РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 года пос. Дубна Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Никифоровой О.А.,
при секретаре Полсычевой И.М.,
с участием истца Мартыновой Н.Д., представителя ответчика Позднякова Н.В. по доверенности Поздняковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-551/2018 по иску Мартыновой Н.Д. к Агеевой В.Г., Позднякову Н.В., администрации муниципального образования Воскресенское Дубенского района Тульской области о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства, об установлении факта принятия наследства, признании квартиры частью жилого дома, признании права собственности на часть жилого дома в порядке наследования по завещанию,
установил:
Мартынова Н.Д. обратилась в суд с иском к Агеевой В.Г., Позднякову Н.В., администрации муниципального образования Воскресенское Дубенского района Тульской области о признании квартиры частью жилого дома, признании права собственности на часть жилого дома.
В обоснование исковых требований указано, что жилой дом № по ул. <адрес> с. <адрес> является трехквартирным жилым домом усадебного типа, а именно квартира №, квартира № и часть жилого дома (бывшая квартира №).
В квартире № дома № по ул. <адрес> были зарегистрированы и проживали Комарова З.М., умершая ДД.ММ.ГГГГ и Комаров Д.П., умерший ДД.ММ.ГГГГ, являющиеся родителями истца Мартыновой Н.Д.
Комарова З.М. оставила завещание на принадлежащее ей ко дню смерти имущество своей дочери Мартыновой Н.Д.
Квартира № принадлежала Корякиной Н.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ После смерти Корякиной Н.Г. истец Агеева В.Н., приходящаяся ей сестрой, вступила в наследство.
Собственником части жилого дома (квартиры №) является Поздняков Н.В.
Квартира №, квартира № и часть жилого дома (бывшая квартира №) расположены в жилом доме, представляют собой изолированные помещения, имеют отдельные входы, автономные от соседей коммуникации, то есть фактически являются частью жилого дома, что подтверждается техническим паспортом.
Просит суд установить факт принятия наследства к имуществу Комаровой З.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ и Комарова Д.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ; восстановить пропущенный срок принятия наследства к имуществу умерших Комаровой З.М. и Комарова Д.П.; признать за ней право собственности в порядке наследования по завещанию на часть жилого дома № по ул. <адрес> с. <адрес>.
В ходу судебного разбирательства истец Мартынова Н.Д. уточнила исковые требования, и ссылаясь на основания, указанные в первоначальном исковом заявлении, просила восстановить пропущенный срок для принятия наследства по завещанию после смерти Комаровой З.М., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ Установить факт принятия наследства по завещанию после смерти Комаровой З.М., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ Признать квартиру №, площадью 44,0 кв.м., состоящую из помещений литер А4 кухни площадью 12,9 кв.м., литера А жилой комнаты площадью 5,0 кв.м., жилой комнаты площадью 11,2 кв.м., коридора площадью 3,9 кв.м., коридора площадью 6,0 кв.м., литер а1 холодной пристройки площадью 5,0 кв.м., частью жилого дома № расположенного по адресу: <адрес>, а также признать за ней право собственности на часть вышеуказанного жилого дома в порядке наследования по закону после смерти Комаровой З.М., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ
Истец Мартынова Н.Д. в судебном заседании доводы искового заявления с учетом их уточнения поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Ответчик Агеева В.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований Мартыновой Н.Д. не возражала.
Представитель ответчика Позднякова Н.В. по доверенности Позднякова Л.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Мартыновой Н.Д. с учетом их уточнения.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Воскресенское Дубенского района Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, заместитель глава администрации в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражал против удовлетворения исковых требований Мартыновой Н.Д.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Агеевой В.Г., представителя ответчика администрации муниципального образования Воскресенское Дубенского района Тульской области, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Выслушав объяснения истца Мартыновой Н.Д., представителя ответчика Позднякова Н.В. по доверенности Поздняковой Л.Н., изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Исходя из пункта 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 указанного кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Нормой статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, если не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно разъяснений, изложенным в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания) (пункт 36 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9).
Как следует из материалов дела и установлено судом, родителями истца Комаровой (в настоящее время Мартынова) Н.Д являются Комарова З.М. и Комаров Д.П., что усматривается из свидетельства о рождении.
ДД.ММ.ГГГГ умерла Комарова З.М., что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> №, выданным 10 ноября 2017 г. Воскресенским сельским Советом Дубенского района Тульской области.
После смерти Комаровой З.М. открылось наследство в виде дома № по ул. <адрес> с. <адрес>, которую наследодатель завещала дочери Комаровой (в настоящее время Мартынова) Н.Д., что следует из ее завещания от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного секретарем исполкома Воскресенского сельского Совета народных депутатов Дубенского района Тульской области и заверена печатью.
В установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства Мартынова Н.Д. (наследник по завещанию) с заявлением о принятии наследства к имуществу Комаровой З.М. не обратилась.
В материалах дела имеется заявление о принятии наследства, подписанное Комаровым Д.П. (супругом Комаровой З.М. и отцом Мартыновой (Комаровой) Н.Д.), поданное нотариусу Дубенского нотариального округа Тульской области Стрижаковой Е.К. ДД.ММ.ГГГГ, однако свидетельство о праве на наследство не выдано.
