Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1078/2017 (2а-8936/2016;) ~ М-7404/2016 от 24.11.2016

Дело № 2а-1078/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         27 февраля 2017 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе: председательствующего судьи Кашириной Н.А.,

при секретаре Ванюковой И.В.,

с участием: административного истца Венгерова Д.И., представителя административного ответчика Воронежской таможни Сусловой Г.В., действующей на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.39) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.40),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Вергерова Д.И. к Воронежской таможне о признании незаконным бездействия Левобережного таможенного поста Воронежской таможни по не выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль, возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства на автомобиль,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Венгеров Д.И. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Воронежской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – Воронежская таможня), в котором просит признать незаконным бездействие Левобережного таможенного поста Воронежской таможни по не выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль – ВАЗ-211540, VIN (№), 2010 года выпуска, требуя выполнения условий Технического регламента и Постановления Правительства Российской Федерации (№) от 26.12.2013 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и обязать выдать паспорт транспортного средства на данный автомобиль без выполнения условий Технического регламента и Постановления Правительства Российской Федерации № 1291 от 26.12.2013 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и без необходимости предоставления ОТТС и СБКТС. В обоснование административного иска указал, что он и члены его семьи в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом переехал на постоянное место жительство в г.Воронеж. 23.07.2015 года УФМС России по Воронежской области сестре административного истца Венгеровой В.И. было выдано свидетельство участника указанной программы. Семья Венгерова Д.И. выезжая из Республики Украина в Российскую Федерацию на постоянное место жительства ввезла в Российскую Федерацию в качестве личного имущества автомобиль ВАЗ-211540, VIN (№), 2010 года выпуска. Данный автомобиль является единственным ввезенным транспортным средством, свидетельство о регистрации транспортного средства выдано на имя Венгерова Д.И. 07.10.2016 года было произведено таможенное декларирование и выпуск в свободное обращение данного транспортного средства. Для возможности получения паспорта транспортного средства на задекларированный и выпущенный в свободное обращение автомобиль Технический регламент Таможенного союза ТР (№) «О безопасности колесных транспортных средств» требует от автомобиля соответствия экологическому классу не ниже 4. В тоже время, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 Технического регламента, действие Технического регламента не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. Указанный автомобиль не соответствует требуемому экологическому классу. 10.10.2016 года административный истец обратился в Левобережный таможенный пост Воронежской таможни с заявлением, в котором просил выдать ПТС вне зависимости от экологического класса двигателя и без необходимости предоставления одобрения типа транспортного средства, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и без выполнения требований Технического регламента. 24.10.2016 года Левобережный таможенный пост Воронежской таможни сообщил Венгерову Д.И., что заявитель не является участником программы, в связи с чем ему необходимо предоставить одобрение типа транспортного средства, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, однако, автомобиль истца не имеет указанных документов. Венгеров Д.И. полагает, что требование Левобережного таможенного поста Воронежской таможни является незаконным, поскольку на Украине он проживал с матерью, сестрой Венгеровой В.И. и ее сыном одной семьей, автомобиль куплен на совместные денежные средства, у Венгеровой В.И. имеется водительское удостоверение, что подтверждается факт нахождения в ее пользовании указанного автомобиля, несмотря на то, что он зарегистрирован на административного истца, в связи с чем Венгеров Д.И. полагает, что имеет место нарушение прав и законных интересов как его как, так и его сестры Венгеровой В.И., которая является участницей Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, так как данный автомобиль является единственным транспортным средством нашей семьи, ввезенным на территорию Российской Федерации (л.д.7-10).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23.01.2017 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Левобережный таможенный пост Воронежской таможни (л.д.89-90).

Лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании административный истец Венгеров Д.И. административный иск поддержал и просил суд удовлетворить его в полном объеме.

Представитель административного ответчика Воронежской таможни Суслова Г.В., действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.39) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.40), административный иск не признала, возражала против его удовлетворения, предоставила суду письменные возражения на административное исковое заявление (л.д.43-46).

Заинтересованное лицо Левобережный таможенный пост Воронежской таможни в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, в связи с чем суд полагает возможным на основании ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотреть административное дело по существу в отсутствие заинтересованного лица.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.

