Судья – Салий О.Н. Дело № 33а-8814/21
(№2а-1105/20)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 марта 2021 года г. Краснодар
Суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в составе:
судьи: Золотова Д.В.,
при секретаре Поцепуновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края к Вербональ Т.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
апелляционной жалобе начальника ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края Балаба Т.Д. на решение Анапского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2020 года,
заслушав доклад судьи, суд апелляционной инстанции,
установил:
ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Вербональ Т.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени. В обоснование требований указано, что на налоговом учете в ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края состоит в качестве налогоплательщика Вербональ Т.В., которая является плательщиком земельного налога, налога на имущество, транспортного налога. Налоговым органом установлена недоимка по транспортному налогу (пени) за 2013, 2014, 2015 года на общую сумму в размере 2 833,94 рубля, в соответствии с чем, Вербональ Т.В. направлено соответствующее требование <№...> от 10.03.2017 года. До настоящего времени требование об уплате указанной задолженности административным ответчиком не исполнено, в связи с чем, налоговый орган был вынужден обратиться в суд.
Решением Анапского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2020 года административное исковое заявление межрайонной
ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края к Вербональ Т.В. о взыскании
задолженности по транспортному налогу и пени оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд, начальник ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края
Балаба Т.Д. просит решение Анапского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска. В обосновании требований жалобы указано, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным, принято с нарушением норм материального и процессуального права и подлежит отмене.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, их представителей обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Согласно статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что в 2013-2015 годах административному ответчику Вербональ Т.В. на праве собственности принадлежали объекты налогообложения, а именно: транспортное средство – <...>, государственный регистрационный знак <№...>.
В установленный налоговым законодательством срок она не исполнила обязанность по уплате указанных налогов, в связи с чем, за каждый день просрочки стала начисляться пеня.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов и пени в адрес административного ответчика было направлено требования <№...> от 10 марта 2017 года об исполнении соответствующих обязанностей. Данные требования в установленные сроки административным ответчиком не исполнены.
В связи с не оплатой недоимки в установленные сроки налоговой орган обратился с заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 2833,94 рубля, на основании которого мировым судьи судебного участка №251 Анапского района Краснодарского края 27.01.2020 был вынесен судебный приказ о взыскании с Вербональ Т.В. задолженности, о чем свидетельствуют материалы гражданского дела №2а-291/20.
20.02.2020 вышеуказанный судебный приказ отменен, в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусматривает, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лицо производится в соответствии законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со статьей 17.1 Кодекса административного судопроизводства РФ мировой судья рассматривает заявление о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 «Производство по административным делам о вынесении судебного приказа» настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имуществ физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что действующим законодательством четко регламентирована процедура взыскания в судебном порядке. В рассматриваемом случае недоимки по налогам и пеням, состоящая из двух последовательных этапов: первый - обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа; второй - обращение в суд с административным исковым заявлением в случае отмены судебного приказа.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 76.10.2017 №2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав п.3 ст. 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органам должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст.48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
По смыслу вышеприведенных норм при рассмотрении дела о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями т. 48 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. При этом проверка соблюдения налоговым органом сроков обращения в суд, предусмотренных ст. 48 НК РФ, является обязанностью суда независимо от наличия соответствующего заявления налогоплательщика физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В случае пропуска налоговым органом срока подачи о взыскании налога (пени) без уважительных причин суд отказывает в его удовлетворении.
Учитывая изложенное выше, тот факт, что срок исполнения Вербональ Т.В. обязанности по уплате налогов и пеней был установлен по требованию <№...> от 10 марта 2017 года до 18 апреля 2017 года, при этом, налоговый орган обратился к мировому судье лишь 27.01.2020 года, то есть за пределами шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, а также принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 26.10.2017 №2465-О, при отсутствии доказательств уважительности пропуска срока для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, суд апелляционной инстанции полагает верным вывод районного суда о том, что пропуск такого срока без уважительных причин, исключает возможность удовлетворения административного искового заявления в суде первой инстанции.
Кроме того, судья Краснодарского краевого суда полагает необходимым также указать следующее.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства РФ в предварительном судебном заседании суд
может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд.
Согласно статье 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 123.5 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации предусмотрено, что судебный приказ выносится без
судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования
представленных доказательств.
Вместе с тем, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предоставлено право мировому судье при вынесении судебного приказа разрешать вопрос о восстановлении пропущенного на обращение в суд срока, сам факт выдачи судебного приказа не может свидетельствовать о восстановлении пропущенного срока.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Пропуск административным истцом установленного законом шести месячного срока для обращения в суд за защитой своих интересов, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса РФ», следует, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст.48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска, суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Согласно части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции верно установлены обстоятельства пропуска административным истцом срока подачи настоящего административного иска, оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд не имеется, уважительных причин пропуска срока административным истцом не представлено, следовательно, в удовлетворении административного иска налогового органа отказано обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы проверены, и не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.
Оснований для отмены судебного решения, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Анапского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2020 года является законным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
определил:
решение Анапского районного суда Краснодарского края от 28 сентября 2020 года оставить без изменений, апелляционную жалобу начальника ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края Балаба Т.Д. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.
Председательствующий: