Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2237/2015 ~ М-2771/2015 от 31.07.2015

                                                                                                                                               Дело № 2-2237/2015 год

     Р Е Ш Е Н И Е

                                           Именем Российской Федерации

10 августа 2015 года                       Хостинский районный суд гор.Сочи

Краснодарского края в составе:

председательствующей судьи         Маслаковой О.В.

при секретаре                             Чакирян К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хостинского районного суда гор.Сочи гражданское дело по заявлению Петрунин Р.Е. и Сухоруков С.В. об оспаривании действия (бездействия) органа муниципальной власти,

           У С Т А Н О В И Л :

Петрунин Р.Е. и Сухоруков С.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.

В обоснование заявленных требований заявители ссылаются на то, что у Петрунина Р.Е. в пользовании на условиях аренды, совместно с Сухоруковым С.В., находится земельный участок с кадастровым номером площадью 1083 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Договором о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора от 16.12.2008 года, Договором перехода прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10.06.2009 года, Договором перехода прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.02.2014 года, Договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 02.03.2015 года. Категория земель — земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования — для проектирования и строительства многоквартирных жилых домов.Они приобрели указанный земельный участок для осуществления строительства многоквартирного жилого дома, регулярно и добросовестно вносят арендную плату за пользование земельным участком. В соответствии с договором аренды земельного участка от 16.12.2008 земельный участок с кадастровым номером :297 площадью 1083 кв.м, расположенный по адресу: г. <адрес>, предоставлен для проектирования и строительства многоквартирного жилого дома. Для реализации своих прав по владению и пользованию указанным земельным участком, 06.05.2015 года они обратились в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке по <адрес>. До настоящего времени обращение не рассмотрено. Порядок предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" на территории города-курорта Сочи, утвержден Постановлением Администрации города Сочи от 1 ноября 2013 г. N 2406. Указанный регламент содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а также основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Указанным документом определен срок 10 календарных дней для выдачи разрешений на строительство на территории города-курорта Сочи. Также, определено, что, в случае выявления оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги Департамент в срок, определенный Разделом 3 (не более 7 календарных дней с момента рассмотрения) настоящего административного регламента, направляет письменное обоснованное решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги заявителю через МАУ МФЦ города Сочи. Земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Ж-4, что предусматривает, в том числе строительство многоквартирных жилых домов.Ими в установленном ст.ст. 47,48,49 Градостроительного кодекса РФ подготовлена проектная документация и получено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации по строительству многоквартирного жилого дома по <адрес>. Получен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером по <адрес>. В отношении земельного участка разработаны и согласованы технические условия для водоснабжения, газификации, присоединения к электрическим сетям, телефонизации и радиофикации, отведения поверхностных и подземных вод и диспетчеризации лифта. Таким образом, ими для получения разрешения на строительство, были представлены все предусмотренные п.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ документы. Однако, администрацией города Сочи до настоящего времени разрешение на строительство многоквартирного жилого дома не выдано.

      В ходе рассмотрения заявления Петрунина Р.Е. и Сухорукова С.В. в суде заявители уточнили свои требования, заявив об оспаривании отказа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 30.07.2015 года о выдаче разрешения на строительство, ссылаясь на то, что письменный отказ ими получен 03.08.2015 года, после обращения в суд. Считают,что законные основания для отказа в выдаче разрешения отсутствуют.

       В судебное заседание заявители не явились, в заявлениях, направленных в адрес суда заявление об оспаривании действий (бездействия) Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, поддержали в полном объеме, просили обязать администрацию города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи выдать Петрунину Р.Е. и Сухорукову С.В. разрешение на строительство многоквартирного жилого дома площадью застройки 357,6 кв.м, общей площадью 5336,7 кв.м, количеством этажей -11,строительный объем 17922 куб.м, на земельном участке с кадастровым номером площадью 1083 кв.м, расположенном по <адрес>, сроком действия 30 месяцев. При этом заявители просили обратить решение к немедленному исполнению, ссылаясь на существенное нарушение администрацией города сроков выдачи разрешения на строительство с 18 мая 2015 года, т.е. более 75 дней, т.к. 06.05.2015 года ими заключен договор с ООО «АЛК+ компании» на строительство многоквартирного дома на земельном участке и за просрочку его исполнения стороны несут штрафные санкции в размере 570 000 рублей ежедневно.

