Дело № <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми <Дата обезличена> года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Екимовой Н.И.,
при секретаре Соболевой Т.Н.,
с участием истца Саламова И.С. оглы, представителя третьего лица <Организация обезличена> - <Фамилия обезличена>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саламова И.С. оглы к <Ответчик обезличен> об установлении статуса малоимущего и о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Саламов И.С. оглы обратился в суд с иском к <Ответчик обезличен> о признании его и членов его семьи малоимущими, предоставлении жилого помещения на состав семьи из пяти человек, исходя из учетной нормы на одного человека по договору социального найма в городе Воркуте пригодного для проживания в соответствии с санитарно-техническими нормами.
В обоснование иска указал, что он и члены его семьи являются нанимателями комнаты 12-15 кв.м. в общежитии по <Адрес обезличен>, однако в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчик отказывает по причине отсутствия статуса малоимущих, который он не может получить в связи с тем, что его жена и дети не имеют гражданства Российской Федерации. Кроме того, истец не может представить справку о среднем заработке за последние 12 месяцев, поскольку официально на работу его не принимали по причине отсутствия гражданства Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации ему выдали <Дата обезличена> года по решению суда.
Определением судьи Воркутинского городского суда от <Дата обезличена> года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены <Фамилия обезличена> и <Фамилия обезличена>
Истец в судебном заседании поддержал требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на иск указал, что с заявленными требованиями не согласен, так как истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, с заявлением о постановке на учет не обращался, документов, подтверждающих право состоять на учете не предоставлял.
Третьи лица <Фамилия обезличена> и <Фамилия обезличена> в судебном заседании участия не принимают, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица <Организация обезличена> в судебном заседании пояснил, что супруга и дети истца не являются гражданами Российской Федерации.
Представитель третьего лица МБУ <Организация обезличена> в судебном заседании участия не принимает, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя. В отзыве на иск указал, что на МБУ <Организация обезличена> возложена полномочия по признанию граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилого фонда. Истец <Дата обезличена> года обратился по вопросу получения его семьей статуса малоимущего, ему был разъяснен порядок определения размера среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества, выдан перечень необходимых для расчета документов. Повторно истец с полным пакетом документов не обращался.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
В соответствии ч.1, 2, 5 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В силу ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Государственным Советом Республики Коми принят закон Республики Коми от 10.11.2005г. № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми».
В соответствии со статьей 1 закона от 10.11.2005г. № 119-РЗ малоимущими гражданами для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению.
Малоимущими признаются граждане, размер дохода которых, приходящийся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению (далее - стоимость имущества), не превышают установленных органами местного самоуправления размеров.
Определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества с целью признания ее (его) малоимущей(им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления на основании документов определенных в статье 2 настоящего закона.
Решением Совета МО городского округа «Воркута» от 10.05.2006г. № 338 на муниципальное учреждение <Организация обезличена> возложены полномочия по признанию граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно выписке из журнала регистрации обращений от <Дата обезличена> года следует, что истец Саламов С.И. оглы обратился в МБУ <Организация обезличена> по вопросу получения его семьей статуса малоимущей. Ему был разъяснен порядок определения размера среднедушевого дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и выдан перечень необходимых для расчета документов.
Сведений о повторном обращении истца с полным пакетом документов не имеется. Поскольку истец не представил документы, необходимые для признания его и членов его семьи малоимущим, то он правомерно не признан малоимущим.
Кроме того, исходя из положений ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Поскольку <Ответчик обезличен> не осуществляет процедуру признания граждан малоимущими, суд полагает, что по заявленным требованиям о признании его малоимущим, ответчик в лице <Ответчик обезличен> является ненадлежащим, в связи с чем исковые требования о признании малоимущим не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела и объяснений истца в судебном заседании, его <Степень родства обезличена> <Фамилия обезличена> и <Степень родства обезличена>: <Фамилия обезличена>, <Дата обезличена> года рождения, <Фамилия обезличена>, <Дата обезличена> года рождения и <Фамилия обезличена>, <Дата обезличена> года рождения, не являются гражданами Российской Федерации. В то же время исковые требования истца фактически сводятся к предоставлению вне очереди истцу жилья с учетом членов семьи, не являющимися гражданами Российской Федерации.
Из статьи 40 Конституции Российской Федерации не вытекают гарантии бесплатного предоставления жилья иностранным гражданам, в том числе в случаях, когда эти граждане являются членами семьи граждан Российской Федерации. Разрешение данного вопроса относится к компетенции законодателя, который в части 5 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрел, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Данная правовая позиция также отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 126-О-О.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, из статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, во взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно граждан Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.
Как установлено судом, истец не признан в установленном законом порядке малоимущим и нуждающимся в жилье, на соответствующем учете в органе местного самоуправления по месту своего жительства не состоит, правом на внеочередное обеспечение жилым помещением не обладает, члены семьи, с учетом которых истец просит предоставить жилье, не являются гражданами Российской Федерации. При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований нет.
Однако, при соблюдении установленных законом условий и наличии оснований истец не лишен права требования о постановке его и семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований иску Саламова И.С. оглы к <Ответчик обезличен> о признании его и членов его семьи малоимущими, предоставлении жилого помещения на состав семьи из пяти человек, исходя из учетной нормы на одного человека по договору социального найма в городе Воркуте пригодного для проживания в соответствии с санитарно-техническими нормами - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме - <Дата обезличена> года.
Судья Н.И. Екимова