признании права собственности отсутствующим, обязании освободить земельные участки, внесении изменений в государственный кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований Министерство имущественных отношений Иркутской области указало, что в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года № 162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» с 1 января 2016 года Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Иркутской области от 8 июня 2015 года № 45-ОЗ «О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области» были внесены изменения в ст. 4 Закон Иркутской области от 21 декабря 2006 года № 99-ОЗ «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», в соответствии с положениями которого распоряжение земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом, если иное предусмотрено законодательством, осуществляется Правительством Иркутске области.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжение земельнымиучастками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, Иркутского районного муниципального образована городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской обладает государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительством Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп.
В соответствии с подп. 29 п. 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановление правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установлений порядке в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, Иркутского районного муниципального образована городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно материалам землеустроительной экспертизы, проведенной ОС «Земля и Право», находящейся в производстве Иркутского районного суда (дело № 2-3/2016 (2-1952/2015), и данным публичной кадастровой карты фактические границы СНТ «Труд Ветерана» и границы СНТ согласно координатам межевого плана **/**/**** года, государственного акта № № право постоянного (бессрочного) пользования, не совпадают между собой.Значительная часть земельных участков, находящихся в частной собственности и поставленных на кадастровый учет как земельные участки СНТ «Труд Ветерана», выходит за границы СНТ, отраженные в материалах инвентаризации **/**/**** года. При этом указанные земельные участки согласно данным публичной кадастровой карты относятся к землям сельскохозяйственного назначения (для садоводства, огородничества) и были предоставлены членам СНТ «Труд Ветерана».
Согласно заключению МУП «БТИ г. Иркутска» от **/**/**** №, составленному по результатам выезда об установлении границ земельных участков по обращению министерства имущественных отношений Иркутской области от **/**/**** №, установлено, что земельные участки ответчиков выходит за границы СНТ «Труд Ветерана».
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельных участков) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ, с указанием условных номеров земельных участков осуществляется согласно проекту межевания территории данного садоводства.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав нанедвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройкитерриторииданногонекоммерческого объединения.
Земельные участки ответчиков не входит в границы СНТ «Труд Ветерана» (частично входят), следовательно, их предоставление не могло осуществляться в порядке ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а последующая их приватизация является незаконной.
Определением суда от 10 июня 2016 года указанные гражданские дела были объединены в одно производство.
В рамках объединенного гражданского дела истец уточнил исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ и просит:
- признать незаконным постановление Мэра Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** № «О предоставлении гр. Вакуленко Л.И. в собственность земельного участка»;
- признать отсутствующим право собственности Вакуленко Л.И., на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ....;
- обязать Вакуленко Л.И. освободить земельный участок, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: .... путем сноса самовольной постройки - объекта капитального строительства, с кадастровым номером №, в следующих координатах:
~~~ |
~~~ |
~~~ ~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ | |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда;
- снять земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: .... с государственного кадастрового учета.
- признать незаконным постановление Мэра Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** № «О предоставлении гр. Абрамов С.А. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ....»;
- признать отсутствующим право собственности Абрамов С.А., на часть земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, площадью 234 кв.м, расположенного по адресу: ...., согласно каталогу координат:
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
-внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части описания местоположения границ и площади земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...., согласно каталогу координат:
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
уменьшить площадь земельного участка с кадастровым номером № на 234 кв.м;
- обязать Абрамов С.А. освободить часть земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 234 кв.м, расположенного по адресу: ...., путем сноса самовольной постройки - объекта капитального строительства, с кадастровым номером №,в следующих координатах:
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда;
- признать незаконным постановление Мэра Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** № о предоставлении Рейтер В.К. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ....;
- истребовать из чужого незаконного владения Рейтер В.К., земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, площадью 525 кв.м, расположенный по адресу: ....;
- признать незаконным постановление Мэра Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** № «О предоставлении гр. Росбах А.К. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ....;
- признать отсутствующим право собственности Росбах А.К., на часть земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, площадью 461 кв.м, расположенного по адресу: ...., согласно каталогу координат:
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
- внести в государственный кадастр недвижимости изменения в части описания местоположения границ и площади земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...., согласно каталогу координат:
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ ~~~ | |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
~~~ |
уменьшить площадь земельного участка с кадастровым номером № на 461 кв.м.
В судебном заседании представитель истца Министерства имущественных отношений Иркутской области Сокольникова Е.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в иске. Дополнительно пояснила, что срок исковой давности обращения с настоящими исками не пропущен. Министерству имущественных отношений Иркутской области о нарушенном праве стало известно только в ходе рассмотрения Иркутским районным судом Иркутской области гражданского дела № 2-3/2016 (№ 2-1952/2015)в **/**/**** годах.
Представитель ответчика администрации Иркутского районного муниципального образования в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее по существу заявленных требований в материалы дела представлен письменный отзыв с просьбой рассматривать дело в отсутствие представителя.
Ответчик и одновременно представитель третьего лица СНТ «Труд Ветерана» Вакуленко Л.И. возражала против удовлетворения требований Министерства имущественных отношений Иркутской области. Подробный письменный отзыв представлен в материалы дела. Заявила о пропуске срока исковой давности.
Ответчики Абрамов С.А., Рейтер В.К., Росбах А.К. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков Абрамов С.А., Росбах А.К., Вакуленко Л.И. – Домолего А.В., исковые требования не признал, письменный отзыв представил в материалы дела. Просил применить срок исковой давности.
Представители ответчика Рейтер В.К., третьего лица СНТ «Труд Ветерана» – Власенко Р.Н., Иванова А.А., исковые требования не признали, письменный отзыв представлен в материалы дела. Просили применить срок исковой давности.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотретьнастоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о судебном заседании надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьи 301-304 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
По делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также то обстоятельство, что конкретное лицо (лица) владеет этим земельным участком или его частью незаконно. В случае недоказанности одного из перечисленных обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.
Другим способом защиты нарушенного права является признание права собственности отсутствующим.
Как разъяснено в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает правоистца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, наряду со способами защиты гражданских прав, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, такой способ защиты права, как признание права отсутствующим, возможен, но при условии исчерпания иных способов защиты посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством, и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
Судом установлено, что Абрамов С.А. является членом садоводческого товарищества «Труд ветерана» с **/**/****, оплачивал вступительный и членские взносы, что подтверждается членской книжкой и квитанциями к приходным кассовым ордерам, выданным СТ «Труд Ветерана». Постановлением Мэра Иркутского района от **/**/**** № Абрамов С.А. предоставлен в собственность бесплатно, из земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000кв.м., расположенный по адресу: ...., для ведения садоводства. На земельном участке с кадастровым номером № возведено строение с кадастровым номером №.
Вакуленко Л.И. является членом садоводческого товарищества «Труд ветерана» с **/**/****, оплачивала взносы, что подтверждается дубликатом членской книжкой, выданным **/**/****. Постановлением Мэра Иркутского района от **/**/**** № Вакуленко Л.И. предоставлен в собственность бесплатно, из земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 427 кв.м., расположенный по адресу: ...., для ведения садоводства. На земельном участке с кадастровым номером № возведен двухэтажный жилой дом площадью 111,7 кв.м, с кадастровым номером №, право собственности на который **/**/**** зарегистрировано в ЕГРН за Вакуленко Л.И. Постановлением Мэра Иркутского района от **/**/**** № Рейтер В.К. предоставлен в собственность бесплатно, из земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок с кадастровым номером № площадью 525 кв.м., расположенный по адресу: ...., для ведения садоводства.
Росбах А.К. является членом садоводческого товарищества «Труд ветерана» с июля 2006 года, оплачивал членские взносы, что подтверждается членской книжкой и квитанцией к приходному кассовому ордеру, выданными СНТ «Труд Ветерана».Постановлением Мэра Иркутского района от **/**/**** № Росбах А.К. предоставлен в собственность бесплатно, из земель сельскохозяйственного назначения, земельныйучасток с кадастровым номером №, площадью 833 кв.м., расположенный по адресу: ...., для ведения садоводства. На земельном участке с кадастровым номером № возведены дом, баня, гараж.
Постановления Мэра Иркутского .... в отношении Абрамов С.А., Вакуленко Л.И., Рейтер В.К., Росбах А.К. приняты в соответствии со статьей 29, пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ, статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, на основании личных заявлений граждан и представленных ими выписок из заключения правления СНТ «Труд Ветерана».
Права собственности на указанные земельные участки были зарегистрированы за ответчиками в ЕГРН.
Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам, спорные земельные участки постановлены на государственный кадастровый учет в **/**/****, границы участков установлены в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии со сведениями из кадастровых паспортов, земельные участкиобразованы из земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ....; расположены на категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения садоводства.
Правообладателем земельного участка с кадастровым номером № по адресу: ...., сведения о котором внесены в ГКН **/**/****, является садоводческое товарищество «Труд Ветерана» с видом права – постоянное бессрочное пользование, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения садоводства.
Из представленных в материалы дела документов следует, что **/**/**** Иркутскому центру технического обслуживания металлообрабатывающего оборудования с программным управлением (Иркутский ЦТО) «Станкосервис» предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок площадью 2,57 га.для садоводства «Труд Ветерана», что подтверждается государственным актом серии № №, выданным на основании решения исполнительного комитета Иркутского районного Совета народных депутатов № от **/**/****.
Постановлением Главы Иркутского района от **/**/**** № утверждены материалы инвентаризации земельных участков СНТ «Труд Ветерана», общей площадью 8,0968 га, в том числе земли общего пользования - 0,3078 га, земли под садовыми участками – 7,7890 га по фактическому использованию. Государственный акт на право пользования землей № изъят, как утративший силу. Выдан государственный акт № на право постоянного (бессрочного) пользования землей садоводческому некоммерческому товариществу «Труд Ветерана» на земельные участки, общей площадью 8,0968 га, в том числе земли общего пользования 0,3078 га, земли под садовыми участками - 7,7890 га по фактическому использованию для садоводства.
По настоящему делу назначалась судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту МУП «БТИ г. Иркутска». Согласно заключению эксперта, в материалах гражданского дела имеются документы, в которых содержатся сведения о границах земельного участка СНТ «Труд Ветерана», это:
- копия Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № от **/**/****, выданного СНТ «Труд Ветерана» на право постоянного (бессрочного) пользования для садоводства земельными участками общей площадью 8,0968 га в границах, указанных в чертеже,
-копия межевого дела по инвентаризации земель садоводства «Труд Ветерана» (**/**/**** инв.№).
Экспертом установлено, что границы земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № и расположенных на них строений с кадастровыми номерами № и № выходят за границы земельного участка, предоставленного СНТ «Труд Ветерана». Земельные участки ответчиков выходят за границы земельного участка, предоставленного СНТ «Труд Ветерана», на расстояния, превышающие размеры допустимой погрешности.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела подтвердился довод истца о том, что спорные земельные участки и расположенные на них строения находятся за границами СНТ «Труд Ветерана». Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца. Совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о том, что спорные земельные участки выбыли в собственностьответчиков в результате соответствующих требованиям закона действий органа исполнительной власти - Администрации Иркутского районного муниципального образования, уполномоченного в **/**/**** распоряжаться спорными землями. Оснований для отказа в предоставлении в собственность ответчиков земельных участков Администрация Иркутского районного муниципального образования не нашла.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, в редакции, действующий на момент предоставления ответчикам земельных участков, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, принадлежит соответствующему уполномоченному органу местного самоуправления на основании положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действующей на момент предоставления земельных участков ответчикам.
На основании п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждаетсясоответствиеуказанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Как следует из постановлений Мэра Администрации Иркутского района о предоставлении ответчикам в собственность земельных участков, последними предоставлен пакет документов, предусмотренный действовавшим на тот момент законодательством, в связи с чем, у районной администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении спорных земельных участков указанным гражданам в собственность бесплатно.
В обоснование исковых требований Министерство имущественных отношений Иркутской области указало, что в соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области от **/**/**** N № «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» с **/**/**** Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Законом Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» № от **/**/**** в пункт 1 статьи 3 указанного выше положения закона внесены изменения и на настоящий момент в полномочия Правительства Иркутской области входит предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, полномочия Правительства Иркутской области относительно земельных участков на территории Иркутского района, государственная собственность на которые не разграничена, ограничены их предоставлением. Суд приходит к выводу о том, что у истца отсутствует материально-правовой интерес относительно предмета спора.
Ответчиками заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности, который распространяется и на иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, составляет три года.
Пунктом 2 статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 201 Гражданского кодекса РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Поскольку перемена лиц в обязательстве возможна как на стороне истца, так и на стороне ответчика, переход полномочий по распоряжению спорными участками от одного органа исполнительной власти к другому сам по себе не изменяет срок исковой давности по требованиям об истребовании данного имущества, а равно и порядок его исчисления. Следовательно, срок исковой давности не начинает течь в отношении каждого из последующих распорядителей вещи заново.
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 43 от 29 сентября 2015 года «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Государственная собственность на спорные земельные участки не была разграничена. В силу положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению указанными земельными участками принадлежали органу местного самоуправления муниципального образования, на территории которого данные участки расположены. Органом, который был вправе распоряжаться спорными земельными участками на момент издания оспариваемых постановлений, являлась Администрация Иркутского районного муниципального образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года № 162-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» с 1 января 2016 года Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Иркутской области от 8 июня 2015 года № 45-ОЗ «О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области» были внесены изменения в ст. 4 Закон Иркутской области от 21 декабря 2006 года № 99-ОЗ «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», в соответствии с положениями которого распоряжение земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, государственная собственность которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом, если иное предусмотрено законодательством, осуществляется Правительством Иркутске области.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющимнеобходимые действия, связанные с распоряжением (предоставлением) земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительством Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп.
Перераспределение функций по управлению земельными участками, право собственности на которые не разграничена, между органами местного самоуправления и исполнительными органами государственной власти не может служить основанием для изменения срока исковой давности или порядка его исчисления по требованиям, заявленным истцом.
Публично-правовое образование в лице уполномоченного органа должно было узнать о нарушении права с момента перехода спорных земельных участков в собственность ответчиков и постановки их на государственный кадастровый учет в **/**/**** году, в то время как уполномоченный на распоряжение земельными участками орган – Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось с настоящими исками в суд только в феврале 2016 года, то есть за пределами срока исковой давности.
Кроме того, в материалы дела представлен акт внеплановой проверки № от **/**/**** в отношении СНТ «Труд Ветерана», проведенной отделом государственного земельного контроля Управления Росреестра по Иркутской области. Проверкой установлено, что ряд членов СНТ «Труд Ветерана», в том числе Абрамов С.А., Рейтер В.К., в индивидуальном порядке оформили земельные участки, находящиеся ранее за пределами границ садоводства и которые использовались без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, получили свидетельства о государственной регистрации права. Нарушение земельного законодательства устранено.
Истцом по делу выступает исполнительный орган государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества и который для надлежащего осуществления этих обязанностей имел возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственной регистрации прав на спорные земельные участки.
Пропуск истцом срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Вудовлетворенииисковых требований Министерства имущественных отношений Иркутской области
к Вакуленко Л.И., Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка в собственность, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, обязании освободить земельный участок путем сноса самовольной постройки, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
к Абрамов С.А., Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка в собственность, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, обязании освободить земельный участок путем сноса самовольной постройки, внесении в ГКН изменений в части описания местоположения границ и площади земельного участка,
к Рейтер В.К., Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка в собственность, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
к Росбах А.К., Администрации Иркутского районного муниципального образования о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка в собственность, признании отсутствующим права собственности на земельный участок, внесении изменений в ГКН в части описания местоположения границ и площади земельного участка,
- отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.В.Шевченко