Представитель администрации города Сочи Ксифос И.Ф. против удовлетворения заявления возражал, ссылаясь на то, что исходно-разрешительная документация по вопросу выдачи разрешения на строительство по объекту «Многоквартирный жилой дом» на земельном участке по <адрес> отклонена от согласования, так как схема планировочной организации земельного участка выполнена с нарушением требований, установленных постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 « О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Отказ в выдаче разрешения считает законным и обоснованным.Просит учесть, что заявители не приводят доводов в оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство.

Учитывая, что в соответствии со ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд определил рассмотреть заявление в отсутствие указанных лиц.

    Суд, заслушав представителя администрации города Сочи, проверив материалы дела,

    Согласно Договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора от 16.12.2008 года Муниципальное образование город-курорт Сочи и К. и Д. заключили договор аренды земельного участка общей площадью 1 083 кв.м сроком с кадастровым номером до 2051 года для проектирований и строительства многоквартирных жилых домов.

    10 июня 2009 года Д. передал К. принятые на себя прав и обязательства по Договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора от 16.12.2008 года № ,что подтверждается договором перехода прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.

20 февраля 2014 года К. в соответствии с договором перехода прав и обязанностей по договору аренды земельного участка передал Ш принятые на себя обязательства и права по Договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора от 16.12.2008 года № .

02 марта 2015 года Ш по договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка передала принятые на себя обязательства и права по Договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора от 16.12.2008 года Петрунину Р.Е. и Сухорукову С.В.

Выше указанные договора : договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора от 16.12.2008 года № ,договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка прошли государственную регистрацию в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи 03 апреля 2015 года утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером .

06 мая 2015 года Петрунин Р.Х. через МАУ МФЦ города Сочи обратился в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства гор.Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома. Срок исполнения обращения установлен 18.05.2015 года.

Письмом от 30.07.2015 года Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отказал в выдаче разрешения на строительство на основании того, что схема планировочной организации земельного участка выполнена с нарушением требований, установленных постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 « О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

    Вместе с тем, порядок предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" на территории города-курорта Сочи, утвержден Постановлением Администрации города Сочи от 1 ноября 2013 г. N 2406. Указанный регламент содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а также основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Указанным документом определен срок 10 календарных дней для выдачи разрешений на строительство на территории города-курорта Сочи. Также, определено, что, в случае выявления оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги Департамент в срок, определенный Разделом 3 (не более 7 календарных дней с момента рассмотрения) настоящего административного регламента, направляет письменное обоснованное решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги заявителю через МАУ МФЦ города Сочи.

    Согласно кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером разрешенное использование – для проектирования и строительства многоквартирных жилых домов.

    Как следует из расписки в получении документов от 06.05.2015 года о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства заявителем Петруниным Р.Е. были сданы следующие документы: технические условия для водоснабжения, технические условия ОАО «Сочигоргаз»,технические условия для присоединения к электрическим сетям,правоустанавливающие документы на земельный участок,кадастровый паспорт земельного участка,технические условия на отведение поверхностных и подземных вод с объекта,технические условия на телефонизацию,радиофикацию объекта, диспетчеризацию лифта, проектная документация, положительное заключение экспертизы,положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, градостроительный план земельного участка, технический отчет об инженерно-геологических изысканиях.

        Указанная документация принята для рассмотрения 06.05.2015 года и в письме об отказе в выдаче разрешения на строительство от 30.07.2015 года не указано как основание для отказа отсутствие какого-либо документа, предусмотренного ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

    Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, представленных заявителями документов, заинтересованными лицами фактически не оспариваются и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

    По утверждению представителя администрации города Сочи Ксифос И.Ф. отказано в выдаче разрешения на строительство по одному основанию – схема планировочной организации земельного участка выполнена с нарушением требований, установленных постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 « О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

       Вместе с тем, требования к схеме планировочной организации земельного участка, предусмотренные в разделе 2 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 « О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», включают в себя 15 параметров и какой именно из них не соответствует указанным требованиям Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в письме об отказе в выдаче разрешения не назван и не конкретизирован. При этом Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи не отрицает наличие схемы в предоставленном для выдачи разрешения на строительство пакете документов.

Порядок предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" на территории города-курорта Сочи, утвержден Постановлением Администрации города Сочи от 1 ноября 2013 г. N 2406 и содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а также основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Указанным документом определен срок 10 календарных дней для выдачи разрешений на строительство на территории города-курорта Сочи. Также, определено, что, в случае выявления оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги Департамент в срок, определенный Разделом 3 (не более 7 календарных дней с момента рассмотрения) настоящего административного регламента, направляет письменное обоснованное решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги заявителю через МАУ МФЦ города Сочи.