ДД.ММ.ГГГГ умер Комаров Д.П., что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> №, выданным 02 апреля 1997 г. Воскресенской сельской администрацией Дубенского района Тульской области.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец Мартынова Н.Д. просит восстановить ей срок для принятия наследства по завещанию после смерти матери, указав на то, что завещание, составленное Комаровой З.М., на ее имя она обнаружила только в 2016 году, однако она приняла наследство после смерти матери Комаровой З.М. фактически, поскольку принимала посильное участие в похоронах матери и отца, в настоящее время пользуется квартирой №, расположенной в жилом доме № по ул. <адрес> с. <адрес>, несет бремя его содержания, оплачивает коммунальные ресурсы, поддерживает имущество в надлежащем состоянии. Также указала, что получить свидетельство на квартиру № не представляется возможным, поскольку в состав наследственного имущества входит не квартира, а жилой дом № по ул. <адрес>.
В соответствии со статьей 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятии наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил это срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятии наследства, обратился в суд с течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Принятие наследником по закону какого-либо незавещанного имущества из состава наследства или его части (квартиры, автомобиля, акций, предметов домашнего обихода и т.д.), а наследником по завещанию - какого-либо завещанного ему имущества (или его части) означает принятие всего причитающегося наследнику по соответствующему основанию наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, включая и то, которое будет обнаружено после принятия наследства. Совершение действий, направленных на принятие наследства, в отношении наследственного имущества, данному наследнику не предназначенного (например, наследником по завещанию, не призываемому к наследованию по закону, в отношении незавещанной части наследственного имущества), не означает принятия причитающегося ему наследства и не ведет к возникновению у такого лица права на наследование указанного имущества (пункт 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Следовательно, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела, подлежащим доказыванию, является факт принятия наследства Мартыновой Н.Д. в части завещанного имущества.
Суд полагает, что доказательства фактического вступления в наследство в части завещанного имущества истцом представлены, данный вывод следует из пояснений истца Мартыновой Н.Д. и не оспорен сторонами, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости восстановления пропущенного срока для принятия наследства по завещанию после смерти Комаровой З.М.
Положениями статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно данным технического паспорта, составленного Дубенским производственным участком Белевского отделения Центрально-Черноземского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на 15 декабря 2017 г., жилой дом № по ул. <адрес> с. <адрес> имеет общую площадь 181,8 кв.м., является трехквартирным жилым домом усадебного типа, 1917 года постройки, состоящий из квартиры №, квартиры № и части жилого дома.
Спорная квартира №, занимаемая истцом Мартыновой Н.Д., имеет площадь 44,0 кв.м.
Квартиру № площадью 61,4 кв.м. фактически занимает Агеева В.Г.
Часть жилого дома площадью 76,4 кв.м. занимает Поздняков Н.В.
Таким образом, истец фактически пользуется изолированной частью жилого дома, соответствующей общей площади 44,0 кв.м., состоящей из помещений литер А4 кухни площадью 12,9 кв.м., литера А жилой комнаты площадью 5,0 кв.м., жилой комнаты площадью 11,2 кв.м., коридора площадью 3,9 кв.м., коридора площадью 6,0 кв.м., литер а1 холодной пристройки площадью 5,0 кв.м.
Судом установлено, что, не являясь по закону собственником части жилого дома, соответствующей общей площади 44,0 кв.м., истец открыто и непрерывно владеет частью жилого дома как своим недвижимым имуществом.
Часть жилого дома, фактически занимаемая истцом общей площадью 44,0 кв.м., изолирована, имеет отдельный вход, автономные от соседей коммуникации, не требует перепланировки и переоборудования для использования по функциональному назначению.
Учитывая сложившийся порядок пользования жилым домом, истец настаивает на передаче в собственность части жилого дома – квартиры №, соответствующей общей площади 44,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, оставшейся после смерти ее матери Комаровой З.М.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 года по жалобе гражданки Кулаковой на нарушение ее конституционных прав абз. 5 ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», в котором указано, что в результате принятия Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года понятия «жилой дом (часть дома)» и «квартира» как объект частной собственности были полностью уравнены в правовом титуле.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности и исходя из приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу о том, что спорная квартира № расположенная в жилом доме № 35 отвечает предъявляемым законодательством требованиям к понятию «часть жилого дома», что является основанием для признания занимаемой истцом квартиры частью жилого дома.
С учетом вышеизложенного заявленные истцом исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению, с признанием за истцом права собственности на часть жилого дома. Признанием за ним права собственности на часть жилого дома не нарушаются права и законные интересы других лиц.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Мартыновой Н.Д. удовлетворить.
Восстановить Мартыновой Н.Д. пропущенный срок для принятия наследства, открывшегося после смерти матери Комаровой З.М., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Установить факт принятия Мартыновой Н.Д. наследственного имущества после смерти матери Комаровой З.М., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать занимаемое Мартыновой Н.Д. помещение – квартиру №, площадью 44,0 кв.м., состоящую из помещений литер А4 кухни площадью 12,9 кв.м., литера А жилой комнаты площадью 5,0 кв.м., жилой комнаты площадью 11,2 кв.м., коридора площадью 3,9 кв.м., коридора площадью 6,0 кв.м., литер а1 холодной пристройки площадью 5,0 кв.м., частью жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Мартыновой Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на часть жилого дома №, общей площадью 44,0 кв.м., состоящую из помещений литер А4 кухни площадью 12,9 кв.м., литера А жилой комнаты площадью 5,0 кв.м., жилой комнаты площадью 11,2 кв.м., коридора площадью 3,9 кв.м., коридора площадью 6,0 кв.м., литер а1 холодной пристройки площадью 5,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти Комаровой З.М., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Никифорова