Частью 4 статьи 4 КАС РФ предусмотрено, что иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Согласно ч.3 ст.38 КАС РФ административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 1 ст.219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Венгеров Д.И., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженец села <адрес> Российской Федерации, был зарегистрирован по адресу: <адрес>, являлся гражданином <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина <адрес> (л.д.23-27).

16.04.2015 года УФМС России по Воронежской области было принято решение о разрешении временного проживания на территории Российской Федерации и с 26.04.2016 года до 16.04.2018 года Венгеров Д.И. имеет место регистрации по адресу: <адрес>, бульвар Победы, <адрес> (л.д.26, 36).

22.04.2016 года Отделом УФМС России по Воронежской области в Железнодорожном районе г.Воронежа Венгерову Д.И. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации (л.д.50).

Венгеров Д.И. имеет водительское удостоверение, полученное в <адрес> 10.11.2010 года (л.д.51).

Венгерова В.И., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженка села <адрес> Российской Федерации, зарегистрирована по адресу: <адрес>, является гражданином Республики <адрес>, имеет несовершеннолетнего ребенка (ФИО)5, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, что подтверждается паспортом гражданина <адрес> (л.д.28-32).

16.04.2015 года УФМС России по Воронежской области в отношении Венгеровой В.И. и Венгерова В.Р. было принято решение о разрешении временного проживания на территории Российской Федерации сроком до 16.04.2018 года (л.д.31).

Венгерова В.И. имеет водительское удостоверение от 14.07.2012 года серии ВАЕ (№), выданное в <адрес> (л.д.33).

23.07.2015 года УФМС России по Воронежской области выдало Венгеровой В.И. свидетельство № (№) участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в котором в качестве членов семьи указан сын Венгеров В.Р. и брат Венгеров Д.И. (л.д.16-19).

07.10.2016 года Венгеров Д.И. обратился к начальнику Левобережного таможенного поста Воронежской области с заявлением об оформлении принадлежащего ему автомобиля марки ВАЗ 211540, 2010 года выпуска, VIN (№) без уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, так как он является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (свидетельство участника Государственной программы от СС (№) от 23.07.2015 года, в РФ намерен проживать постоянно (л.д.49).

Также 07.10.2016 года Венгеровым Д.И. была подана пассажирская таможенная декларация, из которой следует, что в связи с убытия из Республики Украина в Российскую Федерацию им перемещается транспортное средство, подлежащее таможенному декларированию – ВАЗ 211540, регистрационный номер (№), 2010 года выпуска, идентификационный номер (№) не снятый с регистрационного учета в государстве предыдущей регистрации,

10.10.2016 года Венгеров Д.И. обратился к начальнику Левобережного таможенного поста Воронежской таможни с заявлением, в котором просил выдать паспорт транспортного средства на ранее задекларированный автомобиль без необходимости предоставления одобрения типа транспортного средства, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и без выполнения требований Технического регламента (л.д.12-13).

24.10.2016 года начальник Левобережного таможенного поста Воронежской таможни на заявление Венгерова Д.И. сообщил, поскольку Венгеров Д.И. согласно данным Государственнгой программы СС (№) не является участником Государственной программы и не относится к категории лиц, перечисленных в п.60.9 Совместного приказа, при выдаче ПТС на транспортное средство ВАЗ 211540, 2010 года выпуска, VIN (№) для заполнения строки 14 «Одобрении типа транспортного средства» необходимо предоставить сведения об ОТТС или СБКТС, выданное на вышеуказанное транспортное средство, в связи с чем выдача ПТС на принадлежащий Венгерову Д.И. автомобиль возможна при предоставлении требуемых положениями Совместного приказа документов и сведений (л.д.20-22).

Не согласившись с указанным ответом Левобережного таможенного поста Воронежской таможни и действиями Воронежской таможне по не выдаче паспорта транспортного средства, административный истец Венгеров Д.И. 24.11.2016 года обратился в суд с настоящим административным иском, в связи с чем судом проверено и установлено соблюдение предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд.

Согласно ст.150 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 года № 17) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Статьей 1 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей.

В силу ст.2 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Согласно Общему положению о таможне, утвержденному приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1700 (приложение № 2) таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной настоящим положением.

Регион деятельности таможни определяет ФТС России.

Таможня в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иным законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами РТУ, в регионе деятельности которого находится таможня, а также настоящим положением.

Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов (далее - таможенные посты) и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14.08.2001 года (№) (в редакции от 26.09.2003 года, с учетом редакции Приказа ГТК РФ от 01.10.2001 года (№)) «О совершенствовании системы управления таможенными органами, расположенными на территории Центрального федерального округа» с 01.09.2001 года создан Левобережный таможенный пост II категории в г. Воронеже, непосредственно подчиненный Воронежской таможне.

Пунктом 7 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14.08.2001 года (№) установлено с 01.09.2001 года следующие наименования таможенных постов, подчиненных таможенным органам Центрального таможенного управления:

Воронежская таможня:

- Борисоглебский таможенный пост (код 10810);

- Кантемировский таможенный пост (код 10806);

- Левобережный таможенный пост (код 10817);

- Лискинский таможенный пост (код 10812);

- Россошанский таможенный пост (код 10803);

- таможенный пост Аэропорт Воронеж (код 10815).

В целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте Совет Министров Правительством Российской Федерации вынесено постановление от 18.05.1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств», которым установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.

Приказом МВД России (№), Минпромэнерго России (№), Минэкономразвития России (№) от 23.06.2005 года (в редакции от 11.11.2015 года) утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, в силу п.20 которого оформление паспортов таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.

В силу п.6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС (одобрение типа транспортного средства) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ (одобрение типа шасси). Допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.

Согласно п.57 указанного Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств паспорта выдаются таможенными органами, в том числе, после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

Пунктом 59 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств предусмотрено, что выдача таможенными органами паспортов, а также внесение таможенными органами в паспорта сведений об уплате утилизационного сбора в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, осуществляется после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.

Статьей 24.1. Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Кроме того, в соответствии с п.70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств установлено, что в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, паспорта не выдаются.

Из пункта 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств следует, что требования абзаца четвертого пункта 70 настоящего Положения не распространяются на транспортные средства, указанные в подпунктах 3 и 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также принадлежащие физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.

В паспортах, выдаваемых таможенными органами, в графе «Экологический класс» ставится прочерк, в раздел «Особые отметки» вносятся сведения о документах, подтверждающих возможность отнесения таких транспортных средств к транспортным средствам, указанным в абзаце первом настоящего пункта.

Собственникам, относящимся к одной из категорий физических лиц, определенных в подпункте 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, паспорта на транспортные средства, экологический класс которых не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, выдаются таможенными органами только на одно транспортное средство.

Пунктом 60.9. Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств установлено, что Строка 17 заполняется в соответствии с пунктом 41 настоящего Положения.

Допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).

Указанный пункт действует в редакции Приказа МВД России (№), Минпромторга России (№), ФТС России (№) от 11.11.2015 года.

В п.8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года (№) указано, что документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются:

для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства;

для шасси - одобрение типа шасси;

для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства;

для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Документы, удостоверяющие соответствие требованиям настоящего технического регламента, в структуре своего регистрационного номера имеют единое обозначение, подтверждающее их действительность на единой таможенной территории Таможенного союза, а также отличительное обозначение государства, в котором они были оформлены.

Из пункта 6 Технического регламента следует, что «единичное транспортное средство» - транспортное средство:

- изготовленное в государствах - членах Таможенного союза:

в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение; или

вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта; или

являющееся результатом индивидуального технического творчества; или

выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу;

- ввозимое на единую таможенную территорию Таможенного союза:

физическим лицом для собственных нужд; или

ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет;

«Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства» - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.

Вместе с тем, пунктом 3 Технического регламента предусмотрено, что действие настоящего технического регламента не распространяется на транспортные средства, в том числе, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Указом Президента РФ от 22.06.2006 года (№) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно пп. «в» п.6 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

К членам семьи участника Государственной программы относятся:

супруга (супруг);

дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

дети супруги (супруга) участника Государственной программы;

родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе.

Из указанного следует, что по смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом Венгеров Д.И. является членом семьи Венгеровой В.И., являющейся членом Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а по смыслу Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России (№), Минпромэнерго России (№), Минэкономразвития России (№) от 23.06.2005 года не относится к членам семьи своей сестры Венгеровой В.И. как участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с той степенью родства, с которой то требует законодатель для предоставления льготных условий получения паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль, ввозимый на территорию Российской Федерации, в связи с чем административный иск Венгерова Д.И. не подлежит удовлетворению, поскольку судом установлена законность и обоснованность оспариваемых действий Воронежской таможни по не выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль и отсутствие нарушение прав и законных интересов административного истца административным ответчиком, поскольку для получения паспорта транспортного средства Венгеровым Д.И. не предоставлен соответствующий перечень необходимых для этого документов.

Аналогичная позиция следует из письма Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 28.01.2016 года (№) «Об оформлении ПТС на транспортные средства, ввозимые членами семьи участника госпрограммы», в котором указано, что исходя из системного толкования норм права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации осуществлять оформление ПТС на транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию в качестве личного имущества совершеннолетними супругом (супругой), совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми супруга (супруги) участника Госпрограммы, вписанными в свидетельство участника Госпрограммы, с освобождением от соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года (№), при условии уплаты ими утилизационного сбора.

Суд критически относится к доводам административного истца о принадлежности указанного автомобиля семье Венгеровых, поскольку он был куплен на совместные денежные средства, а также к указанию на пользование Венгеровой В.И. данным транспортным средством, что в силу положений закона не влияет на необходимость соблюдения требований указанных нормативных актов.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст.ст.175-180, п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Вергерова Д.И. к Воронежской таможне о признании незаконным бездействия Левобережного таможенного поста Воронежской таможни по не выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль, возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства на автомобиль, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца с даты его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд города Воронежа.

Судья:                                                                    Н.А. Каширина

Решение принято в окончательной форме 06.03.2017 года

Дело № 2а-1078/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         27 февраля 2017 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе: председательствующего судьи Кашириной Н.А.,

при секретаре Ванюковой И.В.,

с участием: административного истца Венгерова Д.И., представителя административного ответчика Воронежской таможни Сусловой Г.В., действующей на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.39) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.40),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Вергерова Д.И. к Воронежской таможне о признании незаконным бездействия Левобережного таможенного поста Воронежской таможни по не выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль, возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства на автомобиль,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Венгеров Д.И. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Воронежской таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – Воронежская таможня), в котором просит признать незаконным бездействие Левобережного таможенного поста Воронежской таможни по не выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль – ВАЗ-211540, VIN (№), 2010 года выпуска, требуя выполнения условий Технического регламента и Постановления Правительства Российской Федерации (№) от 26.12.2013 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и обязать выдать паспорт транспортного средства на данный автомобиль без выполнения условий Технического регламента и Постановления Правительства Российской Федерации № 1291 от 26.12.2013 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и без необходимости предоставления ОТТС и СБКТС. В обоснование административного иска указал, что он и члены его семьи в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом переехал на постоянное место жительство в г.Воронеж. 23.07.2015 года УФМС России по Воронежской области сестре административного истца Венгеровой В.И. было выдано свидетельство участника указанной программы. Семья Венгерова Д.И. выезжая из Республики Украина в Российскую Федерацию на постоянное место жительства ввезла в Российскую Федерацию в качестве личного имущества автомобиль ВАЗ-211540, VIN (№), 2010 года выпуска. Данный автомобиль является единственным ввезенным транспортным средством, свидетельство о регистрации транспортного средства выдано на имя Венгерова Д.И. 07.10.2016 года было произведено таможенное декларирование и выпуск в свободное обращение данного транспортного средства. Для возможности получения паспорта транспортного средства на задекларированный и выпущенный в свободное обращение автомобиль Технический регламент Таможенного союза ТР (№) «О безопасности колесных транспортных средств» требует от автомобиля соответствия экологическому классу не ниже 4. В тоже время, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 Технического регламента, действие Технического регламента не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. Указанный автомобиль не соответствует требуемому экологическому классу. 10.10.2016 года административный истец обратился в Левобережный таможенный пост Воронежской таможни с заявлением, в котором просил выдать ПТС вне зависимости от экологического класса двигателя и без необходимости предоставления одобрения типа транспортного средства, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и без выполнения требований Технического регламента. 24.10.2016 года Левобережный таможенный пост Воронежской таможни сообщил Венгерову Д.И., что заявитель не является участником программы, в связи с чем ему необходимо предоставить одобрение типа транспортного средства, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, однако, автомобиль истца не имеет указанных документов. Венгеров Д.И. полагает, что требование Левобережного таможенного поста Воронежской таможни является незаконным, поскольку на Украине он проживал с матерью, сестрой Венгеровой В.И. и ее сыном одной семьей, автомобиль куплен на совместные денежные средства, у Венгеровой В.И. имеется водительское удостоверение, что подтверждается факт нахождения в ее пользовании указанного автомобиля, несмотря на то, что он зарегистрирован на административного истца, в связи с чем Венгеров Д.И. полагает, что имеет место нарушение прав и законных интересов как его как, так и его сестры Венгеровой В.И., которая является участницей Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, так как данный автомобиль является единственным транспортным средством нашей семьи, ввезенным на территорию Российской Федерации (л.д.7-10).

Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23.01.2017 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Левобережный таможенный пост Воронежской таможни (л.д.89-90).

Лица, участвующие в деле, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании административный истец Венгеров Д.И. административный иск поддержал и просил суд удовлетворить его в полном объеме.

Представитель административного ответчика Воронежской таможни Суслова Г.В., действующая на основании доверенности от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (л.д.39) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.40), административный иск не признала, возражала против его удовлетворения, предоставила суду письменные возражения на административное исковое заявление (л.д.43-46).

Заинтересованное лицо Левобережный таможенный пост Воронежской таможни в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, в связи с чем суд полагает возможным на основании ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотреть административное дело по существу в отсутствие заинтересованного лица.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.

Частью 4 статьи 4 КАС РФ предусмотрено, что иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Согласно ч.3 ст.38 КАС РФ административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 1 ст.219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Венгеров Д.И., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженец села <адрес> Российской Федерации, был зарегистрирован по адресу: <адрес>, являлся гражданином <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина <адрес> (л.д.23-27).

16.04.2015 года УФМС России по Воронежской области было принято решение о разрешении временного проживания на территории Российской Федерации и с 26.04.2016 года до 16.04.2018 года Венгеров Д.И. имеет место регистрации по адресу: <адрес>, бульвар Победы, <адрес> (л.д.26, 36).

22.04.2016 года Отделом УФМС России по Воронежской области в Железнодорожном районе г.Воронежа Венгерову Д.И. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации (л.д.50).

Венгеров Д.И. имеет водительское удостоверение, полученное в <адрес> 10.11.2010 года (л.д.51).

Венгерова В.И., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженка села <адрес> Российской Федерации, зарегистрирована по адресу: <адрес>, является гражданином Республики <адрес>, имеет несовершеннолетнего ребенка (ФИО)5, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, что подтверждается паспортом гражданина <адрес> (л.д.28-32).

16.04.2015 года УФМС России по Воронежской области в отношении Венгеровой В.И. и Венгерова В.Р. было принято решение о разрешении временного проживания на территории Российской Федерации сроком до 16.04.2018 года (л.д.31).

Венгерова В.И. имеет водительское удостоверение от 14.07.2012 года серии ВАЕ (№), выданное в <адрес> (л.д.33).

23.07.2015 года УФМС России по Воронежской области выдало Венгеровой В.И. свидетельство № (№) участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в котором в качестве членов семьи указан сын Венгеров В.Р. и брат Венгеров Д.И. (л.д.16-19).

07.10.2016 года Венгеров Д.И. обратился к начальнику Левобережного таможенного поста Воронежской области с заявлением об оформлении принадлежащего ему автомобиля марки ВАЗ 211540, 2010 года выпуска, VIN (№) без уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, так как он является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (свидетельство участника Государственной программы от СС (№) от 23.07.2015 года, в РФ намерен проживать постоянно (л.д.49).

Также 07.10.2016 года Венгеровым Д.И. была подана пассажирская таможенная декларация, из которой следует, что в связи с убытия из Республики Украина в Российскую Федерацию им перемещается транспортное средство, подлежащее таможенному декларированию – ВАЗ 211540, регистрационный номер (№), 2010 года выпуска, идентификационный номер (№) не снятый с регистрационного учета в государстве предыдущей регистрации,

10.10.2016 года Венгеров Д.И. обратился к начальнику Левобережного таможенного поста Воронежской таможни с заявлением, в котором просил выдать паспорт транспортного средства на ранее задекларированный автомобиль без необходимости предоставления одобрения типа транспортного средства, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и без выполнения требований Технического регламента (л.д.12-13).