Таким образом, решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги должно быть обоснованно.

В данном случае, отказ в выдачи разрешения на строительство, изложенный в письме от 30.07.2015 года не обоснован и не конкретизирован.

В соответствии с распределением обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) ( ст.249 ГПК РФ).

    Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

             Таким образом, по общему правилу правом на обращение в суд наделено лицо, права, свободы и законные интересы которого нарушены.

Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации,в том числе путем восстановления положения,существовавшего до нарушения права и пресечения действий,нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 ( в редакции от 09.02.2012 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений,действий(бездействия) органов государственной власти,органов местного самоуправления,должностных лиц,государственных и муниципальных служащих» определено,что в порядке, предусмотренного главой 25 ГПК РФ рассматриваются и разрешаются дела,возникшие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции,дела об оспаривании решений органов государственной власти,органов местного самоуправления,должностных лиц,связанных с согласоанием и разрешением на размещение,проетирование,строительство и реконструкцию,ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий.строений,сооружений и иных объектов,по мотиву нарукшения прав и свобод заявителя,создание препятствий к их осуществлению.

Согласно пункту 28 указанного Постановления, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания судом незаконным решения органа местного самоуправления, связанного с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий : незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.При этом удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств,имеющих значение для разрешения дела.

При рассмотрении настоящего дела указанные условия нашли свое подтверждение.

Как следует из материалов дела, департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, является структурным подразделением администрации города Сочи, осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования город-курорт Сочи.

    Таким образом, директор Департамента и его заместители вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство по заявлению арендатора земельного участка с целевым использованием. Таким образом, оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.

     В силу п.2 ст.260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

     Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами ( ст.43 ЗК РФ).

Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных норм и правил.

    По общему правилу разрешение на строительство объектов выдается органами местного самоуправления по месту нахождения подлежащего застройки земельного участка.

     Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания развития различных видов использования земельных участков.

     Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Ж-4, что предусматривает строительство многоквартирных жилых домов в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 года.

     Таким образом, противоречий между указанным в документах на землю разрешенным использованием земли и предполагаемым правовым режимом использования заявителями земельного участка не усматривается.

     Каких-либо ограничений и обременений, запрещающих строительство многоквартирного дома на земель ном участке заявителей в установленном законом порядке не зарегистрировано.

     Оспариваемый отказ нарушает права заявителей по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а также создает препятствия к осуществлению их прав на возведение на земельном участке многоквартирного жилого дома в соответствии с целевым использованием земельного участка.

Согласно ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Суд приходит к выводу о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателей или невозможности его исполнения, что подтверждено Договором подряда от 06 мая 2015 года, заключенного между Петруниным Р.Е. и Сухоруковым С.В., с одной стороны, и ООО « АЛК++ компани» в лице директора Б., с другой стороны, на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по <адрес>.Так, согласно раздела 6 указанного Договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, вопрос о выдаче разрешения подлежал рассмотрению в срок до 18 мая 2015 года,однако,отказ был получен заявителями лишь 03.08.2015 года, что повлекло нарушение ими как заказчиками исполнение условий Договора подряда более двух с половиной месяцев.

При этом суд учитывает, что в соответствии со ст.443 ГПК РФ в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199,212, 258 ГПК РФ, суд

                Р Е Ш И Л :

Признать незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 30 июля 2015 года за о выдаче разрешения Петрунину Р.Е. и Сухорукову С.В. на строительство многоквартирного жилого дома по адресу : <адрес>.

      Возложить на Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи обязанность устранить в полном объеме нарушение прав гр-на Петрунин Р.Е. и гр-на Сухоруков С.В. путем выдачи разрешения на строительство объекта «Многоквартирный жилой дом» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по <адрес> в соответствии с основными технико-экономическими характеристиками объекта капитального строительства с учетом его вида, функционального назначения и характерных особенностей.

    Решение обратить к немедленному исполнению.

    Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца.

    Решение отпечатано в совещательной комнате.

Судья                                                                          О.В.Маслакова

На момент публикации не вступило в законную силу

2-2237/2015 ~ М-2771/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петрунин Руслан Евгеньевич
Другие
Сухоруков Сергей Владимирович
Департамент Архитектуры, Градостроительства и Благоустройства администрации г. Сочи
Администрация г. Сочи
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Маслакова О.В.
Дело на сайте суда
sochi-xostinsky--krd.sudrf.ru
31.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2015Передача материалов судье
03.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2015Судебное заседание
10.08.2015Судебное заседание
10.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее