24RS0№-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 г. с. Партизанское
Партизанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гиля П.И., при секретаре Капканщиковой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-44/2022 по исковому заявлению ГКУ ЦЗН г.Новокузнецка к Зверевой Наталье Николаевне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
установил:
В Партизанский районный суд обратилось ГКУ ЦЗН <адрес> к ответчику Зверевой Н.Н. с исковыми требованиями о взыскании с ответчика незаконно полученных денежных средств в размере 58728 рублей 81 копейку в пользу истца.
Требования истца мотивированы тем, что, ответчик при обращении в ГКУ ЦЗН <адрес> указала в заявлении о регистрации в качестве безработной недостоверные сведения о месте жительства в <адрес>, тогда как она была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, в связи с чем незаконно получила пособие по безработице в размере 58728 рублей 81 копейку.
Сторона истца в лице представителя по доверенности извещалась судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представитель истца письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Зверева Н.Н., ее представитель по доверенности ФИО6 извещались судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие стороны ответчика, в общем порядке.
В письменных возражениях на иск ответчик просит отказать в иске в связи с тем, что, копия паспорта Зверевой Н.Н. с отметкой о регистрации была приложена к поданному электронному заявлению, в момент подачи заявления в ЦЗН Зверева Н.Н. проживала в г.Новокузнецке, до этого осуществляла трудовую деятельность в г.Новокузнецке в течение 5 лет, в связи с чем полагала, что обращаться в ЦЗН необходимо в соответствии с последним местом работы и местом фактического проживания. В случае выявления ошибки на этапе принятия заявления и отказе, Зверева Н.Н. обратилась бы по месту регистрации. В случае возврата денежных средств Зверева Н.Н. лишается права на установленные социальные гарантии при потере работы в связи с фактической ошибкой ЦЗН, принявшей ее заявление по месту фактического проживания. Признаков недобросовестного поведения Зверевой Н.Н. не имется, все документы были предоставлены должным образом(л.д.40-41).
Исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в порядке ст.67 ГПК РФ, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том Числе в связи с потерей работы.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 данного Закона (занятые граждане).
Главой III Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункта 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пункт 3 Временных правил).
Пунктом 4 (1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 г. осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (пункт 9 Временных правил).
Исходя из пункта 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подпункта "д" пункта 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Судом установлено, что Зверева Н.Н. подачей заявления ДД.ММ.ГГГГ через портал «Работа в России» обратилась в ГКУ ЦЗН <адрес> с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного, с указанием в строке «Адрес места жительства(пребывания): <адрес>, пр-т. ФИО4, <адрес>(л.д.18-19).
Приказами ГКУ ЦЗН г.Новокузнецка от 18.05.2020 Зверева Н.Н. была признана безработной, ей назначено пособие по безработице с 08.05.2020 с установлением периода выплаты пособия по безработице с 08.05.2020 по 01.09.2020(л.д.21-23).
Приказом ГКУ ЦЗН г.Новокузнецка от 15.08.2020 №228П330/2011 выплата пособия по безработице Зверевой Н.Н. прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 08 мая 2020 г. в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, в примечании указано: регистрация по месту жительства в с.Партизанское Красноярский край(л.д.27).
В приказе ГКУ ЦЗН г.Новокузнецка от 15.08.2020 №228П332/2011 указано: не осуществлять выплату пособия по безработице Зверевой Н.Н. 3 месяца 4 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по 11.08.2020(л.д.28).
Согласно предоставленной копии паспорта, сведений миграционного пункта по запросу суда, Зверева Н.Н. имеет регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>(л.д.61,65).
В представленной ответчиком копии трудовой книжки Зверевой Н.Н. указано, что она с 19.02.2016 по 09.04.2020 работала в ЗАО «М-Ресто» г.Новокузнецка(л.д.45). Те же сведения указаны в трудовом договоре(л.д.47-48).
В представленном ответчиком нотариальном протоколе осмотра доказательств – интернет-сайта госуслуг указан адрес постоянной регистрации ответчика как <адрес> края, <адрес>(л.д.49-58).
В представленном ответчиком ее заявлении в ЦЗН с сайта госуслуг указаны сведения о предоставлении фото разворота паспорта с актуальной регистрацией(л.д.59).
Оценив указанные выше доказательства суд приходит к выводу о том, что при подаче Зверевой Н.Н. в дистанционной форме в ГКУ ЦЗН <адрес> заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным, ответчиком были представлены достоверные сведения о месте своего фактического пребывания - в строке «Адрес места жительства(пребывания) ответчик указала <адрес>, пр-т. ФИО4, <адрес>, где фактически на тот момент проживала. Суд полагает, что реализация гражданином права быть зарегистрированным в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не поставлена в зависимость от места жительства такого гражданина, соответствующего месту его регистрации, в действиях ответчика Зверевой Н.Н. как лица, обратившегося за получением соответствующей государственной услуги отсутствует недобросовестность, свидетельствовавшая о наличии умысла на получение пособия по безработице обманным путем.
Доказательств отсутствия права Зверевой Н.Н. на получение пособия по безработице, факта получения такого пособия также по месту регистрации суду не предоставлено.
Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
Толкование пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" соотносится с положениями части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации и статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми место жительства либо пребывания гражданина не связывается с местом его регистрации.
Кроме того, согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации само по себе не может являться формально непреодолимым препятствием для получения мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации его права на защиту от безработицы, при том условии, что в действиях такого гражданина не содержится признаков злоупотребления правом. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами, а также видом такой регистрации.
Сведений о том, что наряду с обращением к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ответчик также обращался, либо имел намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное вне места своего фактического проживания ответчиком, как указано выше, не предоставлено. Доказательств наличия в действиях ответчика злоупотребления правом иного рода истцом также не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать полностью в удовлетворении иска ГКУ ЦЗН г.Новокузнецка к Зверевой Наталье Николаевне о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Партизанский районный суд.
Председательствующий: судья П.И. Гиль
Мотивированное решение составлено 29.04.2022 года.