24.10.2016 года начальник Левобережного таможенного поста Воронежской таможни на заявление Венгерова Д.И. сообщил, поскольку Венгеров Д.И. согласно данным Государственнгой программы СС (№) не является участником Государственной программы и не относится к категории лиц, перечисленных в п.60.9 Совместного приказа, при выдаче ПТС на транспортное средство ВАЗ 211540, 2010 года выпуска, VIN (№) для заполнения строки 14 «Одобрении типа транспортного средства» необходимо предоставить сведения об ОТТС или СБКТС, выданное на вышеуказанное транспортное средство, в связи с чем выдача ПТС на принадлежащий Венгерову Д.И. автомобиль возможна при предоставлении требуемых положениями Совместного приказа документов и сведений (л.д.20-22).

Не согласившись с указанным ответом Левобережного таможенного поста Воронежской таможни и действиями Воронежской таможне по не выдаче паспорта транспортного средства, административный истец Венгеров Д.И. 24.11.2016 года обратился в суд с настоящим административным иском, в связи с чем судом проверено и установлено соблюдение предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд.

Согласно ст.150 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 года № 17) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Статьей 1 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей.

В силу ст.2 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Согласно Общему положению о таможне, утвержденному приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1700 (приложение № 2) таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной настоящим положением.

Регион деятельности таможни определяет ФТС России.

Таможня в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иным законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами органов валютного регулирования, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами РТУ, в регионе деятельности которого находится таможня, а также настоящим положением.

Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов (далее - таможенные посты) и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14.08.2001 года (№) (в редакции от 26.09.2003 года, с учетом редакции Приказа ГТК РФ от 01.10.2001 года (№)) «О совершенствовании системы управления таможенными органами, расположенными на территории Центрального федерального округа» с 01.09.2001 года создан Левобережный таможенный пост II категории в г. Воронеже, непосредственно подчиненный Воронежской таможне.

Пунктом 7 приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14.08.2001 года (№) установлено с 01.09.2001 года следующие наименования таможенных постов, подчиненных таможенным органам Центрального таможенного управления:

Воронежская таможня:

- Борисоглебский таможенный пост (код 10810);

- Кантемировский таможенный пост (код 10806);

- Левобережный таможенный пост (код 10817);

- Лискинский таможенный пост (код 10812);

- Россошанский таможенный пост (код 10803);

- таможенный пост Аэропорт Воронеж (код 10815).

В целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте Совет Министров Правительством Российской Федерации вынесено постановление от 18.05.1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств», которым установлено, что паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.

Приказом МВД России (№), Минпромэнерго России (№), Минэкономразвития России (№) от 23.06.2005 года (в редакции от 11.11.2015 года) утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, в силу п.20 которого оформление паспортов таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.

В силу п.6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС (одобрение типа транспортного средства) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ (одобрение типа шасси). Допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.

Согласно п.57 указанного Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств паспорта выдаются таможенными органами, в том числе, после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

Пунктом 59 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств предусмотрено, что выдача таможенными органами паспортов, а также внесение таможенными органами в паспорта сведений об уплате утилизационного сбора в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, осуществляется после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.

Статьей 24.1. Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Кроме того, в соответствии с п.70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств установлено, что в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, паспорта не выдаются.

Из пункта 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств следует, что требования абзаца четвертого пункта 70 настоящего Положения не распространяются на транспортные средства, указанные в подпунктах 3 и 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также принадлежащие физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.

В паспортах, выдаваемых таможенными органами, в графе «Экологический класс» ставится прочерк, в раздел «Особые отметки» вносятся сведения о документах, подтверждающих возможность отнесения таких транспортных средств к транспортным средствам, указанным в абзаце первом настоящего пункта.

Собственникам, относящимся к одной из категорий физических лиц, определенных в подпункте 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, паспорта на транспортные средства, экологический класс которых не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, выдаются таможенными органами только на одно транспортное средство.

Пунктом 60.9. Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств установлено, что Строка 17 заполняется в соответствии с пунктом 41 настоящего Положения.

Допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).

Указанный пункт действует в редакции Приказа МВД России (№), Минпромторга России (№), ФТС России (№) от 11.11.2015 года.

В п.8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года (№) указано, что документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются:

для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, - одобрение типа транспортного средства;

для шасси - одобрение типа шасси;

для единичных транспортных средств - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства;

для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Документы, удостоверяющие соответствие требованиям настоящего технического регламента, в структуре своего регистрационного номера имеют единое обозначение, подтверждающее их действительность на единой таможенной территории Таможенного союза, а также отличительное обозначение государства, в котором они были оформлены.

Из пункта 6 Технического регламента следует, что «единичное транспортное средство» - транспортное средство:

- изготовленное в государствах - членах Таможенного союза:

в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение; или

вне серийного производства в индивидуальном порядке из сборочного комплекта; или

являющееся результатом индивидуального технического творчества; или

выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу;

- ввозимое на единую таможенную территорию Таможенного союза:

физическим лицом для собственных нужд; или

ранее участвовавшее в дорожном движении в государствах, не являющихся членами Таможенного союза, при условии, что с момента изготовления транспортного средства прошло более трех лет;

«Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства» - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.

Вместе с тем, пунктом 3 Технического регламента предусмотрено, что действие настоящего технического регламента не распространяется на транспортные средства, в том числе, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Указом Президента РФ от 22.06.2006 года (№) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно пп. «в» п.6 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

К членам семьи участника Государственной программы относятся:

супруга (супруг);

дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством);

дети супруги (супруга) участника Государственной программы;

родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга);

дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе.

Из указанного следует, что по смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом Венгеров Д.И. является членом семьи Венгеровой В.И., являющейся членом Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а по смыслу Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России (№), Минпромэнерго России (№), Минэкономразвития России (№) от 23.06.2005 года не относится к членам семьи своей сестры Венгеровой В.И. как участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с той степенью родства, с которой то требует законодатель для предоставления льготных условий получения паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль, ввозимый на территорию Российской Федерации, в связи с чем административный иск Венгерова Д.И. не подлежит удовлетворению, поскольку судом установлена законность и обоснованность оспариваемых действий Воронежской таможни по не выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль и отсутствие нарушение прав и законных интересов административного истца административным ответчиком, поскольку для получения паспорта транспортного средства Венгеровым Д.И. не предоставлен соответствующий перечень необходимых для этого документов.

Аналогичная позиция следует из письма Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 28.01.2016 года (№) «Об оформлении ПТС на транспортные средства, ввозимые членами семьи участника госпрограммы», в котором указано, что исходя из системного толкования норм права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации осуществлять оформление ПТС на транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию в качестве личного имущества совершеннолетними супругом (супругой), совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми супруга (супруги) участника Госпрограммы, вписанными в свидетельство участника Госпрограммы, с освобождением от соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года (№), при условии уплаты ими утилизационного сбора.

Суд критически относится к доводам административного истца о принадлежности указанного автомобиля семье Венгеровых, поскольку он был куплен на совместные денежные средства, а также к указанию на пользование Венгеровой В.И. данным транспортным средством, что в силу положений закона не влияет на необходимость соблюдения требований указанных нормативных актов.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст.ст.175-180, п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Вергерова Д.И. к Воронежской таможне о признании незаконным бездействия Левобережного таможенного поста Воронежской таможни по не выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль, возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства на автомобиль, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца с даты его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд города Воронежа.

Судья:                                                                    Н.А. Каширина

Решение принято в окончательной форме 06.03.2017 года

1версия для печати

2а-1078/2017 (2а-8936/2016;) ~ М-7404/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Венгеров Денис Иванович
Ответчики
Воронежская таможня
Другие
Левобережный таможенный пост Воронежской таможни
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Каширина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
24.11.2016Регистрация административного искового заявления
24.11.2016Передача материалов судье
24.11.2016Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2016Судебное заседание
22.12.2016Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.01.2017Судебное заседание
27.02.2017Судебное заседание
06.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2018Дело оформлено
25.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее